Хозяин севастопольской похоронной фирмы «доверие» григорий пензов мечтал построить собственный крематорий и открыть филиалы во всех областях украины
«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову «Вежеталем» и сразу же умереть». Эти бессмертные строки из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» автоматически приходят в голову, когда попадаешь на улицу Пожарова в Севастополе. Здесь на маленьком пятачке возле старого, давно уже закрытого городского кладбища живописно расположились четыре похоронные конторы: государственное коммунальное предприятие «Севастопольский комбинат благоустройства» (СКБ), частное коммерческое предприятие «Доверие», изредка занимающееся благотворительностью, агентство «Скорбь» и фирма «Южный экспресс». В выставочном зале последней -- образцы гробов стоимостью от 97 до 1638 гривен, десятки всевозможных венков и прочие ритуальные товары.
До недавнего времени большинство севастопольских покойников хоронила фирма «Доверие». После загадочной смерти ее генерального директора, 59-летнего Григория Пензова, и не менее загадочного исчезновения его сына Игоря (исполнительного директора) скорбный бизнес в Севастополе претерпел существенные изменения.
«Мы решили уйти из жизни, потому что нам мешают работать»
Рано утром сотрудники «Доверия» обнаружили на воротах, ведущих во двор офиса фирмы, записку весьма странного содержания: «Мы, Пензовы, решили уйти из жизни, потому что нам мешают работать». Далее перечислялись фамилии людей, работающих в коммунальной сфере города. Сотрудники узнали почерк Пензова-старшего, причем у них создалось впечатление, что гендиректор писал записку дрожащей рукой. Увидев, что двери в офис не заперты, они вызвали милицию. Когда стражи правопорядка зашли в кабинет гендиректора, там стоял густой дым. Пришлось подождать, пока он рассеется.
В креслах рядом с журнальным столиком сидели два человека. Оба были мертвы. Рядом лежали какие-то ключи и револьвер. Лица покойников были покрыты копотью, и оперативники поначалу предположили, что причиной смерти стал угарный газ. Однако при осмотре выяснилось: жертвы застрелены из пистолета. Первому пуля угодила в висок, второму -- в затылок. В одном из погибших рабочие опознали генерального директора фирмы Григория Пензова, а у второго в кармане был обнаружен паспорт на имя его сына Игоря Пензова. Однако никто из сотрудников «Доверия» не опознал исполнительного директора, хотя все отметили, что мертвец на него очень похож. (Позднее выяснилось, что вместе с Пензовым-старшим был убит приятель Игоря, когда-то учившийся с ним в школе и живший на одной улице).
Полы в кабинете и в кладовке были залиты соляркой. Обстановка в офисе свидетельствовала о том, что некто хладнокровно расправился с мужчинами и инсценировал их самоубийство. Но убийца просчитался -- окна и двери в офисе были плотно закрыты -- огонь без доступа кислорода быстро погас. Оперативники отправились домой к Игорю, однако их ждало разочарование -- исполнительный директор бесследно исчез.
«Доверие» принимало у стариков вклады под залог их будущих похорон
Преступление вызвало в Севастополе невероятное количество самых противоречивых слухов. Город гудел, как потревоженный улей, а на улицу Пожарова потянулся народ -- в основном пожилые люди. Все дело в том, что Григорий Пензов был отцом-основателем довольно необычной «пирамидальной» структуры, которая принимала у людей вклады под залог их будущих похорон. Некоторые до сих пор считают Григория Пензова чуть ли не злым гением и сравнивают его с Мавроди, а «Доверие» -- с «Властилиной». Поговаривают, что идейным вдохновителем частного ритуального бизнеса был вовсе не Пензов, а один бывший работник Севастопольского комбината благоустройства.
На вопрос, почему, собственно, в Севастополе появилась первая в Украине частная погребальная контора, существует очень простой ответ: именно здесь были созданы все условия для ее деятельности. После распада Союза для СКБ наступили тяжелые времена. Несмотря на то, что количество покойников в городе не уменьшалось, предприятие хирело на глазах. Из перечня услуг постепенно исчезали самые необходимые. Допустим, приходит убитый горем родственник в комбинат, а венков нет, гроб могут обшить только черной материей, отсутствует катафалк. Вот и начинают люди метаться по городу в поисках необходимого. А зачем им мучиться и нервничать, если есть фирма, которая поможет даже самым привередливым клиентам?
Как явствует из документов, малое частное благотворительно-коммерческое предприятие «Доверие» было создано в апреле 1992 года с целью «более полного удовлетворения потребностей малоимущих граждан в ритуальных услугах». По обычаю тех лет, создатели «Доверия» внесли в устав добрых два десятка видов деятельности, в том числе организацию похорон, патронат одиноких граждан, перезахоронение погибших украинских и иностранных граждан, рекламно-издательскую деятельность и проведение операций с недвижимостью
За стартовым капиталом дело не стало -- его помогли сколотить жители Севастополя. В газетах появилось объявление: «Доверие» заключает договоры и принимает от граждан по 105 тысяч карбованцев. (Для тех, кто забыл, что такое карбованец: 100 тысяч карбованцев -- это одна гривня! -- Ред. ) За эту сумму оно обязуется похоронить клиента по высшему разряду: организация похорон, пристойный гроб, симпатичный венок, приличный катафалк и вырытая вручную могила».
