Чемпионка Европы по плаванию Ольга Береснева: «Соперницы под водой бьются-толкаются, могут и ногой в ухо дать»
На завершившемся в Венгрии юбилейном, 30-м, чемпионате Европы по водным видам спорта единственную золотую медаль в копилку украинской сборной по плаванию положила спортсменка из Мариуполя Ольга Береснева. 24-летняя пловчиха, которую тренирует ее отец Александр Береснев (известный в прошлом пловец, член сборной СССР), сенсационно выиграла продолжавшийся почти шесть(!) часов заплыв на 25 километров по озеру Балатон.
«Золото» Бересневой — первая в истории украинского спорта награда в новом олимпийском виде спорта — плавание на открытой воде, дебютировавшем на Олимпиаде-2008 в Пекине.
«Мы плыли по Балатону на расстоянии приблизительно в километре от берега по кругу»
Крупные международные турниры по марафонскому плаванию (местом соревнований может служить любой водоем — река, озеро, море или даже океан) проводятся в мире уже больше десятилетия. В Украине этот вид спорта культивируется около пяти лет.
До триумфального успеха Ольги Бересневой в Будапеште еще ни одному украинскому спортсмену не удавалось взойти на пьедестал почета на чемпионате мира или Европы по марафонскому плаванию. Награда далась нашей спортсменке нелегко: победу Ольга буквально вырвала касанием руки, опередив ближайшую преследовательницу, немку Ангелу Маурер, на две сотых секунды!
Дозвониться до Ольги Бересневой «ФАКТАМ» удалось лишь на второй день после ее возвращения из Будапешта. Это и не удивительно: изнурительный заплыв, продолжавшийся ровно 5 часов 48 минут и 10,2 секунды, забрал у Оли столько сил и энергии, что по возвращении домой она больше суток отсыпалась!
- Ольга, прими искренние поздравления с блестящей победой! Никак не могла тебе дозвониться раньше. Отсыпалась?
- В заключительный день чемпионата вообще не могла заснуть от мышечной боли, — говорит чемпионка Европы. — Все тело горело, ломило. Было такое ощущение, что даже кости болят. Отоспалась вволю, когда приехала домой. Хотя многие звонили с поздравлениями, предупредила родителей: «Меня нет, пока не высплюсь».
- Это первый твой крупный успех в плавании на открытой воде?
- Да, я ведь много лет отдала классическому плаванию, выступала за национальную сборную на Олимпиадах в Сиднее и Афинах. Стайерским плаванием занялась чуть больше двух лет назад.
- Квалификация на чемпионате Европы была?
- Ой, да вы что! Сразу финальный заплыв — два раза по 25 километров проплыть ведь невозможно. На старт вышли 52 участницы, но далеко не все доплыли до финиша. Несколько человек снялись в ходе заплыва от усталости, кого-то из обессилевших девочек после финиша выносили из воды на руках.
- В моей голове никак не укладывается: как можно плыть пять часов подряд? Может, хоть какие-то перерывы делали для отдыха?
- Никаких перерывов. Да, все время — почти шесть часов — плывешь и борешься. Мне тренер давно предлагал попробовать эту самую длинную дистанцию. Но я все никак не решалась, не понимала: неужели столько можно вытерпеть?! В Будапеште впервые приняла участие в заплыве на 25 километров. Цели завоевать медаль ВООБЩЕ не было! Хотелось просто себя испытать.
- Сколько времени тебе приходилось тренироваться, чтобы потом выдержать такой заплыв? Может, марафонским бегом занималась?
- На бег ни времени ни сил уже не остается. Только плавание. Две тренировки в день, каждая — от двух до трех с половиной часов. За это время наматываю в бассейне порядка двадцати километров.
- Расскажи, как были организованы соревнования в Венгрии?
- Мы плыли по Балатону на расстоянии приблизительно в километре от берега по кругу. Один круг — пять километров. Вода в озере была мутная, как молоко. Ориентир для поворотов — пластиковые понтоны. Если спортсмену станет плохо, например схватит судорога, надо сняться с дистанции, дать знак — поднять руку. Тогда пловца заберут на катер, где ему окажут медицинскую помощь.
