ПОИСК
Происшествия

Приобретенная через официальный магазин «девятка» оказалась… Краденой

0:00 19 октября 1999
Владелец «жигулей», числившихся, как оказалось, в угоне, сумел доказать в суде, что представитель магазина, через который был приобретен автомобиль, не должен был допускать к продаже товар, «имеющий существенный недостаток». Упущение эксперта обойдется корпорации в 33 тысячи гривен

Когда инспектор ГАИ остановил недавно купленную «девятку», ее хозяин Юрий Куликов послушно вышел из машины и открыл капот, даже не предполагая, чем для него закончится эта поездка. «Извините, но у нас есть подозрение, что «Лада» числится в угоне», -- сообщил инспектор. Эти слова прозвучали, как гром средь ясного неба. «Но ведь я приобрел ее через магазин, -- попытался оправдаться Юрий Петрович. -- У меня есть все документы». В ответ он услышал успевшую стать классической фразу: «Там разберутся».

Мечты о собственной «Ладе» казались фантастическими

Куликовы давно мечтали о машине. При наличии частного дома и большого приусадебного участка в пригороде она была им просто необходима. Но мечты о собственной «Ладе» долгое время казались чем-то фантастическим. «Нужно проявить решительность, -- сказал однажды глава семейства. -- Считаю, что с сегодняшнего дня мы должны начать экономить. В конце концов, какую-то часть денег можно будет одолжить. Уверен, что когда у нас будет машина, окупятся все затраты и долг вернем». Не все члены семьи восприняли это заявление однозначно. Старший сын заявил, что раньше обходились без машины, а вдруг, не дай Бог, ее украдут? И все-таки большинством голосов Куликовы постановили: машине быть.

Пришлось потрудиться, пока не появилась необходимая сумма в семь тысяч долларов. Родственники, которых у Куликовых было немало, выручили, дав остальное взаймы. И вот, Юрий Петрович отправился в Киев за покупкой. Не раз он читал в криминальной хронике, как работают автокидалы, а потому решил, что все сделает, как того требует закон.

Выбрав на рынке «девятку», Юрий Петрович вместе с продавцом отправился в ближайший магазин корпорации «Укравто», чтобы оформить куплю-продажу. Эксперт магазина составил необходимые документы, и счастливый хозяин поехал домой уже на своем авто.

РЕКЛАМА

Но, увы, радоваться довелось недолго. Лишь месяц поездил Юрий Петрович на «девятке», пока не произошла та самая встреча с инспектором ГАИ, в результате которой выяснилось, что «Лада» краденая. Автомобиль поставили на штрафплощадку до выяснения всех обстоятельств, а когда был найден его настоящий хозяин, после всех необходимых процедур вернули законному владельцу.

За два года злополучную «девятку» угоняли трижды

Как выяснилось, «девятка», приобретенная Куликовым, имеет очень непростую судьбу. Первый хозяин покатался на ней лишь неделю -- угнали. После того, как ему вернули пропажу, владелец не стал больше искушать судьбу и продал автомобиль. У нового владельца, Сергея Емельяненкова, «Лада» прослужила около полугода, после чего также была угнана. Некоторое время спустя этот же автомобиль на черном рынке обрел нового хозяина, у которого и купил его Юрий Петрович.

РЕКЛАМА

-- «Лада» находилась в розыске два года, и я уже потерял всякую надежду на то, что она когда-нибудь будет найдена, -- рассказывает Сергей Емельяненков. -- Поэтому, когда позвонили из милиции, я испытал шок. Признаюсь честно, ехал на опознание своего автомобиля с некоторым опасением. Все еще думал, что произошла ошибка. Да и не очень-то верилось, что мне отдадут его просто так. А «Лада» оказалась, действительно, моя. Причем она была во вполне приличном состоянии. Куликов успел кое-что отрегулировать в машине и ездил на ней очень аккуратно. Но едва я сел в кресло водителя, вдруг почувствовал, что не смогу на этой «девятке» ездить никогда. Постоянно в голову лезли мысли о том, что в моей «Ладе» ездил кто-то чужой. Я, правда, не имею ввиду Юрия Петровича. Куликов мне понравился, очень порядочный человек. Это я об угонщиках. Находясь в салоне, я постоянно чувствовал какую-то нехорошую энергетику. Одним словом, продал я свою «девятку». И что бы вы думали, недавно мне по телефону позвонил тот человек, которому я продал «Ладу» и сообщил, что машину снова угнали!

