ПОИСК
Культура и искусство

«Мужчинам нравятся картины с обнаженной женской натурой, но на покупку «ню» они решаются редко — быть может, боятся реакции жен»

0:00 29 января 2010
«мужчинам нравятся картины с обнаженной женской натурой, но на покупку «ню» они решаются редко — быть может, боятся реакции жен»
Известный киевский эксперт в области живописи Виктор Федчишин рассказал «ФАКТАМ», какие произведения искусства дарили на новогодние праздники в кругах олигархов

Накануне новогодних праздников ведущие аукционные дома Киева устроили предрождественские аукционы. Хотя украинские коллекционеры, среди которых немало политиков и чиновников высокого ранга, не хотят афишировать свои покупки и доходы, «ФАКТАМ» удалось узнать, какие произведения искусства дарили на Новый год и Рождество в кругах олигархов и как изменились предпочтения богатых людей в связи с кризисом.

«Покупатели избегают пейзажей со струящейся водой, чтобы, согласно фэн-шую, не утекали деньги»

 — До кризиса картины на подарки покупали в ценовом диапазоне от 10 до 50 тысяч долларов, сейчас в основном приобретают произведения искусства до 10 тысяч долларов, — рассказывает киевский галерист, эксперт аукционного дома «Корнерс» Виктор Федчишин.  — Если раньше интересовались первыми именами, то сейчас все чаще спрашивают художников второго и третьего ряда. Хотя покупателей меньше не стало.

 — Какие сюжеты особенно востребованы?

 — Как и раньше, пейзажи. Но… с поправкой на фэн-шуй. Спросом пользуются картины, на которых изображена спокойная морская гладь, корабли, плывущие к берегу. Покупатели избегают сюжетов со струящейся водой.

РЕКЛАМА

 — Так струящаяся вода — это же по фэн-шую хорошо! Нет застоя в жизни, идет постоянный процесс обновления…

 — А клиенты говорят, что ничего хорошего — утекают деньги! Может быть, в разных школах фэн-шуя разные трактовки? (Улыбается. )

РЕКЛАМА

 — Что означает спокойное море и направляющиеся к берегу корабли?

 — Штиль ассоциируется со стабильностью, а суда, устремляющиеся к берегу, обозначают «всё в дом», то есть прибыль. В нынешние нелегкие времена людям нравятся жизнеутверждающие сюжеты.

РЕКЛАМА

 — Портретная живопись пользуется спросом?

 — Ее у нас, в отличие от Запада, неохотно покупали и до кризиса. Не всем нравится, чтобы со стены смотрел чужой человек.

- А «ню» хорошо покупают?

 — Мужчинам очень нравится обнаженная женская натура, но на покупку «ню» они решаются редко — быть может, боятся реакции своих жен.

 — Женщины мужские «ню» часто приобретают?

 — Дело в том, что на отечественном рынке, в отличие от западноевропейского, такие полотна встречаются редко. А то, думаю, покупали бы и даже охотно (улыбается).

«Распродаж в этом сегменте рынка не бывает!»

 — Какие скидки предлагались в киевских галереях на рождественских распродажах?

 — Распродаж в этом сегменте рынка не бывает!

 — Так кризис же…

 — Кризис кризисом, но за копейки сейчас ничего не купишь. Цены действительно несколько снизились, однако выросло и количество интересных предложений. Многие коллекционеры сейчас готовы расстаться со своими картинами, но только за хорошую цену.

 — До мирового экономического спада эксперты в области антиквариата убеждали инвестировать в произведения искусства — мол, в случае необходимости продать их будет несложно по цене, в несколько раз превышающей изначальную. И вот одна известная в светских кругах дама поделилась со мной, что приобретенные за 40 тысяч долларов бриллианты еле сумела сейчас продать за 10 тысяч долларов. Как это можно объяснить?

 — Бриллианты бриллиантам рознь. Если бы это были бриллианты «чистой воды», поверьте, продались бы они легко и очень дорого. Предметы антиквариата и живопись в каждом отдельном случае имеют разную перспективу.

 — Правда, что современная живопись, несмотря на кризис, подорожала?