Вообще, в стайерском плавании спортсмены, бывает травмируют друг друга, «бьются». Это обычное дело в марафоне. Мы же очень близко друг к другу плывем, кучей. А из нее надо как-то выбраться — кто-то кого-то рукой задел, ударил. Если судья заметит нарушение, покажет желтую карточку — первое предупреждение. Красная карточка — дисквалификация. Но арбитры не всегда могут увидеть, что творится под водой! Этим-то и пользуются некоторые недобросовестные соперницы. Есть девушки — мы всех их, как правило, знаем, от которых надо держаться подальше. Каждая идет к победе своим путем. Могут ногами и в ухо врезать.
- Даешь сдачу, если тебя толкают в воде?
- Нет, стараюсь не применять ударов. И не потому, что я такая хорошая. Просто тогда силы уходят на «выяснение отношений», а не на борьбу.
«В морской воде проблемы марафонцам создают разве что медузы. Больно жалят, очень неприятно»
- Во время заплыва имела возможность посмотреть вокруг?
- Я впервые плыла по Балатону. Вокруг была потрясающая природа, но времени рассматривать красоты не было. Полностью концентрировалась на дистанции, следила за соперницами. Кто-то «дернулся» — ты тоже начинаешь ускоряться. Все шесть часов голова была занята только борьбой
- Рыбы не досаждали?
- Нет, когда плыли кучей, то, наверное, всю живность распугали. На соревнованиях в морской воде проблемы спортсменам создают разве что медузы. Больно жалят, очень неприятно. Так было во время турнира в Австралии. В Черном море медузы тоже жалят, но не так сильно. Поэтому черноморских медуз мы называем «хорошенькими».
- А как с питанием во время соревнований дело обстоит?
- В воде устанавливают понтоны-столовые. Тренеры предлагают своим подопечным специальные энергетические или витаминизированные напитки для поддержания сил. А кушать во время заплыва, поверьте, абсолютно не хочется. Только пить.
Подплываешь к понтону, тренер протягивает длинную палку, на конце которой закреплена пластиковая чашка или бутылочка без крышки на 200 миллилитров. Переворачиваешься на спину — и хлобысь! За шесть часов я выпила около двух литров жидкости. Интересно, что стаканчики тут же выбрасываются в воду.
До палки или понтона дотронуться мы не имеем права. За это сразу дисквалифицируют. Разрешается только взять стаканчик и выпить напиток. Причем молниеносно, иначе соперницы могут выбить из руки стакан. Попробуй потом докажи, что умышленно.
Многое зависит также от судей страны, откуда пловчиха. Например, американки или австралийки делают что хотят: и ударят, и стакан выбьют. Их, как правило, не дисквалифицируют. А вот спортсменки из стран бывшего Союза — россиянки, украинки, белорусски — под особым вниманием судей, Мы знаем, что должны плыть очень-очень правильно, аккуратно и корректно.
- Твою победу «касанием» руки определил фотофиниш?
- Мне говорили: даже визуально было видно, что я коснулась финиша немножко раньше. Но немцы все равно запросили судей посмотреть фотофиниш. И минут пятнадцать результат не объявляли. Нервничала ли я? Да нет, не особенно. У меня ведь до этого вообще никаких медалей в стайерском плавании не было. Так что поверьте, и второму месту на чемпионате Европы я была бы очень рада.
На 10-километровой дистанции я заняла шестое место. Для меня это тоже очень хороший результат. Надо же, проиграла пятому месту две сотых секунды! А «золото» выиграла с преимуществом в те же две сотых!
- До включения марафонского плавания в олимпийскую программу этот вид считали прибежищем неудачников, не сумевших добиться высоких результатов в бассейне.
- Прибежище неудачников?! Ничего себе! Мы таким говорим: а вы сами попробуйте! Сколько тренеров и спортсменов усмехаются: «Да что это ваше марафонское плавание!.. » А потом не могут проплыть и десяти километров! В марафоне надо мастерски владеть стилями плавания, нужно вырабатывать скорость, выносливость. Я поняла, что в этом виде смогу раскрыться больше. Ведь должна была участвовать в Олимпийских играх в Пекине — как спортсменка-марафонка команды Израиля. Но меня в Китай не пустили, поэтому я вернулась в Украину.
«Я никогда особой худобой не отличалась. Вечно страдала, что полненькая»
- А каким ветром тебя занесло в Израиль?