«Сын-то, как в воду глядел!»

Для Юрия Куликова потеря машины и денег (»Ладу» у него конфисковали без возврата стоимости) была настоящей трагедией. Тут же ему припомнились слова сына: «А если не дай Бог украдут… » Юрий Петрович, признался, что в какой-то момент подумывал даже свести счеты с жизнью.

РЕКЛАМА

На помощь жертве недобросовестного эксперта пришло транспортное адвокатское бюро, и после почти полуторагодичной тяжбы был доказан невероятный, казалось бы, факт, что через магазин, даже такой крупной корпорации, как «Укравто», можно приобрести «паленый» автомобиль.

-- Увы, но такое время от времени происходит, -- рассказывает директор транспортного адвокатского бюро кандидат юридических наук Оксана Прокопенко. -- И лишь в деле Куликова (фамилия изменена по просьбе самого Юрия Петровича) впервые удалось доказать этот вопиющий факт, так как в большинстве случаев пострадавшие автовладельцы просто опускают руки. А ведь в обязанности представителя магазина входит не только выписка справки-счета, но и проверка легитимности автомобиля. Мы с клиентом дошли до суда, который проходил нелегко, но все же доказали нашу правоту. И теперь корпорация «Укравто» обязана в кратчайшие сроки вернуть Куликову стоимость автомобиля, исходя из нынешнего курса доллара, плюс возместить моральный ущерб. Все это вместе составляет 33 тысячи гривен.

Конечно, можно было бы назвать корпорацию «Укравто» в этой ситуации жертвой обстоятельств, -- продолжает Оксана Владимировна. -- Недосмотрели, не было навыков в определении «паленых» автомобилей. Так, по крайней мере, говорил представитель корпорации на суде. Но то, что автомобиль краденый, определил госавтоинспектор, используя лишь практические навыки и знания, полученные им в средней школе милиции. Как же это мог не обнаружить эксперт магазина? А что касается ограниченных полномочий (этот термин тоже прозвучал в зале судебного заседания), то правила торговли гласят, что продавец, а в данном случае комиссионер, каковым является корпорация «Укравто», обязан был не допустить к продаже товар, имеющий существенный недостаток. Иными словами, то, что машина числилась в угоне, и является тем самым «существенным недостатком», который «делает недопустимым ее использование по назначению».

Чтобы как-то прояснить ситуацию: как могло произойти такое, что магазин известной корпорации выступил комиссионером в продаже краденного автомобиля, я обратился за комментарием в ряд других фирм, занимающихся продажей автотранспорта. Очень многие отнеслись к проблеме своих коллег с искренним сочувствием. А наиболее полный комментарий по интересующему меня вопросу удалось получить на предприятии «Укравтоцентр» (не путать с «Укравто»).

-- Чтобы обезопасить себя от подобных ошибок, мы выступаем комиссионерами только в том случае, если автомобиль ранее уже продавался через наш магазин, -- сообщил начальник отдела торговли «Укравтоцентра» Владислав Червинский. -- Кроме того, мы стараемся не вступать в сделку со случайными людьми, а работаем с теми, кого хорошо знаем. Поэтому ошибка эксперта у нас фактически исключена. А что касается случая с краденным автомобилем, проданным через корпорацию «Укравто», то считаю, что его можно рассматривать как исключение.

-- В данном случае вопрос можно было бы сформулировать следующим образом, -- сказал заместитель начальника отдела профилактики Киевского управления ГАИ подполковник милиции Анатолий Павловский. -- Нужны ли на фирмах эксперты, которые не могут определить, не краденый ли автомобиль? Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что есть очень искусные способы перебивки номеров и подделки документов. Так что, вполне возможно, эксперт ничего и не заметил. Инспектору ГАИ в описываемом случае повезло больше. Может быть, по прошествии некоторого времени подделка стала более заметной. И все-таки, самый лучший способ обезопасить себя при покупке автомобиля -- не пожалеть ста гривен и пройти специальную экспертизу, так как потерять дорогостоящую вещь, обойдется дороже.


«Facty i kommentarii «. 19 октября 1999. Человек и общество

559

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров