ПОИСК
Происшествия

Суд установил, что начальник гауптвахты дисбата сам подстрекал охранников к издевательствам над арестантами

0:00 30 мая 2001
Мария ВАСИЛЬ «ФАКТЫ»

В Киеве закончился суд над охранником гауптвахты дисциплинарной воинской части А-0488, дислоцирующейся в Дарницком районе столицы. Подтвердились факты издевательства, совершенные 19-летним рядовым Игорем Коцюбой по отношению к «подопечным» -- арестантам «губы». Например, следя за секундной стрелкой часов, он заставлял их по-пластунски ползти по коридору в туалет, а если кто-то не укладывался в срок, то бил «нерасторопного» имеющейся в экипировке караула резиновой дубинкой. А выводя арестованных в караульный дворик во время дождя, заставлял отжиматься до тех пор, пока бедолаги не падали лицом в лужу. Рядового Квашу отказался вывести по нужде, а когда тот справил естественную потребность в посуду-плевательницу, ударил по почкам. Рядового Станкевича избил ремнем с металлической бляхой так, что у того на спине образовалась гнойная рана. Кстати, через несколько дней после побоев Александр Станкевич вместе с еще одним арестантом поднял бунт в дисбате, захватив в заложники часового. Возможно, одной из причин бунта стало жестокое отношение к арестантам на гауптвахте. (»ФАКТЫ» об этом подробно писали в номере от 3 апреля сего года).

Суд приговорил Коцюбу к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком один год.

-- Определяя меру наказания, суд учел искреннее раскаяние подсудимого и тот факт, что Коцюба совершал противоправные деяния при прямом потворстве своих непосредственных командиров, -- пояснил принятое решение председатель военного суда Дарницкого гарнизона полковник юстиции Николай Матюшко. -- Например, исполняющий обязанности начальника гауптвахты старший прапорщик подстрекал выводного, говоря: «Если им будет хорошо, то тебе будет плохо». Судом установлено, что запреты на посещение туалета, ползание по полу до изнеможения, избиения и прочее совершались выводным при потворстве лейтенанта, начальника караула.

Пока шел судебный процесс, обвиняемый Коцюба находился в дисбате под надзором командования. Лишь на последнем заседании он признался судье, что командир роты регулярно «проводил с ним воспитательную работу», принуждая давать ложные показания. В тот же день парень был освобожден от командирской «опеки».

РЕКЛАМА

Интересно, знали ли о происходящем на гауптвахте старшие офицеры дисциплинарной части? Скорее всего, да. Площадка, на которой проходили «строевые занятия» арестованных, просматривается и с КПП, и из окон дежурного по части. Кроме того, арестованные регулярно осматривались врачом, который не мог не заметить синяков и ран от ремня. Значит, командованию трудно было остаться в неведении. Однако допрошенный в суде командир части полковник Андрей Шандер предпочел прослыть нерадивым командиром, а не соучастником преступлений. Мол, если и допускались нарушения, то только взводными и ротными. А он ничего не знал, иначе немедленно принял бы меры.

Сейчас полковник -- «как порядочный гражданин и должностное лицо, на которое государством возложена обязанность по соблюдению прав и свобод подчиненных военнослужащих», -- «под давлением общественного мнения и в связи с ухудшением состояния своего здоровья» (цитаты из искового заявления в суд) вынужден уволиться из рядов Вооруженных сил. Ответственность за свое увольнение Андрей Шандер решил возложить на… газету «ФАКТЫ» -- рассердился на освещение происходящего в его части беспредела. Больше всего его возмутило упоминание о том, как «к КПП части на иномарках подъезжали неизвестные и забирали молодых солдат, которых использовали для сексуальных утех в саунах и загородных дачах» Об этом в своем письме в редакцию рассказал потерпевший А. Станкевич, которому, как он утверждал, предлагали такую поездку. Проверка прокуратуры этого факта не подтвердила, поэтому мы приносим командиру части извинения. Примечательно, что остальные факты, изложенные в статье «Охранник гауптвахты дисбата обвиняется в том, что заставлял арестованных пить собственную мочу и нагишом ползать по деревянным стружкам» господин полковник не оспаривает. Свой моральный и материальный ущерб от публикации статьи Андрей Шандер оценил ни много ни мало в 503 тысячи гривен. На должности командира части ему, чтобы заработать такую сумму, пришлось бы «вкалывать» почти 60 лет.

РЕКЛАМА

511

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров