Генеральный директор мариупольского металлургического комбината им. Ильича владимир бойко: «своим примером мы показываем, что страна наша богатая! »
В купе поезда «Киев -- Мариуполь», в котором я ехала на интервью с гендиректором Мариупольского металлургического комбината им. Ильича Владимиром Бойко, моей попутчицей оказалась работница этого предприятия. После того, как она узнала, куда я еду, неторопливая вагонная беседа превратилась в ее монолог, смысл которого сводился к тому, что их директор -- самый лучший директор в мире. «Вы не смотрите, что он маленький, отпор даст любому. Мы за ним, как за каменной стеной. Нет такого вопроса, который он не мог бы решить! И заместителей своих научил: пришел к вам человек с проблемой -- решите ее. Ни один не должен уйти ни с чем! Уже сейчас у нас приличная зарплата, но директор говорит, что она недостаточна для представителей среднего класса, какими он хочет сделать наших рабочих».
Мариупольский металлургический комбинат, одно из самых рентабельных предприятий страны, дающее почти 20 процентов валютных поступлений Украины, в последнее время оказался в эпицентре приватизационных страстей. Еще в июле был принят в первом чтении Закон «Об особенностях приватизации государственного пакета акций ОАО «Мариупольский комбинат им. Ильича», определивший эти особенности как возможность покупки акций завода его трудовым коллективом. За противниками своего приватизационного пути ильичевцев, по заявлению руководства комбината, стоят теневые структуры. Внешне их доводы даже логичны: у завода должен быть хозяин, который сможет привлечь инвестиции. Мнение же трудового коллектива Мариупольского меткомбината, естественно, иное. И оно не менее убедительно: комбинат стабильно на протяжении многих лет наращивает темпы роста объемов производства -- по итогам его работы за первое полугодие нынешнего года получена прибыль в размере 525 млн. гривен. -- 54% прибыли всех предприятий Донецкой области. Аргументы сторон можно было бы продолжать и продолжать, но лучше предоставим слово Владимиру Бойко.
За годы существования комбината им. Ильича его рабочие не знали, что такое невыплата или задержка зарплаты
-- Владимир Семенович, в первом чтении принят закон об особенностях приватизации вашего комбината. Чем же ситуация на комбинате имени Ильича настолько отличается от других так называемых стратегических предприятий, что его приватизация удостоилась особого закона?
-- Мы действительно отличаемся от других металлургических предприятий. Мы -- кость в горле неким структурам, которые я называю экономическими бандитами. В 90-м году у нас на заводе было 26 тысяч человек. Сегодня -- более 53 тысяч. Все эти годы наш комбинат не имел понятия, что такое невыплата или даже задержка зарплаты Мы не проедали деньги и развивались за счет своего кармана. За эти годы мы построили новые цеха, освоили новые технологии, более 600 млн. долларов вложили в развитие производства. И продолжаем вкладывать. Своим примером мы показываем, что страна наша богатая. Сегодня у нас на комбинате самая высокая средняя зарплата в отрасли -- 720 гривен. Понятно, что у нас много и низкооплачиваемых, уборщиц, например, у которых зарплата сегодня 300 гривен. Это доказывает, что нам не нужны инвестиции, мы сами хорошо зарабатываем. И при этом ничего не прячем за «бугор». У нас на все хватает, есть программа развития на много лет вперед. К тому же за все эти годы мы не свернули ни одного объекта социальной сферы, только наращивали. Есть оздоровительный комплекс, открыли профилакторий, два бассейна, построили новые терапевтическое и хирургическое отделения. Оказываем огромную помощь району, городу и окружающим нас селам. У нас колоссальный агропромышленный комплекс: в нем 22 агроцеха -- почти 50 сел!
-- Да, на вашем фоне наши не только «лежащие», но и «вялостоящие» предприятия выглядят бледновато.
-- Рядом с нами под хозяином работают другие предприятия. Каждый раз, когда мы повышали заработную плату, то фактически вынуждали поступать аналогично и их хозяев. Ими это воспринимается как вытягивание денег из своего, хозяйского, кармана. А это, знаете ли, делать не всегда приятно. Мы же зарплату в этом году повышали трижды. Кроме того, у нас более 16 тысяч пенсионеров, которые ежеквартально получают дотации к пенсии, в зависимости от стажа работы на комбинате. Каждый месяц оказываем помощь самым нуждающимся ветеранам -- даем им продуктовые пайки. Чем можем, тем и помогаем! Поддерживаем учителей, дотируем нашу больницу, приняли и решение оплачивать в ней питание. И тепло в городе мы взяли на себя, поддерживая городскую котельную. Взяли в свой состав Донецкий химико-металлургический завод, который полностью лежал -- сейчас у людей, которые три года не видели ни тепла, ни зарплаты, начали светиться глаза. Это надо видеть.
-- И при этом вы платите все, что необходимо, в госбюджет?