 — Действительно, цены на современное искусство динамично стали расти еще несколько лет назад. Иные работы стоят сейчас дороже, чем картины признанных мэтров прошлого. Великие импрессионисты — Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Эдуард Мане — ведь тоже когда-то были современными художниками. Нужно смотреть в будущее.

 — В докризисные времена в моде был соцреализм. Пару лет назад я брала интервью у одного крупного бизнесмена, который весь свой огромный офис украсил картинами, на которых были изображены колхозницы и рабочие, строящие светлое коммунистическое будущее. Сейчас искусство времен СССР по-прежнему модно?

 — Ажиотаж прошел. Бум если и существует, то только на первые имена. Что же касается моды, сейчас в приоритете украинская, русская и западноевропейская классика. Авангард отошел на второй план. Нет особого спроса на художников эмиграции. Большинство коллекционеров все же руководствуются не модой, а исходят из собственных вкусовых предпочтений. У всех они, конечно, разные. Кому-то, как говорится, нравится арбуз, а кому-то — свиной хрящик.

 — Бывая в домах коллекционеров, поражалась живописным произведениям во всю стену. В связи с кризисом спрос на такие огромные полотна упал?

 — Дело в том, что размер далеко не всегда определяет цену. Небольшая работа может стоить гораздо дороже огромной. На подарки берут небольшие картины, которые удобно занести в дом, вручить «из рук в руки».

 — В одном из магазинов драгоценностей мне как-то рассказывали, что после праздников немало посетителей приносят подаренную им вещь, чтобы узнать ее цену, а то и просят: примите, мол, обратно — чтобы получить деньги. В художественных галереях такое практикуется?

 — Бывает, интересуются стоимостью подарка, чтобы понять, на какую сумму сделать презент в ответ. Но просьб принять картину обратно в моей практике не было. Возможно, чтобы выручить деньги, стараются отнести полотно не в ту галерею, где она покупалась, а в другую. Ведь мир тесен: даритель может обидеться, если узнает.

 — Как же получивший подарок догадается, где именно было приобретено произведение искусства?

 — Каждая галерея упаковывает картину в свою фирменную упаковку, на которой есть логотип. Дорогая вещь, кроме того, сопровождается документацией, гарантирующей ее подлинность.

«Один клиент обратился к нам с просьбой развесить полотна… на потолке»

 — Кто чаще дарит картины: мужчины — женщинам или наоборот?

 — Мужчин среди клиентов больше. Нередко у нас также приобретают презенты для компаньонов по бизнесу.

 — А детям дарят художественные шедевры?

 — Очень часто детвора вместе с родителями участвует в аукционной борьбе за лот. Это интересно, захватывающе! Для детей выбирали преимущественно рождественские сюжеты — с заснеженным лесом, красавицей-елкой…

 — На рамах клиенты экономят?

 — Рама несущественно влияет на стоимость полотна. Главное — сама картина. Только один клиент за всю мою практику подбирал картину «под раму над камином», а одна дама искала пейзаж… «под обои».

 — В сервис многих художественных галерей сейчас включена развеска коллекций в интерьере. Бывают необычные просьбы?

 — Один клиент накануне праздников обратился к нам с просьбой развесить картины… на потолке. Еле его отговорили. Существует плафонная живопись, созданная по особым правилам специально для потолочных экспозиций. Она воспринимается под другим углом зрения. Обычная картина на потолке смотреться не будет.

 — Новогодние елки шедеврами живописи олигархи не украшали?

 — Обошлось (смеется).

 — Случалось ли в вашей практике, что подарки передаривались и по кругу в конце концов возвращались к покупателю?

 — Нет, хорошие подарки, поверьте, не передариваются.

 — Какие антикварные презенты преподносили родным и друзьям богатые люди?

 — Очень популярным в нынешнем сезоне стал раритетный фарфор. Дарили чашечки, тарелочки стоимостью до тысячи долларов. Реже покупали бронзу. Этой холодной зимой, перенасыщенной политическими баталиями и различными катаклизмами, людям хочется тепла, домашнего уюта, этим и объясняется их выбор.

3009

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров