Леонид Черновецкий: «Для меня и моей команды Киев — не улицы, площади и здания, это прежде всего люди с их насущными жизненными проблемами»
Киев — единственный город в Украине, где кризисные явления в экономике проявляются не так бурно, как в других областях страны. Ведь в столице на сегодня, как свидетельствует статистика, самый низкий уровень безработицы, а средняя заработная плата практически вдвое выше, чем в остальных областях, и равна 3 тысячам 108 гривням.
Кроме того, несмотря на все перипетии и недоразумения с тарифами на жилищно-коммунальные услуги, даже при повышении, введенном летом 2009 года, они остаются самыми низкими в сравнении с другими регионами страны.
Тем не менее мегаполис ощущает на себе не только удары экономического кризиса, но и стихии. Бороться с ней сложно.
«Зима в нынешнем году сложная, потребуется большое напряжение от работников всех коммунальных служб»
— Леонид Михайлович, что в городе предпринимается для уборки снежных завалов и глыб льда?
— Мы в срочном порядке выделили дополнительно 16,3 миллиона гривен, чтобы закупить топливо для снегоуборочной техники, соли, материалов для ремонта электросетей, поврежденных непогодой, и для погашения долгов по зарплате работникам жилищно-коммунального хозяйства города.
Сейчас сосредоточим все внимание на уборке придомовых территорий от снега и наледи, уборке остановок общественного транспорта, вывозе бытового мусора и сломанных непогодой деревьев, налаживании работы освещения улиц. Зима в нынешнем году сложная, видимо, еще потребуется большое напряжение от работников всех коммунальных служб города и значительные материальные затраты.
— В 2009-м Киев «сотрясало» от скандалов вокруг городской власти. Чего ждете от наступившего года?
— Прошедший год для страны, для Киева и для меня как мэра столицы был чрезвычайно тяжелым. Прежде всего из-за экономического кризиса, который переживает вся Украина. Нашу ситуацию еще усугубило изъятие из киевского бюджета 7,5 миллиарда гривен. И это при том, что ВВП города стабильно составляет около 20 процентов ВВП Украины. В 2009-м у нас было сосредоточено 44 процента всех иностранных инвестиций, а это 2 миллиарда долларов — огромные деньги, которые потом уходят в бюджет Украины. И я хочу, чтобы вы понимали: такие шаги со стороны государства создают проблемы не мне как мэру города, а в первую очередь конкретным людям — киевлянам. Эти 7,5 миллиарда забрали не у мэра, а у каждой киевской семьи.
Что касается 2010 года, то я верю, что для жителей столицы он будет лучше, чем предыдущий. Чтобы предотвратить изъятия из городского бюджета, я принял решение не выступать публично против власть имущих. Совмещать управление столицей и критику действующей власти в стране не могу — за мной стоят несколько миллионов горожан, и я уже убедился: любая моя критика сразу вызывает ответную реакцию. Если бы страдал лично я — один вопрос, но поскольку вместе со мной наказывают и жителей Киева, я принял решение максимально сократить свои публичные выступления.
Для меня и моей команды Киев — это не улицы, площади, здания, сооружения, это прежде всего люди с их насущными жизненными проблемами. И когда у города отбирают почти половину бюджета, чтобы наказать мэра, страдают прежде всего горожане, которые недополучают целый ряд услуг. Но такое мое решение не означает, что я покорюсь власти — я всегда был и останусь принципиальным, защищая интересы киевлян, как бы меня не пытались сбить с этого пути власть имущие — применением ли админресурса, ложью, провокациями
«Хочу отметить: вопрос с тарифами на транспорт очень сложный и болезненный для меня»
— Вы заявляли, что договорились с Кабмином о том, что в наступившем году изъятия из городского бюджета будут меньше. Можете назвать конкретные цифры?
