Если бы не заносчивость москвы, от аварии на чаэс пострадало бы гораздо меньше людей
Иван Богун и Максим Кривонос были первыми украинскими «чекистами»
Все попытки построения независимой Украины неизбежно сопровождались созданием более или менее успешных спецслужб. Судя по тому, как этой независимостью распоряжалась история, спецслужбы казацко-гетманской эпохи XVI--XVII веков, УНР периода Центральной Рады, украинского государства времен последнего гетмана (Скоропадского), Директории УНР и Западноукраинской Народной Республики где-то недорабатывали. И это при том, что, по словам казацкого летописца Григория Грабянки, Богдан Хмельницкий «очi навсюду мав». Можно сказать, что при нем была создана первая украинская профессиональная спецслужба. Например, легендарные Иван Богун и Максим Кривонос были первыми украинскими «чекистами». Тогда же появились и первые блестящие разведчики. Личным камергером польского короля Яна Казимира был украинский шляхтич Петр Верещага, передававший Богдану Хмельницкому новости из самого логова врага. Конец этой шпионской истории теряется во времени -- разоблаченный Верещага то ли был казнен, то ли успел скрыться. Позже определенный интерес представляла петлюровская спецслужба, созданная как противодействие заговору генерала Корнилова, и особой эффективностью не отличавшаяся -- в отличие от почти профессиональной «державної варти» гетмана Павла Скоропадского.
Уникальные исследования из истории национальных спецслужб ректора Академии СБУ Владимира Сидака послужили основой для создания не менее уникального музея, недавно открывшегося в академии. Как и в вуз, вход в музей строго ограничен. Ознакомиться с его экспонатами могут только сотрудники СБУ и курсанты академии. Как заметил директор музея Владимир Букин, несмотря на то, что методы работы спецслужб со времен Богдана Хмельницкого до наших дней совершенствовались, требования к их сотрудникам с тех пор мало изменились. Как и тогда, от них требуется наличие таланта. Правда, нынешний глава украинской спецслужбы Леонид Деркач к числу обязательных для эсбэушника качеств отнес чувство. А именно -- любовь к Родине. Значит, даже самым талантливым двойным и тройным агентам работа в СБУ заказана.
В нынешней общественной приемной СБУ был кабинет Михаила Грушевского
Как и в музей в Академии СБУ, вход в музей современной украинской спецслужбы на улице Владимирской (там же, где и центральный аппарат СБУ) для посторонних тоже практически закрыт. Здание на Владимирской уже само по себе интересно. В построенном в 1913 году в самом сердце Киева доме до 1918 года размещалась земская управа Киевской губернии, потом -- до самой войны -- Дом труда. Тогда в помещении нынешней общественной приемной СБУ был кабинет первого украинского Президента Михаила Грушевского. Во времена оккупации Киева фашистами в доме на Владимирской расположилось гестапо Нынешние обитатели здания очень обижаются на намеки о преемственности НКВД традиций фашистского политического сыска. Советская спецслужба хоть и заняла серый дом на Владимирской, но нынешние его обитатели объясняют этот факт исключительно удобным его расположением.
Музей СБУ посвящен современной деятельности спецслужбы и партизанскому движению во время Великой Отечественной войны. Как известно, ни один партизанский отряд тогда не возникал стихийно -- все было спланировано и четко организовано НКВД. И произнося имена Николая Кузнецова, Ивана Кудри и даже Любови Шевцовой, мы называем имена его сотрудников. В музее хранится заявление молодогвардейки Любови Шевцовой, которое она писала, поступая на курсы радисток НКВД, ее предсмертное письмо матери Как оказалось, знаменитый лидер киевского подполья Иван Кудря «погорел» из-за того, что за несколько лет до начала войны фашистские агенты фотографировали всех входящих в здание НКВД. Фотография оказавшегося под подозрением подпольщика была среди тех фото, и его казнили.
В число экспонатов музея СБУ попало и достижение медиков украинского КГБ
Новый период истории представлен в музее достижениями медиков КГБ УССР, после аварии на ЧАЭС создавших уникальный сорбент «Полисорб МП». Минздрав СССР не дал тогда разрешения на его применение -- что там, на Украине, мол, могут придумать! Поэтому фактически в нарушение закона сорбент выдавался только сотрудникам украинской спецслужбы, работавшим в Чернобыле. Из 1500 таких человек ни один не умер, даже заболевшие лучевой болезнью. Число спасенных, конечно, могло быть и больше -- если бы не заносчивость Москвы. С 1991 года «Полисорб МП» был разрешен к применению и сейчас свободно продается в аптеках.
В первом зале музея -- витрина, посвященная задержанию сотрудниками управления «К» СБУ армянского суперкиллера Миджояна, скрывавшегося в Одессе и уже собиравшегося выехать на Запад. На родине Миджоян совершил пять громких заказных убийств и два покушения на убийство. Среди его жертв были председатель КГБ Армении, мэр Еревана, министр обороны Армении и другие. В витрине выставлена личная «беретта» Миджояна и благодарственное письмо президента Армении Левона Тер-Петросяна украинскому Президенту Леониду Кучме.
Среди экспонатов музея и взрывное устройство, которое применялось во время теракта против главы госадминистрации Севастополя Семенова в октябре 1996 года (к счастью, г-н Семенов не пострадал), жилет, увешанный советскими серебряными и платиновыми наградами, который был надет на некоего гражданина Украины во время пересечения им Государственной границы. Хозяин этой бронежилетки до сих пор отбывает срок.
Осматривая экспонаты этого музея, все время ловишь себя на мысли, что они тебе хоть и заочно, но хорошо знакомы. Вот и об этом писала наша газета, и об этом И как будто совсем недавно писала. А все успело стать историей, летописцами которой оказываемся и мы.
274Читайте нас в Facebook