Ветераны великой отечественной войны, о чьем героическом прошлом можно было снять не один фильм, погибли от руки человека, о котором заботились как о собственном сыне
Об этом резонансном преступлении в свое время сообщали все СМИ Украины и России. 28-летний крымчанин Валерий Илларионов, обидевшись на престарелых супругов, ветеранов Великой отечественной войны Павла Вакулина и Надежду Шардакову, за то, что они не дали ему денег на выпивку, зверски убил беспомощных стариков. Во время слушаний этого дела в Верховном суде Крыма, которые закончились на минувшей неделе, прокурор, поддерживающий обвинение, назвал его «простым по фабуле, но циничным, дерзким и коварным». А один из ветеранов, на груди которого сияли фронтовые ордена и медали, покидая зал заседаний, сказал, обращаясь к подсудимому: «Будь моя воля, я бы тебя, мерзавца, задушил собственными руками!».
Когда Валера вошел в квартиру, Павел Трофимович сразу понял, что ему нужно
10 августа 2000 года Павел Трофимович Вакулин и Надежда Прокофьевна Шардакова с утра занимались домашними делами. Ближе к обеду Надежда Прокофьевна, несмотря на одолевавшие ее недуги (возраст-то уже за 80), занялась стиркой. Павел Трофимович в это время смотрел телевизор. Когда в дверь позвонили, он посмотрел в глазок и увидел за дверью Валеру. Этого симпатичного парня супруги-ветераны знали давно. Они жили на третьем этаже, а Валера со своей бабушкой -- на первом. Так уж получилось, что родители воспитанием мальчика практически не занимались, с шести лет он был предоставлен сам себе. Бабушка не могла ему заменить родную мать, хотя старалась по мере сил, чтобы одевался он не хуже своих сверстников. Старики часто ходили друг к другу в гости, пили чай и вспоминали молодость. Уезжая куда-нибудь, Вакулин и Шардакова оставляли бабушке Валеры ключи от своей квартиры. Надежда Прокофьевна уделяла мальчику, обделенному материнским вниманием и заботой, много внимания. После окончания первого класса Валера всерьез увлекся музыкой, и Надежда Прокофьевна водила его в музыкальную школу, помогала готовить уроки.
Окончив среднюю школу, Валера поступил в ПТУ. Специальность выбрал неплохую, и после окончания училища стал работать плиточником-облицовщиком. Поскольку присматривать за ним было некому, Валера очень быстро нашел себе друзей, которые день без выпивки считали прожитым зря. Он часто возвращался домой пьяным, а когда бабушка пыталась ему втолковать, что такая жизнь до добра не доведет, парень отмахивался от нее, как от назойливой мухи. Валера был почему-то уверен, что алкоголиком никогда не станет. Когда он женился и в 1993 году его жена родила дочку, бабушка успокоилась: теперь Валера, наконец-то, остепенится. Увы, ее надежды не оправдались. Молодой супруге очень скоро надоели бесконечные пьянки и скандалы -- прихватив с собой дочку, она ушла от Валерия. А вскоре покинутый супруг уволился с работы и с тех пор перебивался случайными заработками. Поначалу выручали детские вещи, которые он продавал на рынке, но скоро они кончились. И тогда Валера вспомнил о хлебосольных ветеранах. Он стал часто захаживать к ним в гости и всякий раз просил одолжить когда трешку, а когда и пятерку. Как-то к Вакулину и Шардаковой зашла бабушка Валеры и слезно попросила больше не давать внуку взаймы, потому что ее маленькой пенсии не хватает для того, чтобы возвращать долги внука.
Когда Валера вошел в квартиру, Павел Трофимович сразу понял, что ему надо -- от парня исходил густой сивушный запах. «Валера, ты уже выпил. Когда выспишься, тогда и поговорим», -- сказал Павел Трофимович. Старик чувствовал себя неловко, оттого что вынужден отказать молодому человеку, хотя и понимал, что деньги Валера непременно пропьет. Закрывая за парнем дверь, Павел Трофимович даже не догадывался о том, во что выльется его отказ.
А Валеру душила злоба. «Как же так, душа выпивки жаждет, а тут какой-то старикан со мной разговаривать не хочет, взашей, можно сказать, выталкивает!», -- негодовал он. Прихватив с собой нож и молоток, парень вернулся к соседям. Когда Павел Трофимович спросил, зачем он пришел, Валера сказал, что хочет позвонить по телефону. Павел Трофимович открыл дверь. Валера вошел в гостиную, присел на стул, снял трубку и сделал вид, будто набирает номер. Когда Павел Трофимович подошел к нему, выпивоха набросился на него и нанес несколько ударов молотком по голове. Пожилой человек упал на пол, а Валерий продолжал бить его до тех пор, пока не сломалась ручка от молотка, а затем достал нож и ударил старика еще несколько раз. На шум в гостиную вбежала Надежда Прокофьевна. Убийца нанес ей ножом удар в живот и снова набросился на ее мужа. Надежда Прокофьевна предлагала ему забрать все деньги, только бы сохранил им жизнь. Но он схватил на кухне еще один нож и стал добивать стариков.
