Солистка национальной оперы украины ольга микитенко: «итальянская школа оперного пения сохранилась у нас лучше, чем в италии»
Гала-концерт с участием известных итальянских и украинских оперных певцов (Национальная опера Украины, 20 мая)
Желание показать широкой публике цвет отечественной и зарубежной оперной сцены совпало с проведением фестиваля «Киев Травневий» и планировалось, как такая себе совместная демонстрация талантов. Однако многим сразу бросилось в глаза, что итальянская опера представлена звездами, далеко не равными по масштабам нашим исполнителям. В то время как нашу страну представляли признанные мэтры -- Валентин Пивоваров, Александр Дяченко, Александр Востряков, Александр Гурец, Людмила Юрченко и лучшие певцы столичного Оперного, с итальянской стороны выступали звезды далеко не первой величины, имена которых в самой Италии известны только специалистам.
По правде говоря, итальянцы были задействованы в концерте скорее для привлечения публики. Итальянские певцы по привычке все еще считаются лучшими в мире, хотя на самом деле они давно утратили свое первенство на музыкальном Олимпе -- в Италии хороших голосов очень немного, к тому же акцент там сейчас делается, в основном, на яркое, красочное шоу, а не на исполнительский талант. Следуя нелепой американской моде, в Италии нынче спектакли представляют собой грандиозные постановки со спецэффектами, дорогими костюмами и декорациями, которые стоят, как хороший голливудский боевик, и которые в Европе и Америке переживают сейчас настоящий бум.
Что же до исполнительского мастерства, то самое интересное, что итальянская школа пения в Украине сохранилась даже лучше, чем в Италии. Так, по крайней мере, утверждают наши мэтры -- Ольга Микитенко и дирижер Оперного Иван Гамкало. Многие наши певцы заметно превосходят заграничных маэстро. Например, певицам с таким голосом, как у итальянской гостьи Джулии Негри, у нас в Оперном дают только эпизодические роли. Многие наши солистки в день концерта почему-то внезапно «заболели», поэтому на сцене царствовал, в основном, сильный пол. Особенно запомнился своим «сверканием» Александр Гурец, впечатлял и хор под управлением Л. Венедиктова, завороживший исполнением фрагмента из оперы Бородина «Князь Игорь». Под конец концерта и хозяева, и гости сцены, расчувствовавшись, пели в обнимку в знак итало-украинской дружбы, бросали публике цветы и вальсировали прямо на сцене под застольную из «Травиаты».
В ходе общения с итальянскими гостями выяснилось много интересных отличий между нашей и итальянской оперой: например, на Западе в оперных певцов вкладывают деньги, «не боясь за успех предприятия» -- продюсеры знают, что они с лихвой «отобьют» деньги и на домашнем «тиражировании», и на загрангастролях. Ну а гонорары звезд мировой оперы сравнимы с заработками поп-звезд -- Паваротти, к примеру, запрашивает за свой концерт не менее 100 тысяч долларов. У нас же зарплата оперной примадонны примерно 500 грн. -- хорошо хоть, что с недавних пор они получают 100% надбавку. Кроме того, на Западе чем выше уровень певца, тем меньше он привязан к одному театру, и график его гастролей расписан на много лет вперед. У нас такие вещи, конечно же, редкость -- зато те, кому удалось разрекламировать себя иностранным инвесторам, получают там за один концерт в 50 (!) раз больше, чем в Украине за месяц. Кстати, кроме финансовой, у наших исполнителей есть еще одна проблема -- языковая. Все певцы на Западе обязаны владеть итальянским. У нас зачастую изучению языка уделяется мало внимания, что иногда заставляет матушку Европу подсмеиваться над произношением наших звезд.
Нельзя, конечно же, не вспомнить и о том, сколько платят на Западе за подобные концерты зрители. Если у нас не каждый может себе позволить купить билет за 150 грн. , то билет в партере «Ла-Скала», к примеру, стоит 1000 долларов, а в «Метрополитен-опера» цена доходит до двух тысяч баксов. Есть, правда, и «дешевые» места для студентов за 30 долларов. При этом билеты в театры раскупаются задолго за концерта или спектакля. Не всегда из любви к искусству: просто на Западе пойти на концерт классической музыки или в оперу -- признак хорошего тона.
Читайте нас в Facebook