Понятно, что молодые отнеслись к практически бесплатным похоронам более чем прохладно, а вот у стариков оно вызвало настоящий бум. От клиентов не было отбоя, и на первых порах дела у «Доверия» шли блестяще. В 1994 году с бабушек брали уже по 350 тысяч карбованцев
Пребывая в хорошем настроении, Пензов мечтал хоронить всех умерших севастопольцев
Становление «Доверия» и угасание СКБ совпадало во времени и в пространстве. Пензов открыл филиал в Бахчисарае. Этот невысокий лысоватый человек мечтал «накрыть» сетью филиалов своей фирмы всю Украину. Пребывая в хорошем настроении, Пензов рассуждал о том, что его фирма скоро будет хоронить всех умерших севастопольцев.
Сколько Пензов заработал денег на стариках и старушках, неизвестно. Слухи о сотнях миллионов гривен ничем не подтверждены. Никто не знает, сколько вообще клиентов было у Пензова. На этот простой вопрос «ФАКТАМ» не смогли дать однозначный ответ ни в милиции, ни в налоговой инспекции, ни в прокуратуре Севастополя. По приблизительным подсчетам, «Доверие» за время своего существования похоронило более 20 тысяч человек. Причем фирма, в отличие от других «пирамид», всегда выполняла взятые на себя обязательства. Правда, далеко не в полном объеме.
-- Я хоронила свою маму в 1997 году, -- рассказывает одна из клиенток «Доверия». -- Могилу уже не копали вручную, зала не было, хоронили не на старом кладбище, а на Микензиевых горах. Зато катафалк был хороший, обивка гроба красивая, венок от фирмы.
Еще одна клиентка сообщила «ФАКТАМ», что когда она хоронила маму в конце прошлого года, пришлось доплатить фирме 100 гривен. Если учесть, что самые скромные похороны тогда стоили как минимум 400 гривен, то эта женщина должна только спасибо сказать «Доверию».
За время своего существования частное похоронное предприятие дважды проводило перерегистрацию. Пензов объяснял это инфляцией. Клиентам предлагали составить новый договор и доплатить несколько десятков гривен. Большинство соглашалось.
Слухи о крахе фирмы быстро расползлись по городу
По словам заместителя начальника управления налоговой милиции Севастополя Натальи Петровой, в конце апреля этого года прокуратура Ленинского района возбудила уголовное дело против отца и сына Пензовых. Их обвинили в умышленном уклонении от уплаты налогов. Фирма «Доверие» проводила по бухгалтерским документам только часть доходов, а деньги, которые взимались с клиентов за дополнительные услуги, ни в каких документах не учитывались. Кроме того, следствие установило, что генеральный директор «Доверия» владел в городе 14 квартирами. Пензов заключал со стариками договоры купли-продажи квартир под залог пожизненного обеспечения и будущих похорон. Как правило, это были пожилые женщины, оставшиеся без родственников и проживающие в одно-, двухкомнатных квартирах.
Весь фокус заключался в том, что нотариально удостоверялся только договор купли-продажи, то есть Пензов становился хозяином жилья сразу же после подписания документа. А что касается ухода за стариками, то здесь все зависело от его желания и возможностей. Справедливости ради следует отметить, что генеральному директору в конце концов отошли только три квартиры умерших старушек. 11 бабушек продолжают жить в своих квартирах, и никто им не указывает на дверь.
Однако еще большие неприятности у Пензова начались сразу после того, как в городской рекламной газете появилось объявление о том, что «Доверие» прекращает деятельность и готово выплатить с процентами деньги своим клиентам. Ничего не знавший об этом Пензов был удивлен, когда возле офиса собрались люди и стали требовать свои кровные. Когда Пензов попросил главного редактора газеты объясниться, тот показал ему оригинал. Пензов без труда выяснил, что подпись и печать фальшивые, но поезд-то уже ушел!
Слухи о крахе фирмы быстро расползлись по городу, а поскольку расплатиться с клиентами он не мог, то народ стал одолевать жалобами всевозможные инстанции.
«Убийство совершил либо очень тупой, либо слишком умный человек»
Следствие по делу об убийстве Пензова идет сейчас полным ходом, однако у правоохранителей по-прежнему вопросов больше, чем ответов. Существует несколько версий произошедшего. Согласно одной из них, убийство совершил сын Игорь. Иначе зачем бы ему понадобилось ударяться в бега? С другой стороны, не исключено, что те, кто убрал Пензова-старшего, просто-напросто хотели подставить младшего.
-- Когда я зашел в кабинет после того, как убитых увезли, то сразу подумал, что это сделал либо очень тупой, либо слишком умный человек, -- поделился с корреспондентом «ФАКТОВ» один из бывших работников «Доверия». -- Зачем заливать полы соляркой, если бензин горит гораздо лучше? Поджог был, судя по всему, в кладовке, а не в кабинете. Почему? Если убийство совершил Игорь, то зачем он оставил свой паспорт? Ведь документ все равно бы сгорел! А вот если предположить, что Игорь разделил печальную участь отца, то все становится на свои места.
Люди, знающие Григория Пензова, утверждают, что незадолго до смерти он ходил, как в воду опущенный, сильно похудел. Из неофициальных источников известно, что Пензовы собирались продавать фирму киевлянам, с которыми познакомились несколько лет назад, когда решили открывать филиалы по Украине. Поговаривают, что незадолго до гибели Пензова из столицы приезжали гости на крутых тачках и катались по городу, не соблюдая никаких правил дорожного движения. Не перешел ли им Пензов дорогу?
Хоронили Григория Ивановича Пензова на городском кладбище весьма скромно. На похоронах присутствовало около 70 человек, и никто не сказал о нем ни одного плохого слова. Говорили, что покойный мог запросто достать деньги из кошелька и отдать их нищей старушке. Он мечтал построить собственный частный крематорий
«Facty i kommentarii «. 25-Июль-2000. Право.
908Читайте нас в Facebook