За долю секунды до столкновения самолета с землей леонид бородич успел выключить двигатель — чтобы не произошел взрыв
Для того, чтобы избежать беды, пилоту не хватило пяти-шести метров высоты
Третий день авиасалона «Авiасвiт-XXI» был в разгаре. Толпа вваливалась в проходную киевского завода «Авиант», текла по длинной аллее к смотровой площадке. В небе не смолкал гул моторов. Асы резвились в воздухе: выделывали разнообразные петли, крутили «бочку», выполняли «колокол». Одновременно там находилось по несколько машин. Многие зрители шли неторопливо и часто останавливались, чтобы получше разглядеть тот или иной трюк.
Прямо передо мной в небе небольшой самолетик, двухместный Як-52, выполнив переворот, резко вертикально пошел вниз. Только что такие фигуры выполняли и другие самолеты, но на гораздо большей высоте. Пилот вот-вот должен был изменить курс и выйти на горизонталь, но он почему-то этого не делал. Еще секунда, еще. Время как будто остановилось. Несколько человек вокруг меня, тоже заметившие, что происходит, не могли оторвать взгляда от падающего самолетика. Он практически вертикально ушел за лес. И через секунду до нас донесся едва слышный удар. Девушка с квадратными от ужаса глазами закричала: «Упал, он упал!». Мужчины рядом попытались ее успокоить. «Да нет, он перед самой землей вывернул». Но когда секунд через десять взвыла пожарная машина, стала понятно, что произошла трагедия. Часы показывали 12. 39.
Люди кинулись к служебному входу на летное поле, мальчишки полезли через сетку-забор к лесополосе. Охрана сдерживала напирающую толпу. меня как корреспондента «ФАКТОВ» пропустили через заграждение. Метров через сто, за лесополосой, глазам предстала страшная картина: желто-синий самолетик лежал в комьях белой пены -- будто его размазали по земле. (Огонь только что погасили, на это ушло буквально пару минут). Днище рассыпалось от удара, были сломаны хвост и крылья. Пилот застыл в странной позе, прислонившись головой к кабине и опираясь руками на крылья -- как будто хотел выпрыгнуть из кабины, да не смог. Одежда на нем полностью обгорела. Голова была разбита. Один из спасателей МЧС (они также прибыли на место ЧП в считанные секунды после падения) подобрал лежавшие на обшивке часы, упавшие с руки пилота. Механизм тикал как ни в чем не бывало.
-- Я наблюдал за полетами со служебной площадки, поэтому был тут одним из первых, еще когда полыхал огонь, -- говорил подбегающим людям симферопольский летчик Виктор Юрза, -- Мне даже показалось, что в пламени кто-то шевелится. Но потом, когда огонь сбили, стало понятно, что пилот погиб сразу -- от удара.
-- Причина произошедшего -- плохой авиационный бензин, -- горячился еще один мужчина в летной куртке, не пожелавший себя назвать. -- Еще когда самолет был в небе, я услышал, как у него «чихнул» двигатель. Это характерный звук, как раз свидетельствующий о плохом качестве топлива. Следующим по программе значатся выступления вертолетчиков. Так вот когда здесь на площадке запускали двигатели, я слышал -- они тоже «чихали».
-- Ну причем здесь бензин? Да он мог бы посадить машину вообще при выключенном двигателе. Скорость у самолета была достаточной. Другое дело, что пилот не рассчитал высоту. Выполняя переворот, он не набрал достаточной высоты и ушел в нисходящую петлю. Он уже практически вывел машину в горизонтальный полет.
-- Да я лично видела, как самолет шел вниз камнем!
-- Вы просто не заметили из-за деревьев. Если бы он падал вертикально, то самолет воткнулся бы носом в землю и сложился от удара. А так, вы видите, он лежит плашмя. Это доказывает, что машина уже шла почти параллельно земле. Самолет не потерял управления, не ушел в штопор. Двигатель работал до последнего момента. Для того, чтобы избежать беды, пилоту не хватило пяти-шести метров высоты.
Люди все подходили и подходили к месту трагедии. Некоторое время фамилия погибшего оставалась неизвестной. Знали только, что самолет принадлежит Центральному аэроклубу им. Антонова. Поговаривали, что в последний момент произошла замена пилота. Потом по толпе пронесся слух: погиб первый заместитель министра внутренних дел генерал-полковник милиции Леонид Бородич.
У летчиков есть традиция: если разбивается самолет, пилоты в этот день больше не поднимаются
Через несколько минут возле распластанного Яка появились глава «Укравиапрома» Валерий Шмаров, председатель Федерации авиационных видов спорта Иван Билас, мэр Киева Александр Омельченко. Полеты -- а по программе авиашоу должно было продолжаться до пяти часов вечера -- отменили по существующей печальной традиции: если на шоу разбивается самолет, пилоты в этот день в небо больше не поднимаются.
Присутствующие обсуждали причины трагедии. Некоторые высказывались в том смысле, что генерал вряд ли мог быть хорошо подготовленным спортсменом -- мол, из-за нехватки времени он, наверное, редко тренировался. Однако, как выяснилось, эти предположения были необоснованными.
