ПОИСК
Культура и искусство

Более 70 человек за девять месяцев расписали 15 тысяч яиц, из которых художница Оксана Мась сложила уникальное мозаичное панно с изображением Божьей Матери

0:00 16 января 2010
Более 70 человек за девять месяцев расписали 15 тысяч яиц, из которых художница оксана мась сложила уникальное мозаичное панно с изображением божьей матери
Этот проект Оксана оплатила сама, истратив около 80 тысяч долларов. Планировала разместить панно на одной из станций столичного метро, но по предложению министра культуры Украины работу установили в Софии Киевской

Не имеющее аналогов мозаичное панно «Взгляд в вечность», сложенное из 15 тысяч расписанных вручную яиц и изображающее Матерь Божью, на старый Новый год открыли в самом древнем из сохранившихся ныне в Восточной Европе христианских храмов — Софийском соборе в Киеве. Мозаика очень большая — семь на семь метров, — словно светится изнутри, причем возникает иллюзия, что писанки, из которых она выложена, зависли в воздухе.

- Такой визуальный эффект достигнут несколькими приемами: во-первых, я покрыла сусальным золотом щиты, на которых в шахматном порядке уложена мозаика, — рассказала «ФАКТАМ» автор уникальной работы художница Оксана Мась.  — К тому же вначале сусальное золото было нанесено и на три тысячи писанок, и только затем их расписывали орнаментом. Возле панно я особым образом разместила светильники. Их лучи направлены так, что у зрителя складывается впечатление, словно композиция невесома, яйца ни к чему не прикреплены и свет льется сквозь них.

 — Но самое сильное впечатление производит даже не это, а потрясающе выразительные глаза Богоматери…

 — Да, именно на её взгляде сделан основной акцент. Она «смотрит» на человека, в какой бы точке зала он ни находился. Знаете, идея создать эту работу возникла во время посещения собора Святого Марка в Венеции. Мне довелось подняться к самым сводам храма, и я с очень близкого расстояния увидела огромные изображения святых, их глаза. Поэтому мое панно размещено так, чтобы зритель рассматривал его, находясь совсем рядом.

РЕКЛАМА

А вот задумку использовать писанки я нигде не заимствовала, поэтому сейчас на нее оформляю авторские права. Идея с писанками появилась во время отдыха на лыжном курорте в Карпатах. На местном базарчике я увидела две корзины с яйцами: в одной белые, в другой — коричневые. Знакомые затем убеждали: если использую писанки, то меня перестанут считать современной художницей. Но я поступила по-своему.

Пересмотрела сотни женских портретов, в том числе кисти Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали, Пикассо, Боттичелли… Но остановилась на нашей иконе, написанной в начале XVII века в стиле украинского барокко. На нее и ориентировалась, создавая мозаику. Начинала работу с несколькими друзьями, расписывая до 150 яиц в день. Трудилась так целый месяц и поняла, что нужно привлечь дополнительные силы. Поместила объявление в газете. Откликнулось много художников, в том числе две послушницы монастыря, дети. Всего более семидесяти человек. Я давала им нужные рисунки, и они переносили их на яйца, изготовленные из бука на фабрике в Черновицкой области. Причем несколько человек сами стали придумывать орнаменты. Ключевую часть работы — создание непосредственно мозаики — я выполнила сама.

РЕКЛАМА

 — Сколько вы платили художникам?

 — От пяти до десяти гривен за яйцо. Я обеспечивала их всем необходимым для работы. Например, красками, выкладывая по 25 гривен за небольшой тюбик. А их понадобилось тысячи. Прибавьте к этому оплату труда рабочих, помогавших перевезти панно из Одессы в Киев, смонтировать его, еще затраты на аренду двух грузовиков… Вот и набежало 80 тысяч долларов. Работа над этой мозаикой продолжалась девять месяцев. Всего было расписано 28 тысяч яиц, из них я отобрала 15 тысяч. Кстати, они покрыты сверхстойким, так называемым яхтенным лаком — его наносят на днища парусников, и он выдерживает длительное пребывание в морской воде! Так что панно очень долговечное.

РЕКЛАМА

Многие коллеги жалуются, мол, государственные музеи ничего у них не покупают. Ну что поделаешь — государство бедное. Значит, дарите ему свои произведения. По крайней мере, я могу себе это позволить: успешная художница, мои картины вошли в число 18-ти работ украинских мастеров, отобранных в минувшем году экспертами аукциона «Сотбис». Причем из этих полотен самым востребованным оказалось мое — «Драйв 9». Оно было продано за наибольшую цену — 53 тысячи долларов.

 — Как получилось, что ваше панно разместили в Софии Киевской?

 — Изначально я хотела, чтобы оно находилось на одной из станций столичной подземки. Узнав об этом, министр культуры Украины Василий Вовкун предложил разместить его в Софийском соборе. Ведь это очень интересно: поставить рядом образец современного украинского изобразительного искусства и тысячелетний мировой шедевр — мозаику с изображением Оранты. Я впечатлена смелостью и широтой взглядов генерального директора Национального заповедника «София Киевская» Нели Куковальской, поддержавшей эту идею.

Сейчас работаю еще над одной мозаикой из ста тысяч писанок! К этому проекту привлечены те же художники, которые помогали мне в создании панно. Яйца размещаю на большие, диаметром 2,5 метра, шары. Премьерный показ этой вещи запланирован на весну в здании ООН в Нью-Йорке.

1426

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров