ПОИСК
Происшествия

Холерный вибрион для жителей львова

0:00 25 февраля 2000
Бывший майор милиции угрожал отравить водопровод Львова холерным вибрионом и взорвать завод. Суд направил его на принудительное лечение в психиатрическую больницу, в отделение с усиленным режимом наблюдения

Целый год держал в напряжении местные власти и правоохранительные органы аноним, угрожавший совершить террористические акты в том случае, если ему не выплатят огромные суммы «отступного». И лишь блестяще проведенная операция сотрудников спецслужб принесла львовянам покой. О ее подробностях рассказали «ФАКТАМ» заместители начальника управления СБУ во Львовской области полковник Григорий Гаркавенко и подполковник Владимир Музылев.

В местах водозаборов трубы заваривали… полковники СБУ

В первых числах октября 1997 года на имя мэра Львова Василия Куйбиды в горсовет и на его домашний адрес поступили анонимки следующего содержания:

«От вас зависит жизнь сотен тысяч людей, это очень серьезное предупреждение: в направлениях львовской сети водоснабжения и на выходе установлены ампулы холерного вибриона, в любое время по нашей команде они взорвутся. Что делается на Львовщине, мы хорошо знаем: водоснабжение осуществляется с ведомственной централизованной и децентрализованной сети. Большинство водопроводов в области подземные, прежде чем вода доходит до потребителя, происходит обеззараживание хлором или раствором хлорной извести. Вот мы и сделали капкан с радиосюрпризом. Не тратьте сил -- вы его не найдете. О последствиях после отравления воды можете спросить у Николая Федейчука -- он обязан знать, что произойдет. Предлагаем: вы должны передать нам 900 тысяч гривен в два приема (на то время более 450 тысяч долларов США. -- Авт. ). Первые 600 тысяч, в купюрах по 100 гривен, необходимо положить на место, о котором мы сообщим отдельным письмом. На подготовку даем 10 дней. После этого получите письмо, где будет указано все, что нужно, а также время передачи денег. Предупреждаем, что если будут обнаружены красящий порошок на деньгах, жучки, фальшивые деньги или другие посторонние предметы, наш договор теряет силу.

После проверки наступает второй этап. Оставшиеся 300 тысяч передаются по нашему письму туда, где будет указано. Когда деньги поступят, мы гарантируем, что никакая зараза в город не попадет, а ваши люди заберут эту мерзость и уничтожат ее… »

РЕКЛАМА

Осведомленность анонима указывала на довольно хорошую его подготовку к шантажу, а значит, и угроза для сотен тысяч львовян была реальной. На ноги были подняты практически все сотрудники СБУ. Мэра и его семью взяли под скрытую охрану. С помощью оперативных разработок, графологических экспертиз, психологов был создан портрет автора письма: ему за сорок лет, достаточно образован, знаком с оперативной работой, т. е. служил или служит в правоохранительных органах, причастен к бизнесу. Хорошо знает украинский и русский языки. На печатной машинке работает непрофессионально и т. д. Десятки людей были направлены на поиски печатной машинки, имеющей характерное западание одной буквы, в самые различные учреждения, предприятия, расположенные в районе почтового отделения, откуда было послано письмо. Одновременно сотрудники спецслужб выехали в места водозаборов, где с грустью констатировали, что тут один Бог знает, что творится. Иными словами, возьмись террорист реально осуществить свою угрозу, ему бы никто не помешал. Пришлось полковникам СБУ вместе с рабочими самим заваривать некоторые трубы.

Вышли и на упомянутого в письме Федейчука. Как оказалось, он работал в санэпидемстанции, и накануне поступления угроз опубликовал в одной из львовских газет статью, касающуюся водоснабжения города. Но к шантажу этот человек не имел никакого отношения.

РЕКЛАМА

«Для вас это полный крах… »

Через некоторое время на проходную Львовского филиала завода «Кока-кола» явился какой-то мальчишка и попросил передать директору предприятия запечатанный конверт. На мальчонку тогда никто особого внимания не обратил, а зря. Прочитав послание, руководитель завода буквально остолбенел.

«С вашей помощью число безработных увеличилось, вы забрали кусок хлеба у малоимущих, детей, пенсионеров, -- говорилось в отпечатанном послании. -- За подобные действия в других странах хозяин должен возмещать убытки, вы же категорически отказываетесь от подобных акций. Мы, т. е. группа профессионалов, решили вам сделать «хорошую» рекламу и приложить все усилия, чтобы ваша фирма обанкротилась, а вас пустить по миру, как вы сделали с нами. Проанализировав весь процесс на вашем предприятии, мы внедрились в процесс работы вашего конвейера и с полной ответственностью заявляем, что производство ваше полностью контролируется. В местах, известных только нам, установлены ампулы с бактериологическим наполнителем. Взрываются они по радиосигналу в любое время. Последствия можете себе представить. Хотя это и жестоко, но другого выхода мы пока не видим. Обсудив все вопросы, мы пришли к такому решению: требовать себе денежной компенсации мы не имеем права. Чтобы восстановить справедливость, мы ставим условие: мы не будем взрывать ваши цеха, не будем ставить жизнь людей под угрозу, что делается в элементе (эксперимент можем сделать сразу же после нашего телефонного разговора или по несогласованию сторон). Вы оказываете благотворительную денежную помощь в сумме 250 тысяч гривен. В случае невыполнений наших требований, механизм срабатывает, и всю ответственность за произошедшее мы перелагаем на вас, а для вас это полный крах, скандал, разорение и отсюда вытекающие последствия. После перечисления денег мы даем гарантию забыть наш конфликт, а вам передать схему расположения этого смертоносного вибриона».

