Во многих районах, пострадавших от аварии на чаэс, проживание ныне практически безопасно
Игорь ОСИПЧУК
«ФАКТЫ»
О том, что некоторые предусмотренные «чернобыльским» законом льготы и компенсации неоправданны, члены Кабинета министров Украины говорят уже давно. Еще в 1994 году правительство Валерия Масола попыталось лишить чернобыльского статуса значительную часть жителей IV (наименее пострадавшей) зоны -- более полумиллиона человек. Но соответствующее постановление под сильнейшим давлением Верховной Рады было отменено через несколько дней после его подписания. На протяжении пяти лет правительство пытается изменить ситуацию -- в этом году, например, оно передало на рассмотрение в парламент новый проект Концепции защиты населения Украины от последствий аварии на ЧАЭС. Рассказать о предложенных изменениях мы попросили начальника управления Министерства по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы Леонида Табачного.
-- Люди, живущие в IV зоне, получают дозы радиации гораздо ниже допустимого предела, установленного учеными и зафиксированного в законодательстве, -- говорит Леонид Табачный. -- Если доза не превышает 1 миллизиверт в год, то нет необходимости проводить какие-либо защитные мероприятия. Население в IV зоне получает менее половины этой дозы. Поэтому в проекте концепции предлагается оставить на данной территории только усиленный радиационный контроль.
-- Насколько опасны получаемые там дозы?
-- По заключению ученых, риск от облучения в один миллизиверт условно можно сравнить с опасностью, которой человек подвергает себя, выкуривая две пачки сигарет за год. Следовательно, в IV зоне люди рискуют вполовину меньше. Кстати, радиационная нагрузка, не превышающая 0,5 миллизиверта, зафиксирована также в ряде сел III зоны, имеющей статус зоны добровольного отселения.
-- Предлагается ли перевести IV зону в разряд чистых?
-- Мы не считаем, что на этой территории сохраняется повышенная опасность. Люди должны осознать: в их родных городах и селах радиационная обстановка безопасна. Это позволит избавиться от страха и закомплексованности. Психологи утверждают, что за четырнадцать послечернобыльских лет у значительной части местного населения развился так называемый патерналистский комплекс, при котором люди подсознательно стремятся, чтобы их опекали. Они становятся пассивными и этим лишь осложняют себе жизнь.
-- Каких сумм лишатся семьи, проживающие в IV зоне, если эти предложения примут силу закона?
-- Нескольких десятков гривен в месяц. Для многих семей, особенно в селах, эти деньги имеют большой вес. Другое дело, что выплачивать их крайне непросто, поскольку «чернобыльский» закон ныне непосилен для казны. Он требует затрат в 9 миллиардов гривен в год, а на чернобыльские нужды удается собрать лишь около 1,8 млрд. Поэтому помощь получают прежде всего наиболее пострадавшие -- ликвидаторы и люди, проживающие на сильно загрязненных территориях.
-- Есть ли в пострадавших районах жители, получающие высокие дозы?
-- Отдельные люди и семьи во II и III зонах, игнорирующие предупреждения об опасности есть местные дичь, грибы и ягоды, порой получают дозы до 5 миллизиверт в год. Ныне 95% радионуклидов поступает в организм с продуктами, выращенными на зараженной территории. Но те, кто питается с собственных огородов, больших доз не получают -- люди давно научились выращивать достаточно чистую в экологическом смысле продукцию. Контроль за получаемыми дозами постоянно ведется с помощью передвижных лабораторий, которые действуют практически во всех пострадавших районах.
В новой концепции предлагается прекратить переселение из пострадавших районов, поскольку в этом нет необходимости. Что касается самоселов из зоны отчуждения, то те из них, кто изъявил желание получить жилье в чистой зоне, получат его в течение ближайшего года.
364Читайте нас в Facebook