-- В один Пенсионный фонд, к примеру, выплачиваем в месяц более 10 миллионов гривен. При том, что пенсия, если так можно выразиться, всего Мариуполя составляет 12 миллионов. Платим все остальные, предусмотренные законом, налоги. Положительная доля комбината в финансовых результатах всей Донецкой области за первое полугодие превысила 65%. Поэтому, возвращаясь к вопросу о приватизации, нельзя обойти тот факт, что те, кто хочет взять под свое влияние ММК им. Ильича, не понимают, что сражаются с рабочими.
-- Мэр Мариуполя Юрий Хотлубей предложил оставить госпакет акций комбината имени Ильича (50% плюс одна акция) тому же государству. Есть и другое мнение: почему бы трудовому коллективу комбината не поучаствовать в приватизации обычным путем, наравне с другими претендентами в коммерческом конкурсе?
-- Предложение оставить пакет в госсобственности еще на какое-то время -- это позиция, ведущая в никуда, позиция откладывания решения вопроса. Трудовой коллектив -- тот эффективный собственник, которого призвана найти приватизация. Это мы доказываем не один год своим трудом. Что касается конкурса, то мы считаем, что вся предыдущая практика коммерческих конкурсов не оставляет надежды на его прозрачность и положительность его результатов для страны впоследствии. Задавались ли вы вопросом: а почему, к примеру, именно на Донецкой бирже продаются 22 процента акций комбината «Азовсталь»? По мнению специалистов, в конце концов, они будут проданы ниже номинала. Несмотря на то, что «Азовсталь» мощнее и новее нашего, а оценен он к тому же дешевле, чем комбинат имени Ильича.
-- Не секрет, что существуют структуры, которые выкупают предприятия, и потом, не вкладывая в них деньги, используют их как резерв для выкупа последующих
-- Так они так и работают! Они ни во что не вкладывают деньги. Возьмите Старокрымский карьер, директор которого постоянно обращается ко мне, просит денег на зарплату, в то время как купившие его люди забирают продукцию. Это ведь абсурд!
-- Ваши социальные затраты позволяют вам не забывать и о государстве. В чем секрет вашего успеха?
-- Прежде всего в доскональном знании производства. Например, пару лет назад нас остановили из-за недостатка газа. До этого ученые долго занимались вопросом, как организовать прокат без предварительного нагрева металла? Ведь пять печей прокатного стана за один час берут 30 тысяч кубов газа. Это значительные затраты. И вот, когда нас остановили, пришлось в течение восьми часов, с 15 до 23, и потом, в ночную смену, организовать транзитный прокат. Сегодня мы 95 процентов катаем транзитом. Представьте, только на этом экономится 1 млн. 300 тыс. долларов в месяц!
Я вам могу привести целый ряд примеров того, что мы сделали и что мы делаем сегодня. Свежий пример. На «Азовстали» есть известково-обжиговый цех с двумя печами. Вращающаяся печь делает хорошую известь, обычная -- с более низким качеством. В принципе, извести хватало и нам, и им. А сегодня вдруг стало не хватать, когда у «Азовстали» появился хозяин. Пришлось построить новый известковый цех. Первую очередь запустили к профессиональному празднику металлургов, в ноябре будет запущена вторая. Уже получаем красавицу известь!
-- А если все же госпакет не попадет трудовому коллективу?
-- Противники приватизации комбината его трудовым коллективом даже не понимают, что сражаются сегодня с 53 тысячами людьми. За пять недель моих ежедневных встреч около сорока тысяч работников предприятия были подробно посвящены во все перипетии борьбы за госпакет. Я выступал на совместной коллегии областной администрации и правоохранительных органов. Когда я в конце сказал: «Давайте начинать работать: на область и государство», -- последовал взрыв аплодисментов. События, сложившиеся вокруг комбината, получили большой резонанс. Вы можете зайти в городской универмаг, на базар, куда пожелаете, и задать вопрос об отношении к нашему заводу. Уверяю, что 90 процентов выскажутся в поддержку трудового коллектива.
Мы уверены в своей победе! И в том, что сгруппируемся с такими же предприятиями, работающими в интересах Украины, и будем поднимать страну. Мы заинтересованы в работе с нашими партнерами: ферросплавщиками, трубниками Вместе мы создадим мощную финансово-промышленную группу, которая будет работать на государство.
-- За последнее, достаточно короткое время, насколько я знаю, на комбинате было очень много проверок
-- И сейчас продолжаются. Их официальной причиной принято считать письмо трех депутатов Верховной Рады к председателю обладминистрации. В письме поставлены под сомнение законность создания ЗАО «Ильич-Сталь», правомерности представления интересов трудового коллектива и финансовых способностей ЗАО в части приватизации. Ну что тут скажешь? Просто чушь! Мне давали слово на Верховной Раде, и я подробно рассказывал там о нашем ЗАО. А сколько было публикаций?
«С учетом вышеизложенного, -- пишут в письме депутаты, -- просим организовать проверку законности создания ЗАО «Ильичсталь» и источников средств, поступающих на расчетный счет » Уже до этого призыва проверки шли -- практически с 20 июня. А после принятия законопроекта об особенностях приватизации комбината в первом чтении нами занялись ВСЕ: прокуратура, СБУ, КРУ, налоговая
-- Санстанцию не забыли? И пожарных.
