Олечка, которую из-за диагностической ошибки несколько раз пытались приговорить к аборту, вопреки ожиданиям врачей родилась совершенно здоровой
-- Как только я очнулась после кесарева сечения, медсестра меня обрадовала: «У вас девочка, вес -- 3 кг 200 г, рост -- 52 см». Я же не поверила, что все в порядке, и стала переспрашивать, какая она, какое у нее лицо, есть ли ручки, ножки, -- вспоминает Оксана. -- В роддоме не могли понять, почему я тревожусь. Они ведь не знали, что до последнего момента у меня не было надежды, что рожу здорового ребенка.
Основания для тревоги были. В первые месяцы беременности по анализу крови Оксане поставили диагноз токсоплазмоз. Опаснейшая инфекция действительно может привести к внутриутробному заражению малыша и тяжелейшему уродству. Но устаревшие методы проведения анализов на самом деле грешат гипердиагностикой. Результаты одинаковы и в том случае, если мать когда-то перенесла токсоплазмоз (для ребенка это не опасно), и в том, если она болеет сейчас. Чтобы перестраховаться, многие врачи рекомендуют аборт. И никто не несет ответственности за то, что фактически подталкивают родителей к уничтожению вполне здоровых детей. Ведь проверить, каким родился бы ребенок у мамы, сделавшей аборт, невозможно.
-- Если бы я сделала аборт, то осталась бы бездетной, -- продолжает Оксана. -- Мне 28 лет, две предыдущие беременности окончились выкидышами. У меня просто не было бы моральных сил еще когда-нибудь решиться забеременеть. То, что мне пришлось испытать в последний год, кажется чудовищным сном.
-- Уже давно во всем мире применяются тесты, позволяющие точно определить, болеет беременная женщина сейчас или токсоплазмоз она перенесла раньше, -- говорит врач-инфекционист, директор клиники «Витацел» Игорь Марков. -- Два анализа, сделанные Оксане в разных медицинских учреждениях, показывали, что токсоплазмоз либо есть, либо был. И только нам удалось выяснить, что в данный момент женщина не больна и угрозы для ребенка нет.
-- Мы с мамой наслушались за первые три месяца моей беременности столько рекомендаций избавиться от ребенка, что противостоять им уже почти не было сил, -- продолжает Оксана. -- И когда попали на прием к Игорю Семеновичу, то ждали только последнего подтверждения приговора.
Приговор не приведен в исполнение
В гости к Олечке и ее родным мы приехали вместе с директором клиники «Витацелл», врачом-инфекционистом Игорем Марковым. Переступив порог, сразу очутились в атмосфере семейного счастья. Темноглазая симпатичная девочка, появившаяся на свет месяц назад, наполнила жизнь родителей -- Оксаны и Димы, а также бабушки Наташи особым смыслом.
-- Наша Олечка -- это подарок судьбы. Но если бы Игорь Семенович не взял на себя ответственность, не сказал бы, что заражения токсоплазмозом у этого ребенка быть не может, Оксана решилась бы на аборт, -- говорит Наташа, которую и бабушкой назвать трудно, так молодо она выглядит. -- Мы сами убили бы такое дитя! Ведь врач поликлиники говорил: «Зачем тебе сейчас рожать? Почистишься, подлечишься -- потом беременей. » Так легко решаются судьбы детей! Я и сама раскаиваюсь: в молодости, после рождения Оксаны, сделала аборт. Врач не пыталась меня отговорить, наоборот, подтолкнула к такому решению. Теперь жалею.
Видеокассету с фильмами о том, как ведет себя еще не рожденный малыш во время аборта, Оксане дала посмотреть соседка. Но во время беременности женщина не решилась смотреть. Теперь это можно сделать.
-- Очень трогательные кадры, когда ребенок сосет кулачок. А когда начинается аборт, видно, как малыш пытается увернуться от инструментов, чувствует, что его хотят убить. Страшно.
-- Но разве не страшно родить ребенка с тяжелыми уродствами? А ведь именно это может случиться при токсоплазмозе.
