ПОИСК
Происшествия

«ухожу последней. Все, кого я любила, уже там», -- написала в предсмертной записке женщина, двое сыновей и муж которой в течение года покончили жизнь самоубийством

0:00 30 августа 2000

На девятый день после похорон старшего сына Ульяна заперлась в своей комнате, приняла смертельную дозу лекарств и, не раздеваясь, легла в постель. Ее бездыханное тело обнаружили соседи на следующие сутки. Так завершилась трагическая цепь событий в семье Олийник, которая началась в июне прошлого года с нелепой смерти только что вернувшегося из армии младшего сына.

Младший сын был в семье общим любимцем

Известие о смерти Ульяны было шоком для многих из тех, кто хорошо знал эту семью. В течение года один за одним отошли в мир иной оба ее взрослых сына и муж. Причем, что самое страшное, все они расстались с жизнью добровольно. По этому поводу велось много разговоров, но самой популярной была, пожалуй, версия о «нехорошем месте», на котором будто бы располагается дом Олийников. Соседи и друзья семьи выдвигали и некоторые другие гипотезы по поводу этой странной серии смертей. Все они, бесспорно, заслуживают внимания. Но как бы там ни было, теперь, когда никого из четверых членов семьи Олийников уже нет в живых, трудно найти ответ на вопрос: «Почему это произошло?» Поэтому, собрав все данные, которые можно было легально получить у представителей правоохранительных органов, и побеседовав с соседями, я попытался восстановить картину тех трагических событий.

Все началось в июне прошлого года, когда вернулся из армии младший сын Ульяны -- Павел.

-- Паша был способным домашним мальчиком, -- вспоминает один из соседей, Ростислав Адамович. -- Еще когда он учился в школе, такие картины рисовал на деревянных дощечках, что мы просто диву давались. «Девятый вал» Айвазовского получался у него один к одному. Нашим мальчишкам его в пример ставили. Вместо того, чтобы бегать по улицам, он отцу по хозяйству помогал.

РЕКЛАМА

Рассказывают, что Паша в семье был всеобщим любимцем. Ему никогда ни в чем не отказывали. Вернувшись из армии, парень сказал, что вряд ли будет сразу же поступать в институт, как того хотели родители, и с ним согласились. В течение следующего месяца он безуспешно пытался устроиться на работу, но никто не стал делать из этого трагедию. Правда, что-то изменилось в отношениях между младшим сыном и родителями, так же, как изменилось и поведение самого Павла. Он уже не был тем домашним мальчиком, которого ставили в пример другим. Может быть, вернувшись из армии, парень просто почувствовал себя взрослым, способным самостоятельно отвечать за свои поступки? Павел с каждым днем стал приходить домой все позже. Поговаривали, что у него появилась девушка, которая была намного старше его. И вот однажды он вернулся с очередного свидания в четыре утра. Мать, чего не случалось раньше, набросилась на сына с упреками, мол, он не бережет ее здоровье, заставляет волноваться, приходя так поздно домой, и так далее. Павел, пытаясь оправдаться, сказал, что у него скоро свадьба. Но когда Ульяна узнала, о какой невесте идет речь, то сказала что-то нехорошее о ней -- и парень хлопнул дверью.

Наутро его обнаружил отец. Павел повесился в саду за домом. Рядом лежало около десятка окурков и пустая бутылка из-под водки. Видимо, решение о самоубийстве ему далось нелегко.

РЕКЛАМА

«Трудно сказать, самоубийство это или несчастный случай»

Ульяна винила себя в смерти младшего сына и очень сильно переживала по этому поводу. Старший сын, Сергей, вдруг почувствовал себя лишним. Он нередко жаловался соседям, что после смерти младшего брата у родителей только и разговоров, что о Павле. К тому же, мелкий бизнес, которым занимался Сергей, перестал приносить какую бы то ни было прибыль.

Но больше всех переживал отец Павла -- Константин Андреевич.

