Возможно, в скором времени каждый трудоспособный гражданин получит свидетельство о социальном страховании
Существует множество документов, удостоверяющих личность человека: паспорт, водительские права, различные свидетельства И похоже, что к этому списку, вскоре прибавится еще один документ -- свидетельство об обязательном государственном социальном страховании: его образец и порядок выдачи уже утвержден постановлением Кабинета министров.
В центральной базе данных будут храниться сведения о взносах работника на все обязательные виды государственного страхования
Идея создания в Украине единой системы государственного социального страхования появилась давно. Более того, вот уже несколько лет она постепенно, шаг за шагом, воплощается в жизнь. Предполагалось, что в систему войдут пять видов страхования: на случай безработицы, болезни, от несчастного случая на производстве, пенсионное и медицинское.
Медицинское страхование -- новый для нашей страны вид государственного страхования, который будет применяться при необходимости оплаты человеком услуг медицинских учреждений. А вот выплаты, которые производятся по остальным четырем видам социального страхования, нам хорошо известны. Это пособие по безработице, выплаты-компенсации в связи с несчастным случаем на производстве, пенсии и оплата больничных листов. Просто предполагается изменить механизм их начисления: размер выплат будет зависеть от взносов, которые человек перечисляет в соответствующие фонды.
Причем стоит отметить, что и сейчас все эти отчисления производятся бухгалтериями предприятий из наших зарплат. Просто нигде не учитывается, сколько именно было перечислено из зарплаты конкретного человека на тот или иной вид страхования (например, в Фонд занятости, из которого потом выплачивается пособие по безработице). Но после введения персонифицированного учета в центральной базе будут храниться сведения о взносах человека на все обязательные виды государственного страхования.
Каждый вид страхования будет регулироваться отдельным законом. Соответствующие законопроекты уже разработаны правительством. Более того, часть из них (к примеру, Закон «Об обязательном государственном страховании на случай безработицы») даже была принята парламентом. Остальные находятся на обсуждении и рассмотрении Верховной Радой.
Таким образом, рано или поздно единая система государственного социального страхования будет создана. Каждый трудоспособный житель Украины будет застрахован в этой системе и получит свидетельство о социальном страховании. Об этой достаточно масштабной акции корреспондент «ФАКТОВ» беседует с заместителем начальника Управления обязательного государственного социального страхования Министерства труда и социальной политики Светланой Димитренко.
-- Для чего было введено это свидетельство? Ведь из зарплаты и так перечисляют все необходимые взносы. А значит, человек страхуется автоматически
-- Действительно, сейчас из зарплат проводятся отчисления на большинство видов социального страхования (за исключением медицинского). Однако многие работодатели предпочитают выдавать зарплату «в конвертах», не проводя ее по ведомости и не перечисляя обязательных налогов и сборов на социальное страхование. Выдача такого свидетельства станет подтверждением того, что из зарплаты работника проводились все необходимые отчисления и он застрахован в системе обязательного государственного социального страхования.
Это первый шаг к созданию персонифицированной базы данных всех работающих граждан, в которой будет храниться (и регулярно обновляться) информация об их трудовой деятельности.
-- Какая именно информация?
-- Сведения о трудовом и страховом стажах работника, его зарплате и размерах взносов, уплаченных на обязательное социальное страхование (то есть в различные фонды). Номер свидетельства, выдаваемого каждому человеку, будет основываться на его идентификационном номере (присвоенным налоговой службой). Социальные службы без труда смогут проверить, производились ли отчисления из зарплаты этого человека в социальный фонд, и если да, то какие.
«Свидетельство нужно предъявлять только вместе с паспортом»
-- Как именно будет применяться свидетельство?
-- Это свидетельство подтверждает право человека на получение услуг и материального обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Например, если человек теряет работу, он может зарегистрироваться как безработный в центре занятости и претендовать на получение пособия. Однако, в соответствии с недавно принятым Законом «О государственном страховании на случай безработицы» (»ФАКТЫ» в свое время писали об этом), размер пособия напрямую зависит от взносов, которые человек перечислял в соответствующий фонд. Об их размерах работники центра смогут узнать, сделав запрос в центральную базу данных по номеру свидетельства о социальном страховании.
-- Кто и как будет выдавать свидетельства?
-- Механизм выдачи такого документа еще разрабатывается (правительство выделило на это два месяца со дня принятия постановления -- то есть с 22 августа). А в целом регистрацией застрахованных лиц, персонифицированным учетом сведений и оформлением страховых свидетельств (по решению правительства) будет заниматься Пенсионный фонд. Два года назад он начал введение персонификации пенсионных взносов и к настоящему моменту уже накопил обширную базу данных и необходимый опыт.
Выдавать свидетельства будут централизованно (так же, как присваивали идентификационные номера). Работодатели раздадут своим сотрудникам для заполнения анкеты утвержденного образца (в них необходимо указать фамилию, имя и отчество, идентификационный номер, пол, адрес, место основной работы, серию и номер паспорта). Затем анкеты должны быть заверены печатью и переданы в Пенсионный фонд.
Специалисты фонда внесут данные анкет в компьютер, оформят свидетельства и возвратят их на предприятия. А работодатели раздадут эти документы своим работникам.
-- А как быть предпринимателю, который является работодателем и работником в одном лице?
-- Он может самостоятельно обратиться в Пенсионный фонд, заполнить анкету и получить свидетельство.
-- Однако многие предприниматели перешли на упрощенную систему налогообложения, при которой строгий учет их доходов не ведется
-- Вопрос об определении размеров взносов этих людей еще решается.
-- Планируется ли вклеивать фотографии в свидетельства?
-- Нет. Но следует подчеркнуть, что свидетельство должно предъявляться только вместе с паспортом. Без паспорта оно недействительно.
-- Какие сведения будут внесены в этот документ?
-- Фамилия, имя и отчество застрахованного лица, дата и место его рождения, пол. Кстати, бланк страхового свидетельства является документом строгой отчетности. Исправления в нем не допускаются.
-- А если человек изменит фамилию? Или просто потеряет свидетельство?
-- Если человек изменил фамилию, то он обязан в течение месяца подать в Пенсионный фонд заявление об обмене страхового свидетельства и копии документов, которые подтверждают изменение фамилии. На основании предоставленных им документов органы Пенсионного фонда выдадут новое страховое свидетельство со старым номером.
Если же человек потерял или повредил свидетельство, то он должен написать заявление, и ему выдадут дубликат. Причем в левом верхнем углу нового экземпляра будет указано: «дубликат». В целом же, выдача таких свидетельств -- дело для Украины новое. Так что механизмы их оформления и применения планируется дорабатывать.
В процессе выдачи и хождения свидетельств осталось еще много нерешенных вопросов. Поэтому «ФАКТЫ» будут информировать читателей обо всех нововведениях.
«Facty i kommentarii «. 07-Октябрь-2000. Экономика.
1580Читайте нас в Facebook