— Государственный бюджет на 2010-й еще не принят, поэтому говорить о местных рано. К тому же Киев «охвачен» президентскими выборами, и некоторые главы районов больше уделяют внимания не проблемам своих районов, а подготовке к избирательной кампании в мае 2010 года в райсоветы. Ближе к лету, когда закончатся все выборы, можно будет говорить о конкретных делах. Для меня это реализация социальных программ, окончание строительства Подольско-Воскресенского моста, реконструкция Бортнической станции аэрации, завершение строительства метро на Теремки, крупных дорожных развязок, продолжение реализации программы «Твой дом, твой двор»
— Вы общаетесь с мэрами других городов. Насколько ситуация в столице хуже, чем в других областных центрах?
— Почему хуже? Киев и сейчас остается единственным городом Украины, где стабильно выплачивается заработная плата учителям, медикам, бюджетникам, где отопительный сезон начат вовремя, а коммунальное хозяйство работает в нормальном режиме. Для меня как мэра столицы, как отца и дедушки самый главный показатель стабильного развития города — рождение новых киевлян. За прошлый год в столице родилось 33 тысячи малышей — 17 тысяч мальчиков и 16 тысяч девочек. Это значительно больше, чем в 2008-м. Больше стало и первоклашек — в 2009-м в школу пошли 23 тысячи 500 ребятишек. Для них мы отремонтировали старые и открыли новые детские площадки, катки, благоустроили новые парки, продолжаем строить новые школы и детские сады.
Да, у нас есть проблемы с реализацией социальных программ, которые мы вынуждены были сократить из-за отсутствия в бюджете денег, но только Киев компенсирует социально незащищенным слоям населения разницу в коммунальных тарифах — в виде безналичной адресной помощи. И хочу заметить, что если бы не изъятые у нас 7,5 миллиарда гривен, нам бы вообще не пришлось повышать тарифы — недостающие деньги поставщикам услуг мы смогли бы выплатить за счет городского бюджета.
— Сейчас из госбюджета не компенсируется льготным категориям населения и проезд в городском транспорте. Стоит ли льготникам переживать по этому поводу?
— Перекладывать на горожан проблемы государства, которое не может обеспечить льготы незащищенным слоям населения, я не могу. В прошлом году Киев выделил годовые проездные билеты за 50 процентов их стоимости 48 тысячам семей, еще шесть тысяч семей получили проездные бесплатно. Мы возим бесплатно 800 тысяч пенсионеров — даже тех, которые согласно действующему законодательству не имеют права на льготный проезд.
— А будут в нынешнем году сокращаться маршруты коммунальных автобусов, троллейбусов?..
— Я знаю, есть нарекания на то, что сокращены некоторые транспортные маршруты, но мы это делаем, советуясь с теми, кто ими пользуется. Считаю нашей общей заслугой, что многие жители столицы включились в активное сотрудничество с городскими властями: в службу мэра 15-51 позвонило рекордное количество киевлян — более двух миллионов. Они помогают нам принимать верные решения, внося свои предложения, что позволяет правильно организовывать работу транспорта в Киеве.
Мы ведь не только сокращаем, но и добавляем маршруты городского транспорта — там, где это возможно и необходимо пассажирам. Вместе с тем хочу отметить: вопрос с тарифами на транспорт очень сложный и болезненный для меня. Метрополитен действительно терпит огромные убытки в связи с тем, что проезд льготных категорий пассажиров не возмещается из государственного бюджета, как это должно быть.
— Некоторые экономисты прогнозируют, что уже через несколько месяцев зарплаты в Украине платить будет нечем. Что можете сказать по этому поводу о ситуации в Киеве?
— Прежде всего хочу подчеркнуть: киевская администрация не платит зарплату — мы можем создавать условия для ведения бизнеса, привлекать инвесторов, но в любом случае на занятость населения и способность работодателя платить зарплату я могу влиять лишь опосредованно. Вместе с тем отмечу, что ситуация с занятостью населения в Киеве лучшая среди регионов Украины: уровень безработицы у нас в 4,3 раза меньше среднестатистического показателя по стране. При этом средняя заработная плата киевлян остается самой высокой среди регионов Украины и превышает общегосударственный показатель почти в два раза — 3 тысячи 108 гривен. Во многом это заслуга и принятой нами программы «Занятость населения на 2009-2012 годы», которая разработана с учетом принципов Стратегии занятости Европейского союза до 2010 года.