РЕКЛАМА

-- Олийник-старший часто называл Пашу своей надеждой, -- вспоминает Ростислав Адамович. -- После самоубийства сына, он начал пить. А ведь во всей округе его знали как убежденного трезвенника. На любом празднике, будь то свадьба или день рождения, было бесполезно уговаривать Константина Андреевича выпить хотя бы пятьдесят граммов. У него всегда находилась отговорка, что он за рулем. Константин Андреевич много лет проработал в таксопарке, а потом стал «грачевать» -- заниматься частным извозом. Впервые мы увидели его пьяным на поминках по Павлу. Причем, выпил он тогда так много, что даже как-то неудобно было за него. Ведь на поминках это не принято. А Константина к вечеру и вовсе развезло. Он начал рассказывать неприличные анекдоты и сам же смеялся над ними. Благо, Ульяна увела его спать, а то не известно, чем бы закончились эти поминки.

В последний месяц перед своей гибелью Константин Андреевич начал пить уже и за рулем. Никакие уговоры близких не помогали. Соседи рассказывают, что Ульяна часто жаловалась на нехорошие предчувствия, мол, добром это не закончится. Но в тот день, когда произошла вторая трагедия в семье Олийников, отец сел за руль трезвым. Он собирался утром поехать на могилу к сыну, а потом поработать. Домой он больше не вернулся.

«Жигули» Константина Андреевича на большой скорости врезались в дерево. Водитель был пьян и скончался за рулем мгновенно.

-- Трудно сказать, самоубийство это или несчастный случай, -- рассказывает друг детства Константина Андреевича Федор. -- Накануне он посетил всех своих одноклассников, которые жили в Киеве. Правда, старался казаться веселым и на жизнь не жаловался. Но мы-то видели, что он сильно изменился за последнее время.

Трагическая гибель Олийника-старшего была квалифицирована как несчастный случай. Но Ульяна была почти уверена в том, что муж сам наложил на себя руки. Ведь однажды, будучи пьяным, он сказал, что так жить больше нельзя и нужно что-то кардинально менять, а если не получится то его место -- рядом с Павлом».

«Там мы будем счастливее»

Чтобы пережить это двойное горе, Ульяне нужен был очень сильный человек рядом. И старший сын подсознательно чувствовал, что таким человеком должен стать он. Сергей продолжал заниматься своим бизнесом, но все рушилось буквально на глазах. Сама же Ульяна спасалась работой. Она была врачом и всю свою любовь старалась отдавать пациентам. С осени прошлого года, когда погиб Константин Андреевич, в ее личном деле появилось несколько благодарностей от руководства поликлиники, в которой она работала.

А потом произошло событие, ставшее той самой последней каплей. Желая спасти свой бизнес, Сергей занял у знакомых тысячу долларов, но в очередной раз за последнее время «прогорел». Приближался срок возврата долга, а возвращать было нечего. Парень еще надеялся как-то выпутаться из этой ситуации и ничего не рассказывал матери. Но она сама все узнала от кредиторов сына, пожаловавших в его отсутствие. В доме перевернули все вверх дном и пригрозили хозяйке, что их следующий визит может быть более серьезным.

Сергей сказал матери, что, возможно, какие-то бандиты просто ошиблись адресом и он с этим разберется сам. После чего поехал к своим кредиторам. Те согласились отсрочить возврат долга еще на одну неделю и посоветовали продать дом, который находился в престижном районе столицы. «Нам не нужно лишних денег, -- сказали Сергею, -- но из того, что ты выручишь за жилье, ты сможешь и с нами рассчитаться, и купить себе квартиру где-нибудь в другом районе». Вроде бы даже они и покупателя уже нашли.

Сергей не хотел посвящать мать в свои проблемы, а потому просто сказал ей, что в их доме многое напоминает о младшем брате и отце, и поэтому нужно продать его и переехать в другое место. Но Ульяна была категорически против. Поняв, что ему не удастся переубедить мать, Сергей и вовсе опустил руки. В конечном итоге он принял решение последовать за отцом и младшим братом -- перерезал себе вены в тот день, когда к нему в очередной раз должны были приехать кредиторы.