-- Да-а, были и пожарные, и санстанция. Главврача областной санстанции прислали -- проверять столовую. И все же они поняли первое: ЗАО «Ильичсталь» -- это 39 тыс. 600 человек. И второе: ЗАО «Ильичсталь» -- это нормальная законопослушная коммерческая структура, каких в Украине миллион. Миллион!
-- И вы всю жизнь на этом комбинате?
-- Да. Начинал с рабочего. В шахте работал, здесь, на заводе, рос Все ступени прошел: рабочий, бригадир, мастер, старший мастер, зам. начальника цеха, начальник цеха Возглавлял производственный отдел, работал заместителем директора по производству Моя стихия -- производство. Вся моя жизнь связана с ним.
-- Люди хотят у вас работать?
-- Когда я приезжаю на работу -- а я в полседьмого уже у заводоуправления, -- здесь стоит куча людей: 30--40 человек обычно. И я им объясняю, что я по любому вопросу принимаю и решу любые вопросы, кроме приема на работу. Страшно отвечать отказом. Особенно, когда, к примеру, стоит женщина с ребенком и говорит: «А что мне делать? Вешаться?» Ну а что мне делать? Она считает, что я все могу. А я не могу обеспечить работой весь город.
-- Все эти многочисленные проверки нашли у вас какие-то нарушения закона, преступления?
-- Если б нашли, то был бы я уже давно в местах не столь отдаленных! Они не могут найти, потому что мы никогда ничего не делали против государства -- мы все делаем, чтобы все было на пользу и нашим людям, и городу, и государству.
Если спросить у западных предпринимателей о комбинате им. Ильича, они ответят: это одно из самых порядочных предприятий в Украине
-- Вы получили за-за рубежа 23 млн. помощи. Что это за помощь?
-- Получил. И сегодня были предложения: если надо -- и 40 млн. дадут! Причем, эти деньги безвозвратные. Эту помощь можно рассматривать как инвестиции тех, кто ее оказывает, в свое будущее. Это делалось с их прибыли, с оказанной помощи уплачен налог, все сделано по закону. Весь мир их сегодня знает -- это порядочные фирмы.
-- Можете назвать ваших солидных партнеров?
-- Конечно! «Клекнер», «Дуферко» Партнерство с ними у комбината сложилось, еще когда я работал заместителем директора по производству. Люди остались те же, многие из них за это время стали крупнейшими бизнесменами. Если вы, будучи в Западной Европе, Англии, США, спросите о комбинате Ильича, то вам ответят: это одно из самых порядочных предприятий в Украине и с этими людьми можно говорить! Здесь было много банкиров. Они спрашивали: нужны ли кредиты, сколько нужно? И если мне для комбината надо будет 30--50 миллионов, я знаю, что дадут.
-- Может, вас в МВФ посылать?
-- Я -- маленький человек! У меня есть любимая работа. В 87-м году меня весьма настойчиво приглашали начальником производственного управления Минчермета Союза. И я выстоял! Несмотря на то, что назначение было согласовано с Политбюро, я отказался. И во время независимой Украины меня четыре часа уговаривали, чтобы я пошел министром или вице-премьером по промышленности. Я сказал: нет, не пойду. Я никогда не брошу завод!
-- А что будет, если на комбинат пришлют другого управляющего?
-- А как это «пришлют»? У нас прошло собрание акционеров и сегодня управляющего можно только переизбрать, для чего придется собирать собрание. Здесь вопрос посерьезнее. Тот, кто считает, что нас легко проглотить, глубоко ошибается. Время идет быстро, оно все расставит по местам. Я уверен в одном: если мы не хотим строить коррумпированное бандитское общество в Украине, то все будет нормально.
Мы обязательно найдем взаимопонимание и у правительства, и у народных депутатов. Нет человека в Мариуполе, который бы не знал нашу принципиальную позицию по поддержке программ, проводимых Президентом Украины. Никакими провокациями и никому не удастся представить коллектив комбината противником его государственной позиции.
-- Если закон о приватизации комбината будет принят и трудовой коллектив получит его в свое управление, будет вам с кем развивать его и дальше?
-- У меня такая команда! Поезжайте сейчас на стан, мы капитальный ремонт ведем -- ни одного человека не привлекаем со стороны, все делаем своими силами. Мы и ремонты доменных печей делаем в рекордно короткие сроки! Как во времена Союза в жизни не делали.
Мне кажется, я убедил всех, что в Украине наступят хорошие времена. Потому что это очень богатая страна. Богатейшая! Хотя говорят: газа нет, нефти нет Все это чепуха! Я привожу в пример такие страны, как Япония, Южная Корея, Тайвань Они не имеют ни угля, ни газа, ни железной руды, а работают, делают высококласснейшую сталь, машины Все делают, и живут по-человечески. А у нас Богом дано! Важно при этих условиях, чтобы нас не сделали сырьевым придатком! Это самое главное. Ведь у нас и головы работают. Мне, например, не стыдно вести любого западного инженера наивысшей квалификации на новую часть завода. Пусть они у нас учатся!
«Facty i kommentarii «. 20-Октябрь-2000. Экономика.
2491Читайте нас в Facebook