Посчитав, что со стариками покончено, Илларионов достал из шкафа 1900 российских рублей и 100 гривен. Прихватив с собой обручальное кольцо, командирские часы, пять хрустальных ваз, чайный сервиз, он преспокойно удалился, закрыв квартиру ключом. Перед уходом переоделся в одежду Павла Трофимовича и на всякий случай оборвал телефонный шнур. Часть денег пропил, а обручальное кольцо потерял.
Истекая кровью, Надежда Покофьевна все же нашла в себе силы выйти на лестничную площадку и позвонить соседке. Попросила вызвать «скорую» и милицию и успела назвать имя убийцы. Павел Трофимович скончался в тот же день, Надежда Покофьевна -- на следующий.
«Смерть этих людей для нас -- большая утрата»
Ветераны бывшего Советского Союза, узнав о том, что произошло в Симферополе, испытали шок. В газетах появились некрологи, в которых подробно рассказывалось о героическом прошлом убитых супругов. Павел Вакулин родился в 1921 году. Закончил Белгородское педучилище, а когда началась война, отправился на фронт. Воевал на Западном и Калининском фронтах, на Харьковском направлении, участвовал в Курском сражении. Затем были тяжелейшие бои за Днепр, Берлинская и Пражская операции 1945 года в составе 1-го Украинского фронта. Награжден орденом Великой Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями. После войны окончил Чкаловское Высшее авиационное училище и военно-политическую академию.
Не менее впечатляет и боевой путь Надежды Шардаковой. Когда началась война, дипломированный врач стала парашютисткой-десантницей. Молодая девушка без колебания согласилась участвовать в заброске десанта в фашистский тыл. Три недели прорывалась к своим 23-я десантная бригада. Рядом с солдатами по болотам и грязи шагали пять девчушек. Старшей женской группы была военврач Надежда Шардакова. Раненых несли на самодельных носилках по минным полям, под обстрелом вражеской артиллерии. Когда было нужно, девушки брали в руки автоматы. После прорыва вернулись на Большую землю оборванными, истощенными, больными. За этот подвиг Надежда была награждена орденом Красного Знамени, принимала она участие и в сражении под Сталинградом. Военную гимнастерку Надежда сняла только в августе 1945 года. После окончания войны долгое время работала в одной из симферопольских больниц.
-- Смерть этих людей для нас большая утрата, -- рассказывает секретарь Комитета инвалидов Великой Отечественной войны при Симферопольском горисполкоме Зинаида Глотова, -- вместе с Надеждой Покофьевной мы создавали ветеранскую организацию. Она ходила по домам, составляла списки инвалидов. Много выступала в школах, рассказывая о войне. Надежда Прокофьевна была замечательным человеком, очень добрым -- не могла на улице мимо ребенка пройти, не угостив его чем-нибудь. Встречаясь с молодежью в школах или в вузах, учила ее нехитрым премудростям -- жить честно, не воровать и, прежде всего, -- любить родину.
-- Павел Трофимович всегда откликался на любую просьбу, -- продолжает ветеран Великой Отечественной войны, подполковник в отставке Игорь Щенников. -- Он был председателем координационного Совета контрольной комиссии Союза советских офицеров Крыма. Павел Трофимович перенес две сложнейшие операции, но если кому-либо из ветеранов нужна была помощь, ходил по организациям, ходатайствовал об улучшении жилищных условий наших стариков.
«Если бы я не пил, такого бы не случилось»
Искать убийцу долго не пришлось -- Валерия арестовали, когда он поздно вечером возвращался домой после похода по увеселительным заведениям. В преступлении Валерий чистосердечно признался, экспертиза подтвердила его вину, а медики признали вменяемым. На суде убийца заявил, что за время пребывания в СИЗО осознал ошибки и теперь не может даже себе объяснить, почему убил стариков. «Если бы я не пил, такого бы не случилось», -- уверен Валерий. Он попросил прощения у родных и близких Шардаковой и Вакулина «за причиненную боль и душевные страдания».
Прокурор, вкратце остановившись на «ратных подвигах» подсудимого, с горечью сказал, что Валерий хотя бы раз в год, 9 мая, должен был видеть Вакулина и Шардакову с орденами и медалями на груди, но что это были за люди, так и не понял.
Еще более эмоциональным было выступление Юрия Степанова, представляющего на суде интересы пострадавших: «После похорон Павла Трофимовича и Надежды Прокофьевны я подошел к дому, в котором они жили, и увидел тех парней, с которыми убийца раньше пил водку. Они, как обычно, пили и матерились, никого не стесняясь, хотя знали, что их бывший дружок сидит на нарах. И я с ужасом подумал, что скоро кончится водка, и один из них может пойти и убить очередного пожилого человека, чтобы добыть деньги! Когда человек пьян, он ничего не помнит. Разве это люди?».
Верховный суд Крыма приговорил Валерия Илларионова к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Семь лет он проведет в тюрьме и восемь -- в ИТК усиленного режима. Осужденный имеет право обжаловать приговор в Верховном суде Украины.
Читайте нас у Facebook