-- Я как раз работал на огороде, -- рассказывает Ростислав Адамович, -- когда приехали эти ребята на иномарке. Они долго стучали в дверь, потом еще меня спрашивали, есть ли кто дома? Я им сказал, что Сергея недавно видел, и он вроде бы никуда не собирался уходить. Тогда они толкнули дверь -- она была не заперта. Я не знаю, что они делали внутри, но выбежали из дома быстро. Наверное, они испугались того, что увидели там. Больше я их никогда не видел. И только вечером узнал, что случилось несчастье.

После похорон Сергея, от Ульяны никто не услышал ни слова. Она молчала и как-то странно улыбалась. Соседи решили, что женщина потихоньку сходит с ума. А на девятый день после поминок Ульяна, проводив гостей, приняла смертельную дозу лекарств. Рядом с телом была обнаружена записка: «Ухожу последней. Все, кого я любила, -- уже там. Не вините никого. Это -- злой рок. Там мы будем счастливее».

Так была поставлена последняя точка в этой трагической истории. Возможно, здесь просто много совпадений. Возможно, все четыре смерти связаны между собой лишь тем, что произошли они в одной семье за короткий промежуток времени? По каждому из этих четырех случаев было отказано в возбуждении уголовного дела, так как состава преступлений выявлено не было.

Каждый день в Киеве добровольно уходят из жизни два человека

Прокомментировать эту историю мы попросили адъюнкта кафедры криминологии Национальной академии внутренних дел Украины Людмилу Шестопалову, которая много лет изучает проблемы предупреждения самоубийств.

-- Действительно, четыре самоубийства, имевшие место в одной семье в течение одного года, заставляют задуматься о многом, -- говорит Людмила Николаевна. -- Любое самоубийство само по себе уже есть вызов обществу, ибо беспричинных преждевременных самоуходов из жизни не бывает. Связаны ли между собой самоубийства четырех членов одной семьи и каким образом? Конечно, определенная связь между ними существует, но утверждать, что это групповой акт (совершенный по договору или по цепочке), было бы неправильным. Только последние два самоубийства -- матери следом за старшим сыном -- можно назвать двойным суицидом. Смерть сына стала последней каплей для матери, которая выбрала истинно женский -- медикаментозный способ.

Существует много теорий о причинах суицида, среди которых есть и наследственная (генетическая). Но она до сих пор остается лишь теорией. Биохимическая теория причин самоубийств, разработанная Южнокалифорнийским и Колумбийским университетами, связывает акт добровольного ухода из жизни с особой химической структурой тканей, наличием в мозговом веществе самоубийц пониженного содержания серотонина (гормона, выполняющего роль медиатора нервной системы).

На мой взгляд, в нашем случае следует говорить о действии так называемой комбинаторной теории, объединившей социологические и психологические подходы. Главной причиной совершения самоубийств в Украине остается на сегодняшний день крайне тяжелое экономическое положение большей части населения, а фоном ему могут служить самые разные обстоятельства, как, например, в этой семье. Эти четыре самоубийства тяготеют к «подражанию или эффекту Вертера», несчастную любовь и смерть которого описал Гете в «Страданиях молодого Вертера». После того, как это произведение увидело свет, многие молодые люди, увлекшись образом главного персонажа, следовали его примеру и кончали жизнь самоубийством. Вот и в семье Олийников в трудный момент всегда возникал образ близкого им человека, который решил все проблемы именно таким способом.

Кстати, по некоторым данным, ежегодно в Украине заканчивают жизнь самоубийством до 16 тысяч человек. И еще более страшная цифра: ежедневно в Киеве добровольно уходят из жизни в среднем два человека.

P. S. Все имена и фамилии в публикации изменены по этическим соображениям.

3543

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров