Мировой топливный кризис пока еще не отразился на украине
В последние дни телевидение и пресса всего мира уделяют огромное внимание беспорядкам во многих странах, вызванным подорожанием горючего (забастовки транспортников, блокады нефтебаз).
Естественно, кризис на мировом топливном рынке может оказать влияние и на экономику нашей страны. Это подтвердил на днях министр экономики Украины Василий Роговой. В то же время он отметил, что, по информации, которой располагает возглавляемое им министерство, нефтетрейдеры, работающие на украинском рынке, имеют достаточные объемы нефтепродуктов. Поэтому влияние на рынок будет оказывать, скорее, не экономический, а психологический фактор.
Однако на состояние топливного рынка в Украине может повлиять не только мировой кризис, но и повышение Россией экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (ведь 70--80% нефти и нефтепродуктов, поставляемых в нашу страну, -- российские). Это уже привело к снижению экспорта российского топлива.
Третьим же фактором, который может изменить ситуацию на отечественном топливном рынке, является запланированное с 1 октября повышение акциза на горючее.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили главного специалиста Управления развития топливно-энергетического рынка Министерства экономики Украины Светлану Коляденко.
-- Отразится ли европейский топливный кризис на Украине?
-- Наша страна с каждым годом все больше интегрируется в европейский рынок. Поэтому такое серьезное событие, как нынешний топливный кризис, не может не отразиться на Украине. Возможно, он вызовет ажиотаж на заправках и даже приведет к небольшому повышению цен на горючее.
Но, как показывает опыт, отголоски колебаний на мировом рынке докатываются до Украины через две-три недели. Поэтому сейчас правительство пытается найти способ избежать негативных последствий мирового повышения цен на нефть.
-- Какие принимаются меры для предотвращения топливного кризиса в нашей стране?
-- В Кабинете министров Украины проведены экстренные совещания при участии руководителей нефтеперерабатывающих заводов и крупнейших нефтетрейдеров. Ведутся переговоры с иностранными компаниями, владеющими пакетами акций НПЗ, находящихся в Украине и имеющих обязательства по поставке нефти.
Что касается повышения акцизного сбора на топливо, то в связи с последними событиями на топливном рынке сейчас рассматривается вопрос о целесообразности этой меры, -- подытожила Светлана Коляденко.
Рассказать о том, как может повлиять мировой топливный кризис на отечественный рынок нефтепродуктов, мы также попросили генерального директора консалтинговой компании «ЮПЕКО» Константина Бородина:
-- Сейчас уже наблюдается незначительный рост цен на нефтепродукты. Причем больше всего подорожало дизельное топливо. А на некоторых заправках даже ощущается дефицит этого вида горючего. Дело в том, что в сложившейся ситуации на мировом рынке нефтетрейдерам, в первую очередь российским, гораздо выгоднее продавать нефтепродукты на Запад, чем ввозить в Украину. Хотя стоит отметить, что зарубежные компании, владеющие нефтеперерабатывающими заводами в Украине, свои обязательства по поставкам нефти выполняют, и наши предприятия не простаивают.
По моему мнению, в октябре цены на топливо в Украине поднимутся до такого уровня, что импорт нефтепродуктов станет более рентабельным и рынок будет наполнен. При этом резкого подорожания, скорее всего, не произойдет.
Однако если с 1 октября повысятся акцизы на нефтепродукты и одновременно будет отменено льготное налогообложение ввоза дизтоплива (с октября за каждую импортированную тонну дизтоплива нужно будет платить 30 евро), все это может отразиться на цене. Хотя, возможно, Верховная Рада и правительство примут меры для стабилизации цен.
395Читайте нас в Facebook