Советник председателя государственного комитета по регуляторной политике и предпринимательству украины исай фельдман: «безнаказанность чиновников является той питающей средой, на которой процветает коррупция»
Его рабочий день обычно начинается в семь утра и заканчивается Можете себе представить, когда заканчивается рабочий день у человека, который успешно совмещает несколько трудоемких должностей, да еще при этом пишет книги! Поваренные Именно поваренные, поскольку сегодняшний собеседник «ФАКТОВ» -- известный гурман, автор семи кулинарных книг, бывший генеральный директор «Киевресторантреста», а ныне -- президент клуба «Деловые встречи» и по совместительству -- советник председателя Государственного комитета по регуляторной политике и предпринимательству Украины Исай Фельдман.
Ранним утром мы сидели в его кабинете, пили ароматный кофе и разговаривали о перспективах развития малого и среднего бизнеса в нашей стране. Ведь он -- человек, объединивший в стенах своего клуба деловых людей из различных уголков нашей страны, -- хорошо знает нужды отечественного предпринимательства.
«Большинство проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, явно надуманы»
-- Исай Абрамович, как же вы решились совмещать свое хлопотное «президентство» в клубе с не менее ответственной работой в Госкомитете?
-- Дело в том, что до начала моей предпринимательской карьеры я был чиновником. Чиновник (как гласит «Толковый словарь» Даля) -- это государевый человек, жалованный чином. А я был одновременно и «государевым человеком», и хозяйственным руководителем. Поэтому с различными препятствиями, которые возникали в то время на пути развития хозяйственной деятельности, я сталкивался и с той, и с другой стороны.
И в настоящее время, будучи предпринимателем, я продолжаю оставаться «государевым человеком» и думаю о том, какую пользу государству может принести мой (и не только мой) бизнес. Наш клуб объединяет деловых людей Украины. И, общаясь с ними, я понял, что большинство проблем, с которыми сейчас сталкиваются предприниматели, явно надуманы. И их можно решить
-- Неужели вы знаете, как?
-- Знаю? Ну это, наверное, слишком громко сказано. Но если бы я не верил в то, что большинство препятствий на пути развития бизнеса в Украине можно не только устранить, но и просто не допускать, я бы не согласился стать советником при Госкомитете.
Те меры, которые принимают Президент и премьер-министр для продвижения реформ, уже дают определенные результаты. Однако остается еще множество нерешенных проблем. Причем большинство из них связано с началом ведения предпринимательской деятельности. Ведь именно в этот период бизнесмену приходится преодолевать значительное количество преград, воздвигнутых аппаратом чиновников в виде пресловутых «разрешений».
Следует отметить, что в тех случаях, когда «разрешения» не требуются (к примеру, при регистрации субъектов предпринимательской деятельности), проблем практически не возникает. Поскольку все документы, которые необходимо предоставлять в орган исполнительной власти, и сроки, в течение которых этот орган обязан зарегистрировать предпринимателя и его фирму, оговорены в законодательном порядке.
Кроме того, в настоящее время большинство бизнесменов стараются привлекать к регистрации своих предприятий юристов. Их заработок напрямую зависит от сроков регистрации фирмы, так что спуску чиновникам они не дают. И если какой-нибудь государственный служащий вздумает требовать у предпринимателя дополнительные (не оговоренные в нормативных актах) документы или взносы, юрист сразу же поставит все на свои места.
«При огромном количестве согласований существуют еще и баснословные платежи»
-- Так когда же начинаются проблемы?
-- Уже после регистрации предприятия. Как только владелец фирмы начинает предпринимать первые, необходимые для его дальнейшей деятельности, шаги (аренда помещения, аренда или получение в длительное пользование участка земли, получение необходимых патентов и лицензий, оформление права на установку киоска, павильона или лотка и так далее), как тут же встречает на своем пути массу препятствий.
-- И, конечно, же все они исходят от государственных органов
-- В основном, да. И все они связаны, в первую очередь, с «разрешительской» деятельностью, которая, увы, не регулируется нашим законодательством так же четко, как процесс регистрации предприятия. «Разрешить» -- вот главное слово. Чтобы взять в аренду помещение или просто повесить новую вывеску, нужно получить заветное «разрешение».
-- Даже на вывеску?
-- Конечно. Причем, чтобы получить это «разрешение», нужно пройти невероятное количество со-гла-со-ва-ний: в архитектурном подразделении, в специнспекции, в управлении, которое должно сказать свое слово насчет идеологии этой вывески (управление выяснит, на каком языке она написана, есть ли орфографические ошибки и так далее), и еще во множестве других инстанций. Предприниматель ходит с этим «бегунком» (в котором перечислены десятки управлений) из кабинета в кабинет. Чтобы заполучить одну подпись, он вынужден потратить не один день -- ведь чиновники общаются с посетителями только в приемные дни и часы. А ему нужно собрать десять, двадцать таких же «автографов» На это нередко уходят месяцы. Сколько же за это время недополучит бюджет страны из-за неработающих фирм!