- В конце 2004 года, после Олимпийских игр в Афинах, я приняла гражданство Израиля и четыре года выступала за эту страну. Уехала не за легким хлебом, как сплетничали, а за возможностью нормально тренироваться и выступать. Потому что в нашей сборной сложилась тяжелая ситуация — меня «задушили» полностью. Надо было или бросать спорт, или искать выход. После Афин приняла решение про репатриацию. Мой дедушка по маминой линии еврей. Документы мне оформили очень быстро. Видимо, во мне как спортсменке были очень заинтересованы. Паспорт выдали через две недели.
- В каком городе жила?
- Клуб «Хапоэль», за который я выступала, находится в Иерусалиме. Но жила и тренировалась я неподалеку от Иерусалима на спортивной базе. Бассейны, баскетбольные площадки, домики для спортсменов. В домике несколько комнат. Все самое необходимое — кровать, душ, туалет, холодильник, телевизор, шкаф Все условия, только тренируйся.
- Пришлось выучить иврит?
- Мой тренер был русскоязычным. Но сразу же сказал, что я должна буду ходить в школу иврита. Занималась там полгода. Не могу похвастаться, что выучила язык досконально, однако разговорный освоила хорошо. Во многом благодаря общению с местными спортсменами. Мы ведь не только тренировались, но и выезжали в Иерусалим отдыхать — в кинотеатр или боулинг.
- В материальном плане все устраивало?
- Просто так деньги там не платят. Да, меня пригласили. Но чтобы получать зарплату, надо было показывать хорошие результаты на крупных турнирах — этапах Кубка мира, мировых чемпионатах. Первый год меня поддерживал клуб — проживание, питание и аренда бассейна. Еще как репатриант я получала от государства около 200 долларов в месяц. Потом уже, после хороших выступлений за клуб три-четыре месяца получала зарплату. Далее надо было снова подтверждать результат. Пахала на износ.
- Посещала местные достопримечательности?
- Конечно, побывала во многих городах Израиля. Но больше всего понравился Иерусалим. Несколько раз удалось побывать у Стены плача. Положила несколько записочек с пожеланиями. Одно уже сбылось стопроцентно. Не-а, это не связано со спортом.
- Почему тебя не включили в олимпийскую сборную Израиля?
- Их главный чиновник по спорту пересмотрел списки кандидатов на Пекин и вычеркнул меня и еще 14 спортсменов, выполнивших олимпийский норматив. Посчитал, что на Олимпиаде должны выступать только те пловцы, которые железно попадут в восьмерку финалистов. Вот так. Я и еще один израильтянин (он тоже марафонец) подали в суд. Причем мама этого парня — судья, имела олимпийскую лицензию. Влиятельный человек в израильском спорте! Однако, несмотря на все ее связи, суд мы проиграли. Мама этого парня плакала на суде от несправедливости. После этого я восстановила украинское гражданство и теперь снова выступаю за нашу сборную.
- Когда перешла на стайерское плавание, сильно изменился рацион питания?
- Не особенно. Я вообще никогда особой худобой не отличалась. Вечно страдала, что полненькая. Постоянно приходится себя ограничивать, потому что очень быстро набираю вес. Нагрузки-то в марафонском плавании ого-го, — куда уж больше! Поэтому стараюсь не перебирать лишнего. Больше белковое питание — мясо, творог.
- Живешь с родителями?
- Полгода назад переехала в свою квартиру, которая досталась мне от бабушки. Эта квартира девять лет пустовала. А когда я вернулась из Израиля, то все деньги, что там заработала, потратила на капитальный ремонт. Поначалу «грозилась» родителям, что сделаю все по-модному, под руководством дизайнера. А когда уже процесс пошел — денег надо все больше и больше В результате все сделала просто. В конце процесса я уже говорила: «Для ремонта берем все самое дешевое». «Кто-то же хотел дизайнера звать», — смеялись родители. Они мне помогли обустроить квартиру, купили мебель.
- Любимый человек есть?
- Ой, с этим пока еще Все спорт да спорт. Хотя бабушка постоянно мне талдычит: «Главное, внученька, замуж выйти, а не плаванием заниматься» (смеется).
2304Читайте нас в Facebook