Мечта о дальних плаваниях зародилась в душе маленького Алеши, когда он увидел морских и океанских исполинов на Килийском судостроительном-судоремонтном заводе, где трудятся его родители. Несколько месяцев назад старший лейтенант Алексей Иванов-Павлов, раньше с отличием окончивший Санкт-Петербургское высшее военно-морское инженерное училище, стал офицером на крупнейшем и престижнейшем подводном атомном крейсере ВМС России «Курск». В этот экипаж попадают исключительно после серьезного конкурсного отбора.
Собрать хоть какие-то сведения об Алексее Иванове-Павлове оказалось совсем не просто. Моим собеседникам трудно было говорить о нем в прошедшем времени, и автору трудно давались такие же вопросы. Ведь под стометровой толщей воды в беспомощной подлодке Алексей и его товарищи еще живы и ждут, что к ним придут на выручку. По крайней мере, все, с кем довелось говорить, надеются на лучшее.
Килия -- небольшой городок на левом берегу Килийского гирла Дуная, примерно в 240 километрах от Одессы. Впервые упоминается в списке городов, составленном где-то в XIV веке и помещенном в нескольких русских летописях. Здесь, на улице Ленина, одной из центральных, в доме N 85 проживает семья Ивановых-Павловых. С ним встретиться не удалось.
-- Вчера мы всем заводом отправили Наталью Алексеевну и Александра Владимировича в Петербург, -- говорит директор Килийского судоремонтно-судостроительного завода Михаил Мельник. -- Доставили их вместе с младшим сынишкой прямо к поезду. Расходы на поездку завод взял на себя.
Наталья Алексеевна -- из местных, килийских, Александр Владимирович -- из Ленинградской области. Они вместе учились в ленинградских вузах, поженились и обосновались с Килие. Почти сразу родился у них первенец Алеша, затем -- Дениска.
-- Супруги Ивановы-Павловы -- специалисты высочайшего класса, -- сказал заместитель главного инженера по подготовке производства Владимир Дьяченко. -- Александр Владимирович -- конструктор от Бога, курирует работы по механической части всех судов, сооружаемых на экспорт, а также ремонтирующихся на предприятии. Наталья Алексеевна -- инженер-технолог по окраске судов. На таких профессионалах завод держится.
Алексей не женат, хотя парень видный: когда приезжал к родителям на побывку, то местные девушки очень и очень засматривались. Вот что рассказали о нем в школе:
-- Я была классным руководителем в 7--9б классах, где учился Алеша, -- вспоминает преподаватель СШ N1 Татьяна Зверева. -- После окончания девятилетки он уехал в Питер, к бабушке и дедушке, учился там. В памяти остались его живые сообразительные глазенки. Тогда он был не очень высокого роста и сидел за первой партой. Очень много читал. Не по-детски серьезно относился ко всему, что делал. Похоже, основными в его поступках были принципы «надо -- значит надо!» и «если не я, то кто же?» Эти качества, а также отличное умение рисовать и пространственное мышление, нашли воплощение в созданном им огромном макете теплохода. Алеша сделал его на школьный конкурс «Защита профессий». Он уже тогда, похоже, решил окончательно и бесповоротно: буду моряком! Этот картонный красавец-корабль, сработанный Алешей при консультативном участии отца, покоривший десятки мальчишеских сердец, до сих пор хранится у меня.
-- Об Алексее знаю только по отзывам коллег, -- рассказывает преподаватель Татьяна Щербина. -- Говорят, очень способный, хороший ученик был. Сродни ему и младший брат, Денис, у которого я сейчас классный руководитель. Дениска просто великолепен! Математический склад ума, отличные способности в области точных наук, особенно в химии. Не раз занимал первые места на школьной, районной и областной химических олимпиадах. Призовое место на Всеукраинской олимпиаде, проходившей под эгидой Национальной академии наук. В качестве поощрения -- путевка в Артек. При этом Денис еще и неплохо рисует, успевает редактировать нашу стенгазету. Он очень хорошо воспитан, корректен. В нем нет и тени какого-то зазнайства или превосходства.
Удалось побеседовать и со школьными друзьями Алексея -- Андреем Мерщанским и Константином Карпузовым.
-- Алеша по успеваемости был в классе лучшим среди мальчишек, получал исключительно «пятерки» и «четверки», -- говорит Андрей. -- Интересовался многими науками, но более других -- историей, сражениями, всем, что так или иначе связано с военным делом. Во время летних каникул, уже будучи курсантом, приезжал домой и говорил, что сбылась его мечта, рассказывал о перспективах дальних океанских походов
-- Мы втроем занимались дзюдо, -- дополняет Константин. -- Алексей -- крепкий парень, всегда готовый постоять за себя и защитить слабого. Он никогда никого не предавал.
Из того, что рассказали мне об Алексее, вырисовывался облик молодого морского офицера, чей девиз -- «бороться и искать, найти и не сдаваться!» Но невозможно передать словами все то, что творится сейчас в сердцах и душах тех, чьи родные, близкие и знакомые томятся в ожидании помощи на затонувшей подлодке. Это еще что! Возможно ли передать состояние и ощущения моряков там, в кромешной тьме и мертвенном холоде? «Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подлодке -- здесь либо все побеждают, либо все погибают», -- точно подметил в свое время Магомет Гаджиев, подводник, Герой Советского Союза.
Погибнуть во цвете -- Уж лучше при свете! Наш путь не отмечен Нам нечем Нам нечем!.. Но помните нас.
Не знаю почему, но меня преследуют строки Владимира Высоцкого
418Читайте нас в Facebook