Одиннадцать лет назад принять декларацию о государственном суверенитете украины помог отчасти Съезд кпсс
16 июля 1990 года народные депутаты Верховного Совета УССР приняли Декларацию о государственном суверенитете Украины. К сожалению, сейчас для многих людей этот день ассоциируется лишь с распадом СССР и началом трудных реформ. Тем не менее Декларация положила начало становлению украинской государственности, стала основой для разработки собственных законов и новой Конституции -- так осуществилось вековое стремление многих поколений украинского народа к независимости. Именно в Декларации впервые было официально провозглашено современное название нашего государства — Украина.
За Декларацию о суверенитете коммунисты и демократы проголосовали дружно
За исторический документ проголосовало 357 парламентариев. Тогда, 11 лет назад, в Верховном Совете были две противоборствующие политические силы — демократическое оппозиционное меньшинство «Народна Рада» и коммунистическое большинство — «группа 239». Как ни странно, но при принятии Декларации коммунисты и демократы обошлись без привычной конфронтации, а 16 июля даже было объявлено Днем Независимости. Тот факт, что коммунисты поддержали, казалось бы, чуждую им Декларацию, одни политологи объясняли высоким уровнем сознания левых парламентариев и ответственностью за будущие Украины, другие — хитрым маневром (дабы потом формально суверенные республики могли «добровольно» создать обновленный СССР), третьи — растерянностью коммунистов после отставки Председателя Верховного Совета УССР Владимира Ивашко и шахтерских антикоммунистических забастовок
Напомним: накануне принятия Декларации В. Ивашко написал заявление о снятии с себя полномочий главы Верховного Совета УССР и отбыл в Москву, где на 28 всесоюзном съезде коммунистов был избран заместителем Генсекретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Как писал доктор исторических наук Алексей Гарань, поступок Ивашко нанес колоссальный удар по и без того низкому престижу Компартии Украины. В Киеве по этому поводу даже были устроены символические похороны экс-председателя ВС.
И хотя Россия приняла свою Декларацию о суверенитете раньше Украины, Кремль не одобрил решительный шаг Киева, сочтя принятый украинскими депутатами документ уж очень радикальным. В частности, «центр» возмутило провозглашенное Украиной право на собственные Вооруженные силы.
Почему все-таки коммунистический парламент принял столь «незалежницький» документ? Об этом «ФАКТЫ» попросили рассказать непосредственных участников этого исторического события.
Во время обсуждения в Верховном Совете самыми сложными были вопросы об отношении к Союзу, о языке и ядерном разоружении
Первый Президент Украины, народный депутат Леонид Кравчук:
-- Украина шла в фарватере России, принявшей Декларацию раньше нас и определившей таким образом путь дальнейшего развития республик. Тем не менее решение по Декларации принималось довольно тяжело. Самыми сложными были вопросы об отношении к Союзу, о языке и ядерном разоружении, внесенном Иваном Драчом. За декларацию проголосовали, но положение, в котором предлагалось считать Декларацию Конституцией, так и не приняли. Не прошло и предложение считать Декларацию политической преамбулой к новой Конституции.
Народный депутат Михаил Косив:
-- Всего было пять проектов Декларации, в том числе и мой. Для согласования общего проекта создали специальный комитет межнациональных и межреспубликанских отношений. Сначала коммунисты категорически не воспринимали Декларацию, начиная с названия: мол, как это «государственный суверенитет Украины» -- нужно, чтобы было «Украинской ССР». Но самые принципиальные разногласия возникли вокруг вопроса о собственности. Чистой собственности не имела по сути ни одна республика, поскольку все было собственностью Союза, то есть общей. Кроме того, ни один производственный процесс не имел завершенного цикла в рамках одной республики. А самым страшным для коммунистов оказался девятый раздел Декларации, в котором определялось право Украины на собственные Вооруженные силы. До последнего дня этот раздел не проходил. Мне устраивали встречи с представителями украинского и российского генералитета. Их аргументы были очень серьезны: например, они утверждали, что войска СССР настолько интегрированны, что их раздел между республиками приведет к полному разрушению армии
Не исключено, что Декларация была принята благодаря случайному фактору. Буквально накануне этого депутатам стало известно, что Ивашко сложил с себя полномочия Председателя Верховного Совета. И вместе с ним на съезд КПСС в Москву поехали и 40 самых активных депутатов-коммунистов. В Киеве среди коммунистов началась паника: мол, Ивашко нас предал. К слову, первого заместителя председателя Верховного Совета Ивана Плюща пришлось убеждать в том, что он должен поставить Декларацию на голосование. В ход пошли даже такие аргументы, как то, что гетман Мазепа тоже был Иваном Степановичем, но ему не удалось добиться независимости Украины, поэтому история поручила эту миссию Плющу Как бы там ни было, но Иван Степанович поставил Декларацию на голосование и сам проголосовал «за».
Народный депутат Лесь Танюк:
-- Время само определило, что рано или поздно Украина станет независимым государством. Говорят: «Не хватайся за колесо, катящееся вниз, -- оно тебя раздавит, лучше возьмись за колесо, катящееся вверх, -- и оно тебя вывезет». Мне кажется, что прокоммунистические депутаты понимали, что колесо катилось вверх, к независимости, и они за него уцепились, благодаря чему и спаслись. Голосование по Декларации напоминает послепутчевский вариант голосования за Акт о независимости Украины. Коммунисты тогда боялись ярлыка ГКЧПистов, поэтому и проголосовали за независимость. Что же касается Декларации, то члены Компартии все время пытались выхолостить ее содержание. Больше всего их беспокоила экономическая независимость Украины от России Тем не менее, считаю, что все решил не парламент, а общество, которое стремилось к независимости. Примечательно, что именно Декларация юридически определила такое явление, как «украинская нация», и провозгласила рождение государства на ее основе.
280Читайте нас в Facebook