Украинские моряки спасли 20 соотечественников с затонувшего возле побережья юар сухогруза
Универсальный сухогруз «Генри-навигатор», принадлежавший греческой судоходной компании «Сибон холдинг корпарейшн», обслуживался 20 украинскими моряками-контрактниками. Приняв в очередном рейсе насыпные грузы (в болгарском порту Бургас -- медную руду, а во французском Тулоне -- кальцинированную соду), «Генри-навигатор», разменявший третий десяток лет с момента постройки, взял курс к берегам ЮАР.
Как рассказал диспетчер управления буксирно-спасательного и специализированного флота Александр Самовол, пройдя Гвинейский залив, судно попало в полосу штормов, началась сильная качка. Произошло смещение груза, образовался крен на правый борт. При дальнейшем следовании теплохода крен увеличивался. Когда он достиг 20 градусов, капитан отдал экипажу команду надеть спасательные жилеты (впрочем, при низкой температуре забортной воды они никак не спасали от переохлаждения). На помощь сухогрузу направился украинский буксир «Гриф», работающий у побережья ЮАР.
-- Почти сутки «Гриф» добирался к потерпевшему бедствие «Генри-навигатору», которому протянул трос помощи, -- рассказывает Александр Самовол. -- По словам капитана «Грифа» Виктора Федоряка (он досрочно возвратился домой, из-за перенесенной в Кейптауне операции), произошло это в экстремальных условиях, когда крен аварийного судна достигал 32 градусов. Когда сухогруз практически уже лежал на правом борту, ребята с «Грифа» не только продолжали буксировать его, но и сбросили резиновую шлюпку, приняв 13 моряков с «Генри». Последний удерживать на буксире становилось просто невозможно -- он упрямо стремился под воду. Когда двигатели сухогруза остановились, «грифовцы» сумели снять с него еще семерых соотечественников. Буквально за 8--10 минут до того момента, когда волны полностью накрыли «Генри-навигатора», крен которого составлял уже более 50 градусов, буксирный трос был убран. В противном случае махина-сухогруз «забрал» бы с собой и «Гриф» с двумя экипажами на борту.
«Грифовцы» доставили потерпевших крушение моряков в Кейптаун (порт на юго-западе Африки, неподалеку от мыса Доброй Надежды). А в 80 милях от порта навечно остался греческий сухогруз «Генри-навигатор».
Тем временем подведены итоги работы комиссии Госфлотинспекции Украины, занимавшейся расследованием причин и обстоятельств гибели теплохода «Тикси» с украинскими моряками (ранее «ФАКТЫ» коротко рассказывали об этом ЧП, произошедшем 2 января в Черном море). Как информировали собкора «ФАКТОВ», анализ собранных материалов дает основания для того, чтобы сделать заключение об имевших место некоторых нарушениях действующих украинского и международного законодательств, касающихся эксплуатации судов, условий найма экипажа. В официальном сообщении Госфлотинспекции Украины говорится следующее: «Экипаж теплохода «Тикси» находится в г. Туапсе, дает объяснения представителям прокуратуры Российской Федерации и ожидает отправки на Родину. В результате анализа собранных материалов можно сделать следующие выводы.
На настоящий момент нет данных, свидетельствующих о вине экипажа в гибели «Тикси».
Стоянка и погрузка теплохода в Николаевском порту проходили с соблюдением всех правил безопасности судоходства.
Квалификация экипажа теплохода «Тикси» соответствовала международным требованиям, подтверждена соответствующими сертификатами.
В ходе работы комиссией выявлены факты, требующие дополнительного анализа, который выходит за рамки компетенции Госфлотинспекции Украины. В частности, следует выяснить обстоятельства ремонта теплохода «Тикси», роль некоторых лиц в найме и эксплуатации судна.
Госфлотинспекцией подготовлен комплект документов для передачи в Генеральную прокуратуру Украины».
415Читайте нас в Facebook