-- Приуменьшать опасность нельзя, -- вступает в разговор Игорь Марков. -- Слепота, умственная отсталость -- вот самые характерные аномалии развития плода, к которым приводит эта инфекция. Только в Киеве есть два интерната для слепых и слабовидящих детей, большинство из которых пострадали из-за токсоплазмоза, перенесенного внутриутробно. Совсем недавно к нам в клинику обратились родители шестимесячного ребенка. Он не реагирует на свет, на звук, существенно отстает в развитии. Помочь ему уже ничем нельзя. А причина аномалий -- та же. Но маме во время беременности не поставили диагноз токсоплазмоз. Чтобы не рисковать, обследование на наличие этой инфекции должно быть обязательным для всех беременных женщин. Только тесты нужны новые, современные. Я уверен: врач обязан отвечать как за рождение больного ребенка, которому он во время внутриутробного развития не поставил правильный диагноз, так и за нерожденного здорового малыша, которого приговорил к аборту. Рекомендовать аборт может только консилиум, когда проведены все возможные виды обследования. Хотя в истории с Оксаной именно устаревшие виды обследования и неправильное толкование данных УЗИ чуть не сыграли роковую роль.
Диагностическая ошибка
-- Когда решение рожать ребенка уже было принято, я успокоилась, -- говорит Оксана. -- Оставалось только ждать. Но на седьмом месяце беременности во время очередного УЗИ врач женской консультации увидел на экране, что якобы печень и кишечник ребенка содержат какие-то включения, есть избыточное отложение солей кальция, расплавленная ткань, и дал об этом письменное заключение. А еще добавил, что головка ребенка значительно больше обычного. В ужасе я поехала в клинику «Витацелл», к Игорю Семеновичу.
-- Оксана была в шоке, из-за нервного срыва у нее могли начаться преждевременные роды. Да я и сам ужасно расстроился, -- говорит Игорь Марков. -- Я ведь не авантюрист, и был уверен, что с ребенком все в порядке -- об этом свидетельствовали множественные анализы, регулярное наблюдение. И вдруг -- такой неожиданный результат Делаем повторно лабораторные исследования на токсоплазмоз, цитомегаловирус и другие инфекции, которые могут передаваться через плаценту от матери к плоду, -- и не видим ничего пугающего. Но впереди было еще два месяца беременности, которые прошли для Оксаны в постоянной тревоге из-за простой диагностической ошибки. И вновь жизнь ребенка оказалась в опасности. А для врача, проводившего исследование, это был просто эпизод рабочего дня.
Олечка родилась здоровенькой. Оксана позвонила маме и мужу из роддома и сообщила им об этом.
-- Да еще сказала, что наша куколка большеглазая. «Но она так много ест, что мы ее замуж не выдадим » До этого еще ой как далеко Надеюсь, все у нее будет хорошо.
Первый мужчина, который в Оленьку уже влюблен, это папа. Дима разговаривает с дочкой, как со взрослой, пытаясь угадывать ее желания. А второй любящий мужчина -- Игорь Марков. Ему не в меньшей степени девочка обязана жизнью.
Чего опасаться беременным женщинам?
-- Если у вас обнаружен токсоплазмоз, не паникуйте раньше времени, -- говорит Игорь Марков. -- След в иммунологической памяти от столкновения с токсоплазмозом есть у 51% женщин Украины (во Франции -- у 80% женщин). Это значит лишь то, что женщина когда-то переболела токсоплазмозом, возможно, бессимптомно. В лечении нуждаются единицы -- только те, у кого болезнь в разгаре. Заразиться токсоплазмозом чаще всего можно от кошек, других животных (промежуточными носителями инфекции являются более 200 видов). Передается инфекция также через сырые яйца, мясной фарш, пробовать который в термически необработанном виде ни в коем случае нельзя. Человек человека заразить не может (только мама -- новорожденного), не передается она ни при манипуляциях, ни при переливании крови.
Тем семьям, которые планируют рождение ребенка, но мало знают о TORCH-инфекциях и токсоплазмозе, стоит прочесть литературу, сформулировать основные вопросы и обратиться к врачу-инфекционисту. Лучше сделать это еще до беременности. Лабораторные исследования проводят многие государственные и частные клиники. Например, можно проконсультироваться в клинике «Витацелл» (контактный телефон в Киеве 417-05-11). Очень важно, чтобы полученные результаты правильно оценили специалисты.
642Читайте нас в Facebook