-- Видно, что вы сами не раз с этим сталкивались.
-- Я достаточно глубоко знаю этот вопрос Но самое главное, что при огромном количестве согласований существуют еще баснословные, будто бы узаконенные, платежи. Их устанавливает та же инстанция, представитель которой расписывается на предпринимательском «бегунке».
Причем почти ни в одной инстанции не найдешь информации о порядке и сроках получения того или иного документа. Это приводит к тому, что (не знающий своих прав) предприниматель оказывается совершенно беспомощным перед произволом со стороны чиновников. У любого человека сразу же возникает ряд вопросов, на которые часто не удается получить ответ. Например, если порядок выдачи разрешения не разработан, то почему? Если разработан и утвержден, то где с ним можно ознакомиться? И главное -- кем регламентированы и утверждены тарифы на многочисленные платежи, связанные с получением разрешений? Кроме того, не мешает узнать, законны ли все пункты этого порядка и не имеют ли расхождений утвержденные тарифы с местными налогами и сборами как в номенклатуре, так и в финансовых показателях.
«Необходимо провести аудит деятельности «разрешающих» инстанций»
-- Пожалуй, если начнешь задавать чиновнику все эти вопросы, то никогда не получишь вожделенной подписи
-- А иначе мы не сможем снять преграды на пути развития малого и среднего бизнеса. Владелец крупного предприятия защитит себя при помощи штата юристов, которых он содержит. А вот мелкий предприниматель вынужден самостоятельно преодолевать эти бюрократические препоны.
Кроме платежей, установленных инстанцией официально (законно или незаконно -- это уже другой вопрос), чиновники часто требуют оказать «добровольную» спонсорскую помощь и перечислить деньги на ремонт здания, на проведение какого-то мероприятия и так далее. Но позвольте! Я же плачу налоги, которые идут в бюджет. И именно из бюджета должны финансироваться такие расходы.
И вот когда предприниматель сталкивается со всеми этими препятствиями, он задумывается: «А нужно ли мне вообще открывать фирму?» И если он откажется от своей затеи, -- проиграет вся страна. Ведь в бюджет не поступят налоги, которые платила бы его фирма. Кстати, письма из областей и материалы прессы свидетельствуют о том, что такое положение свойственно всем регионам страны, а не какому-то отдельному городу или району.
-- Неужели же нельзя воспрепятствовать произволу чиновников?
-- Дело в том, что по фактам необоснованных отказов, волокиты, вымогательства (под флагом социальной помощи) должностные лица, в соответствии с нашим законодательством, ответственности не несут. Поэтому неотвратимость наказания за свои поступки их не преследует. Я не знаю ни одного факта, когда чиновник был бы наказан за произвол. А эта безнаказанность является той питающей средой, на которой процветает коррупция. В свое время во многих странах предпринимались достаточно эффективные шаги по искоренению этих явлений.
-- Во многих А в нашей?
-- Ну, например, при советской власти существовали органы, которые целенаправленно занимались борьбой с бюрократизмом, произволом и формализмом. Это была отлаженная система. Реакция на письма, заявления, жалобы должна была поступать в четко оговоренные сроки. И Боже упаси, просрочить! Кроме того, существовали различные комиссии, органы народного контроля. Да и на публикацию в средствах массовой информации соответствующие органы тоже откликались весьма оперативно.
А что теперь? Никто и не думает отвечать прессе. Разве что соизволят подать в суд. Ну кто сегодня может назвать хоть один факт того, что чиновник был снят с работы за формализм, бюрократизм и произвол? До тех пор, пока этого не произойдет, все разговоры о защите предпринимателей бессмысленны.
Поэтому нужно создать специальный орган, который будет опускаться до конкретного факта, до конкретного предпринимателя, до конкретного чиновника И в названии обязательно должны быть слова: «по защите бизнеса» Будет ли это государственная инспекция, комитет, управление -- не важно. Главное, чтобы он обладал всеми необходимыми полномочиями. И если благодаря стараниям этого органа из предпринимательского «бегунка» исчезнет хотя бы одна подпись, значит, он существует недаром. Кстати, в Киевской госадминистрации подобное управление уже создано.
А в целом, считаю необходимым провести аудит деятельности всех «разрешающих» инстанций и изданных ими нормативных документов, подзаконных актов, инструкций, а также тарифов на оплату их услуг
Как видите, планов и предложений у меня много. А вот что получится, покажет время.
338Читайте нас в Facebook