Как рассказал начальник Центрального аэроклуба им. Антонова Владимир Грибанов, Леонид Бородич был очень ответственным спортсменом. В клуб он пришел в 1996 году и с тех пор приезжал на «Чайку» каждые выходные. Через три года выполнил норму кандидата в мастера спорта. На здоровье никогда не жаловался, проходил все медицинские проверки, положенные по службе. Фанатично был предан небу. Организационно помогал как центральному, так и другим аэроклубам, поэтому его избрали президентом Федерации самолетного спорта Украины. Леонид Бородич часто участвовал в различных авиашоу. Только в прошлом году он выполнил семь или восемь групповых полетов, не считая множества одиночных. Три года подряд принимал участие в авиашоу, посвященных Дню Независимости 26 августа, участвовал в праздновании последнего Дня авиатора 26 августа. К нынешней выставке готовился серьезно, провел несколько тренировок на аэродроме завода «Авиант» и на «Чайке». 16 сентября, в субботу, во время своего последнего полета, выступал в «четверке» -- вместе с заместителем начальника Центрального авиаклуба по летной подготовке Анатолием Лужанским, летчиком-инспектором ЦК Общества содействия обороне Украины Евгением Залозным и летчиком-инструктором авиаклуба Олегом Старцевым. Эта «четверку», по мнению начальника аэроклуба, можно было назвать хорошо «слетанной».
-- В воскресенье мы с Леонидом Васильевичем должны были лететь во Львов, на чемпионат Украины, -- сказал журналистам Владимир Грибанов. -- Увы
-- Общаясь с остальными спортсменами аэроклуба, Бородич никогда не чванился своим генеральством. Это был приятный, надежный, симпатичный человек, с которым мы все с удовольствием общались, -- переживали «чайковцы».
Комиссия, расследующая причины падения самолета, сможет сделать окончательные выводы только после расшифровки бароспидографа
И все-таки: почему произошла трагедия? Среди присутствующих прошел слух, что генерал-полковник неважно себя чувствовал перед выступлением. Ситуацию произошедшего над переполненной посетителями территорией выставки прокомментировал один из знатоков авиаспорта, к сожалению, не пожелавший представиться.
-- Спортсмены аэроклуба выступали в четверке. Пролетев «ромбом» мимо парадной трибуны, самолеты начали расходиться тюльпаном в разные стороны. Потом каждая машина круто взмывала вверх, выполняя «бочку» -- полный поворот самолета вокруг оси фюзеляжа. Это не слишком трудная фигура пилотажа. Однако четвертая машина, которую пилотировал Леонид Бородич, не выполнила полную «бочку». Летчик развернул самолет вокруг оси лишь на 180 градусов, оказавшись брюхом кверху, и из такого положения ушел в нисходящую петлю. Почему? Это могло произойти, во-первых, оттого, что пилот внезапно плохо себя почувствовал: из-за перегрузки могло нарушиться кровоснабжение головного мозга. Во-вторых, он мог решиться на изменение фигуры, побоявшись столкновения с третьей машиной -- хотя, как следует из видеозаписи, реально такой опасности не существовало. Чтобы избежать столкновения, он мог сбросить скорость -- из-за этого и не закончить «бочку», и недобрать высоты. Кстати, практически все трагедии, происходящие во время показательных полетов на авиашоу, происходят из-за того, что пилоты берутся выполнять фигуры на малой высоте. Например, в 1989-м году летчик Римас Станкявичюс, кстати, один из испытателей космического «Бурана», погиб на авиасалоне в Италии из-за того, что выполнял «мертвую петлю» на Су-27 на слишком маленькой высоте. В 1997-м на авиакосмическом салоне в Москве пилот самолета-амфибии Бе-103, выполняя вираж на малой высоте, сорвался в штопор. А в прошлом году, 12 июня, на 43-м Парижском авиакосмическом салоне летчик-испытатель Герой России В. Аверьянов на Су-30МК выполнял точно такой же маневр, как сейчас генерал Бородич. Только, в отличие от нынешнего случая, пилоту не хватило для выполнения фигуры всего лишь пары метров. Выходя из петли, он лишь чиркнул хвостом о взлетную полосу и успел снова подняться в воздух. Но, поскольку самолет загорелся, пилот, спасая свою жизнь, катапультировался из кабины.
Комиссия, расследующая причины падения самолета на «Авiасвiтi-XXI», сможет сделать окончательные выводы только после расшифровки бароспидографа, когда станут известны основные параметры полета: скорость, высота и так далее. Но говорят, уже известно, что Леонид Бородич в последний момент, в доли секунды до своей смерти, успел обесточить двигатель, чтобы избежать взрыва при ударе о землю, -- он понимал, что рядом могут находиться люди.
За три часа до гибели Леонид Васильевич принимал участие в открытии Юридического лицея для детей сотрудников правоохранительных органов, погибших или получивших инвалидность во время исполнения служебного долга.
Катастрофы, произошедшие с Як-52
9 мая 1993 г. , Нижний Тагил. При выполнении группового показательного полета один самолет рухнул в центре города. Погибли 18 человек.
7 сентября 1994 г. , пос. Средняя Яхтуба Волгоградской области. При падении Як-52 погиб пилот.
Июль 1995 г. , пос. Голышманово Тюменской области. Разбились два человека.
24 августа 1998 г. неподалеку от города Дзержинска Донецкой области погибли два пилота.
1986 год. Последнее падение самолета со смертельным исходом в Центральном аэроклубе им. О. К. Антонова.
«Facty i kommentarii «. 19-Сентябрь-2000. Человек и общество.
1393Читайте нас в Facebook