В украину разрешено ввозить автомобили, выпущенные восемь лет назад
На днях постановлением Кабинета министров Украины был разрешен ввоз в страну для постоянного пользования автомобилей, выпущенных восемь лет назад, а также отменена минимальная таможенная стоимость автомашин. Это решение принято во исполнение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом. Данным документом предусмотрено снятие всех ограничений на экспорт и импорт автомобилей и других товаров.
Напомним, что с 1 апреля 1998 года разрешено было ввозить машины не «старше» пяти лет. При этом минимальная таможенная стоимость автомобиля была установлена в размере $5 тысяч. То есть автомобиль, купленный за рубежом за $1,5--3 тыс. , при таможенном оформлении в Украине оценивался в $5 тыс. , и именно с этой суммы следовало платить налоги и сборы.
Председатель Государственной таможенной службы Украины Юрий Соловков признал, что введение ограничения на ввоз машин, которым уже больше пяти лет, привело к негативным последствиям. В Украину стали ввозить меньше автомобилей для постоянного пользования, в то же время значительно увеличилось количество машин, оформленных по схеме так называемого временного ввоза, то есть без уплаты налогов и сборов в госбюджет. Если в 1996 году таможенные платежи составили 334 млн. грн. , то за 1999 год в госбюджет было внесено всего 149 млн. грн.
Однако, по мнению главы таможенной службы, последствия принятого Кабмином решения о разрешении ввоза автомобилей, выпущенных 8 лет назад, неоднозначны. С одной стороны, снятие ограничения увеличит количество автомобилей, оформляемых для постоянного пользования, и, соответственно, поступления в госбюджет возрастут приблизительно на 120 млн. грн. в год. А с другой стороны, в страну будут ввозить больше дешевых подержанных машин, что создаст дополнительные проблемы компаниям, торгующим новыми автомобилями, и вряд ли благотворно скажется на экологии.
Кроме того, Юрий Соловков сообщил, что в Кабмин направлен ряд документов с предложением снять все ныне существующие ограничения. В частности, разработан проект проведения так называемой «автомобильной амнистии», согласно которому все транспортные средства, ввезенные до 1 января 2000 года и оформленные по временной схеме, независимо от их «возраста», могут быть переоформлены для постоянного пользования. Этот проект уже обсуждался Кабинетом министров и, возможно, будет принят.
Что касается платы за таможенное оформление, то, по словам начальника таможенно-тарифного управления ГТСУ Виктора Демченко, теперь налоги и платежи будут взиматься с фактически заявленной стоимости автомобиля. Однако во избежание занижения цены таможня будет тщательно проверять данные. Сейчас созданы специальные отделы, которые имеют полную и объективную информацию о ценах на автомобили в разных странах. Поэтому владельцы машин будут платить положенные налоги и сборы с учетом реальной таможенной стоимости автомобилей.
Правда, как признал начальник отдела управления организации таможенного контроля ГТСУ Иван Бондаренко, надеяться на быстрое переоформление временно ввезенных автомобилей, которым еще нет восьми лет, не приходится, поскольку существует целый ряд сложностей.
Во-первых, минимальная таможенная стоимость использовалась при начислении НДС. Сейчас она устранена, соответственно, понизится и НДС. Но в связи с тем, что, ввозя автомобиль, его владелец, кроме НДС, должен уплатить пошлину и акцизный сбор, растаможивание машины подешевеет не на много.
Кроме того, большинство автомобилей, находящихся на временном учете, ввезены по доверенностям на право пользования или распоряжения собственностью. Если сейчас гражданин захочет переоформить машину, то сначала ему нужно будет стать ее полноправным владельцем.
На сегодняшний день для того, чтобы поставить автомобиль на постоянный учет в ГАИ, необходимо снять его с учета за границей и оформить соответствующие документы. В частности, договор купли-продажи или свидетельство на право регистрации, которое выдается таможенными органами. Но это не всегда можно сделать.
Рассказать о том, как отразится принятое Кабмином постановление на украинском автомобильном рынке, корреспондент «ФАКТОВ» попросил президента информационно-аналитической группы «Авто-консалтинг» Олега Омельницкого:
-- На первом этапе цены на подержанные автомобили значительно не снизятся. Дело в том, что много таких машин растаможивалось в обход тарифных ставок и пятилетнего ограничения. Наиболее активно работали схемы легализации машин через суд или по запчастям.
Принятое правительством постановление не меняет сложившегося на рынке положения, а лишь узаконивает его.
Ожидается, что к лету в Украину станут ввозить больше автомобилей.
849Читайте нас в Facebook