Добавлю при этом, что Государственная программа занятости в Украине с 2005 года на законодательном уровне не принималась.
— Часто вы сталкиваетесь с тем, что, принимая на городском уровне какое-либо решение, не имеете возможности его реализовать из-за того, что на государственном уровне таких норм нет?
— Вы ведь сами понимаете, что сейчас даже на высшем уровне законы принимаются не во благо людям, а под себя. Например, я принял решение об эвакуации с улиц города машин, брошенных многими водителями, в том числе народными депутатами в неположенных местах, что затрудняло движение транспорта. Специальными законами Верховной Рады эти правила, которые существуют во всех европейских странах, были устранены. В результате часто случалось, что даже скорая помощь не могла вовремя приехать и оказать помощь людям. А я не имею возможности применить соответствующие меры к нерадивым автовладельцам.
«Борьба с коррупцией только на уровне моей администрации — совершенно бесполезное дело»
— Какова судьба таких масштабных проектов, как, например, реформирование жилищно-коммунального хозяйства?
— В 2009 году в два раза больше, чем запланировано, выполнено ремонтных работ жилых домов, проведена масштабная кампания по замене счетчиков и газовых плит малообеспеченным семьям. Но вынужден констатировать: сколько бы не ремонтировали — в два, в три раза больше, эффект остается незаметным. Наша инфраструктура настолько изношена, что нужно менять все и сразу, тогда и говорить о положительных изменениях. Однако муниципальные власти даже в таком богатом мегаполисе, как Киев, никогда не смогут за свой счет реформировать жилищно-коммунальное хозяйство всего города — на это нужны огромные деньги. Я возлагаю большие надежды на инвесторов, которые придут в столицу развивать инфраструктуру под Евро-2012.
Мы уже одержали огромную победу — получили право на проведение финального матча чемпионата. Благодаря этому будем просто вынуждены подгонять нашу инфраструктуру под требования УЕФА. И слава Богу — столица от этого только выиграет. Так, уже проведен первый этап реконструкции международного аэропорта «Киев» (Жуляны), что позволило принимать «боинги» и аэробусы. Пассажирам намного удобнее и комфортнее добираться до этого аэропорта благодаря его размещению в городской черте.
— Тем не менее обвинения в коррупции в адрес киевских властей звучат постоянно
— Вы знаете, те, кто сегодня кричит на всех углах о коррупции, — как раз люди, которые раньше, при других властях, отвели себе землю «на голове» у людей, а теперь играют роль народных защитников. Я не отрицаю, что в администрации есть коррупция — к сожалению, не всегда и не во всех ситуациях имею возможность проконтролировать. Да и борьба с коррупцией только на уровне моей администрации — совершенно бесполезное дело. Мелкий чиновник, который получает мизерную зарплату и имеет возможность выдавать разрешительную документацию, пытаясь накормить свою семью, берет взятки, передает их своему начальнику, а тот — вышестоящему. Вышестоящий выходит за пределы городской администрации и идет еще выше. И так по всей системе.
Вся Украина живет по правилам тотальной коррупции. Представьте себе любой сложный механизм, в котором какой-то блок начинает работать в противоположную от всего механизма сторону. Что с этим блоком будет? Конечно, мастер его выкинет, поменяв на блок, который станет соответствовать всей системе.
Например, я и члены моей команды — успешные люди в бизнесе, не берем взяток, но это не значит, что мелкие и средние чиновники не поражены коррупцией. Эффективная борьба с коррупцией на моем уровне невозможна без установления прозрачных правил ведения управленческих дел по всей стране. Началом этой борьбы станет принятие Верховной Радой системы законов, реформирующих структуру правоохранительных и судебных органов. С апреля вступает новый закон о борьбе с коррупцией, и я возлагаю на него большие надежды
206Читайте нас в Facebook