«Из-за своеволия чиновников люди не могут воспользоваться предоставленным им правом узаконить свои дома»
Последние лет 20 многие граждане Украины решали свои жилищные проблемы собственными силами. В результате появился такой вид недвижимости, как самострои. Это дома, которые люди возводили без официального разрешения, а иногда и без строительной документации. Долгие годы узаконить данную недвижимость было почти невозможно. Однако в прошлом году Кабинет министров Украины принял постановление, призванное облегчить процедуру и дать людям возможность стать полноправными владельцами жилья. Между тем на практике оказалось, что пройти через все кабинеты чиновников не так-то просто, а в некоторых городах, например в Киеве, получить право собственности на самострой законным путем и вовсе невозможно.
«Если к дому пристраивается гараж или еще одна комната, то процедуру оформления нужно проходить заново»
Для того чтобы решить проблему с такими строениями, в сентябре 2009 года было принято правительственное постановление, согласно которому все частные дома, незаконно возведенные в период с 5 августа 1992 года по 1 января 2008 года, могут быть приняты в эксплуатацию органами Государственной архитектурно-строительной инспекции на основании соответствующего заявления, поданного человеком до 31 декабря 2010 года.
Но следует помнить, что сертификат соответствия дома государственным строительным нормам выдается человеку только после предоставления им всех необходимых документов в органы Государственной архитектурно-строительной инспекции, а также после внесения штрафа за самовольное строительство и оплаты услуг по выдаче сертификата.
Впрочем, на деле процедура узаконивания самостроев оказывается куда сложнее, чем на бумаге.
— Сначала нужно обратиться в БТИ и оформить технический паспорт, — рассказал киевлянин Виталий Иосифович. — У меня двухэтажный домик, построенный еще в 1980 году на территории дачного кооператива в Осокорках. Земля выделялась именно под дачное строительство, поэтому в этом вопросе проблем нет: и дом, и земля были узаконены. Но семья у меня росла, поэтому через некоторое время я пристроил к дому гараж и над ним — еще одну жилую комнату. А по нынешнему законодательству, если к дому что-то пристраивается, то процедуру оформления нужно проходить заново. Этим я и занялся. Для того чтобы получить техпаспорт, нужно выстоять несколько очередей в БТИ, заплатить в кассу и показать инженеру само строение. После этого через три недели мне выдали технический паспорт.
— И сколько стоит оформление техпаспорта в ?
— Мой дом имеет площадь 134 метра, поэтому с меня взяли 600 гривен. Но хочу отметить, что это только начало пути. Дальше мне с большим трудом удалось получить информацию о последовательности прохождения всех процедур и о том, кто в администрации города выдает справки о согласовании и принятии в эксплуатацию строительного объекта. Оказалось, что в городской госадминистрации, в 102-й комнате, сидят девочки, которые и принимают документы, необходимые для получения этой справки. Но работают они только с 9 до 10 утра, а значит, образовывается очередь, создается ажиотаж. Я инвалид, но был вынужден приезжать неоднократно. Кстати, если посетитель пытается выяснить что-то у других сотрудников администрации или выйти на вышестоящего начальника, с ним просто отказываются разговаривать и отправляют все в ту же 102-ю комнату.
В конце концов я сдал документы. У меня все бумаги в порядке, я единственный владелец, никаких нарушений нет, поэтому придраться было не к чему. Мне дали номер телефона, по которому можно узнать, готова ли справка. Однако сколько я ни звонил в течение двух месяцев по этому номеру, трубку никто не брал. Тогда я сам поехал в горадминистрацию, и вдруг выяснилось, что в той комнате, где установлен телефон для получения информации, идет ремонт и сотрудники, ответственные за выдачу справок, туда даже не заходят. Спрашивается, зачем давать людям номер, по которому они все равно ничего не смогут узнать?
Эта волокита длилась более двух месяцев, хотя согласно законодательству чиновники обязаны были рассмотреть вопрос в течение 30 дней. После получения справки о том, что горгосадминистрация не возражает против того, чтобы мой дом стоял на своем месте, я отправился в инспекцию архитектурно-строительного контроля. Она находится по адресу: бульвар Леси Украинки, 26.
В инспекции тоже все не так-то просто. Получить консультацию о порядке узаконивания строения можно только в канцелярии. Сначала меня направили к районному инспектору, которому я показал техпаспорт, справку о согласии горадминистрации и копии документов, удостоверяющих личность. Он проверил документы и послал меня к юристам. Затем необходимо было попасть на прием к одному из заместителей руководителя инспекции, чтобы он по каким-то одному ему известным критериям установил сумму штрафа.
«Сумма штрафа колеблется от 170 до 800 гривен»
— Но согласно постановлению штраф должен составлять 170 гривен.
— Указанный в постановлении штраф (170 гривен) — минимальная сумма. На самом деле его размер колеблется от 170 до 800 гривен (на усмотрение чиновников). Но, уплатив штраф, еще нужно получить подпись главного юриста инспекции. И только после этого собранный пакет документов сдается в инспекцию для оформления сертификата соответствия, за что, кстати, тоже придется заплатить. Сколько — пока не знаю.
— А для чего нужен этот сертификат?
— Это технический документ, который подтверждает, что дом соответствует строительным нормам. На основании сертификата я смогу получить свидетельство собственности, являющееся правоустанавливающим документом. Чтобы стать полноправным владельцем дома, мне нужно будет обратиться в горуправление жилищного обеспечения. Но тут возникнет одна серьезная проблема. Люди, которые уже получили сертификат и отправи-лись с ним в управление жилищного обеспечения, столкнулись с невыполнимым требованием. Чиновники хотят, чтобы им принесли оригинал справки, выданной горадминистрацией для предоставления в архитектурно-строительную инспекцию. Естественно, сотрудники инспекции отказываются отдавать эту справку, тем более что на ней четко указано: для предоставления только в архитектурно-строительную инспекцию. Кстати, я пытался сделать нотариально заверенную копию документа, но получил отказ от нотариуса, так как эта справка имеет четкое целевое назначение, о чем сказано в правительственном постановлении. А значит, и нотариально заверенные копии справки нельзя предоставлять в других инстанциях. Получается замкнутый круг, когда из-за своеволия чиновников люди не могут воспользоваться правом узаконить свои дома.
584Читайте нас в Facebook