РЕКЛАМА

Подпись: «Степан Илькович Громада».

Директор тут же распорядился усилить охрану, усовершенствовать внешнее наблюдение и сообщил об анонимке руководству областного управления милиции.

Следователи предприняли очередную попытку выйти на грозного анонима. Довольно быстро нашли мальчонку, доставившего письмо. Однако его показания ничего не дали -- мол, к нему подъехала «Волга», и какой-то незнакомый дядя попросил отнести конверт, за что дал пару монет. Так как писем и телефонных звонков на предприятие больше не последовало, следствие на время зашло в тупик.

Через год шантажист опять «взялся» за львовского мэра -- прислал письмо, аналогичное первому, а также подробную инструкцию передачи денег:

«Возле ул. Пекарской идет улица Шимзерив. Между домами 10 и 8 на заборе за домом 8 висит голубой ящик, и на нем написано «ТП 723», необходимо снять замок (он не закрытый) открыть дверцы и положить деньги. После чего закрыть и захлопнуть контрольный замок. После проверки денег мы передадим схему, где поставили радиовзрывчатку с холерным вибрионом, а вы должны передать последние деньги. На связь выходим или по телефону, или получите письмо на ваш домашний адрес. Помните, что жизнь львовян зависит от вас, нам нечего терять. На схеме стрелками бордового цвета обозначено, где необходимо положить и как пройти к ящику… »

Случилось непредвиденное

-- Первое письмо расценил как выходку шизофреника, -- скажет потом на встрече с местными журналистами мэр Львова Василий Куйбида. -- Страх возник потом: если подобные мысли преследуют больного человека, то он может реализовать их, необязательно отравляя воду. Ведь существуют и другие средства. А если это вполне здоровый человек, его тем более надо обезвредить и как можно быстрее.

Осматривая место предстоящей операции, оперативники утвердились в догадке, что поединок с ними ведет действительно профессионал и, возможно, тоже оперативник. Ящик был установлен для таких целей просто идеально. Все пространство вокруг него великолепно просматривалось, и сам злоумышленник имел к нему несколько скрытых подходов. К тому же день передачи денег был праздничным, а значит, на улице обязательно будет много людей.

В назначенный срок деньги (»кукла») были положены в указанный ящик, а эсбэушники блокировали все подходы к нему. Однако за деньгами… никто не пришел. (Кстати, как признались «ФАКТАМ» сотрудники спецслужбы, они чуть было не дали маху. Оказалось, что содержимое ящика можно забрать, не открывая замка на его дверцах. Для этого необходимо было всего лишь… отодвинуть тыльную стенку. Секундное дело!).

Через некоторое время сотрудники СБУ заметили, что за ящиком наблюдает через окно находящейся рядом небольшой частной мастерской мастер Юлиан П. Проведенная проверка показала, что именно этот человек сначала изготовил, а затем установил тайник. Но он ли являлся организатором шантажа? Мастер никак не соответствовал разработанному психологическому портрету. Стали проверять круг его знакомых, и вышли на некоего 66-летнего Виктора Савельева. Как оказалось, именно он обратился к Юлиану П. с просьбой изготовить по предоставленным чертежам хитрый ящик-тайник, а также установить его на указанной улице. Произошло это накануне поступления мэру первых угроз. За работу мастер получил 100 гривен. Савельев пояснил ему, что в ящик должны положить важный пакет документов, а посему попросил Юлиана присматривать за ним. Случилось непредвиденное -- замок заржавел и мастеру пришлось его спилить. О том, что его заказчик занимается шантажом, Юлиан даже и не подозревал.

Савельев оказался в прошлом… майором милиции, занимавшим должность заместителя начальника Львовского СИЗО, а на данное время являлся руководителем нескольким коммерческих структур. В квартире подозреваемого был проведен обыск. К несказанному удивлению следователей, профессионал «прокололся»: мало того, что он хранил дома боеприпасы, там же оказалась и печатная машинка, на которой были отпечатаны письма с угрозами, их черновики и план закладки денег в тайник. Никаких ампул, содержавших холерный вибрион обнаружено не было. Как установила почерковедская экспертиза, рукописные схемы расположения тайника, надписи на конвертах писем, присланных директору завода «Кока-кола» и мэру Львова выполнены Савельевым.

Суд направил неудавшегося террориста на судмедэкспертизу. По заключению экспертов, «В. Савельев страдает последствиями значительного поражения головного мозга с нарастающим психоорганичным синдромом и декомпенсацией. По психическому состоянию он не может понимать значения своих поступков и руководить ими, не может встать перед следствием и судом». Исходя из этого Шевченковский районный суд г. Львова постановил: Виктора Савельева поместить для принудительного лечения в психиатрическую больницу с усиленным режимом наблюдения.

679

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров