«Если Владимиру Крайневу не нравится, как я исполняю музыкальное произведение, он долго молчит, а потом говорит: «Ну, будет хорошо». После этой фразы хочется спрятаться под стул»
В течение десяти дней жюри юбилейного конкурса во главе с Владимиром Крайневым будет выбирать лучших юных пианистов. Ребята выступят в музыкальной школе, в которой в свое время учился сам Владимир Всеволодович. Так как финансовые возможности у музыкальной десятилетки весьма скромны и она не в состоянии приобрести новые инструменты, концертный рояль, который стоит более миллиона гривен, на время конкурса предоставила компания «Джаз-клуб» — официальный представитель корпорации Yamaha в Украине.
В этом году в жюри вошел победитель второго конкурса юных пианистов Игорь Четуев. Шестнадцать лет назад (конкурс проводится раз в два года) ему было всего 14 лет. С тех пор Игоряша, как его нежно называет Владимир Крайнев, стал любимым учеником знаменитого пианиста. Во время торжественного открытия десятого конкурса в Харьковском оперном театре в минувшую пятницу Игорь Четуев играл сложнейшее произведение Дмитрия Шостаковича.
- Победа в конкурсе стала для меня огромным вдохновением, знаком от Бога, — говорит Игорь Четуев. — Согласитесь, в таком юном возрасте получить признание мэтра просто удивительно.
- Волновались перед выступлением?
- Плохо спал, коленки тряслись. Я до сих пор ужасно нервничаю перед выходом на сцену.
- Помните первую встречу с маэстро?
- Конечно! Ведь она произошла в лифте. Владимира Всеволодовича случайно встретил перед вторым туром. Когда своего кумира видишь так близко, становится страшно. Даже не поздоровался с ним, словно язык проглотил. Разве я мог тогда представить, что маэстро станет моим учителем? И горжусь, что он называет меня любимым учеником. Навсегда запомнил выражение Владимира Всеволодовича «играй с иголочками в пальцах»: когда звук тихий-тихий, но при этом длится очень долго и как бы пронизывает тебя. Чтобы этого достичь, нужно представить, что давишь не на клавиши, а на иглы. Удивительное сравнение, которое помогает понять интенсивность звука.
- Он умеет ругать своих учеников? Со стороны кажется, что только шутит и всех любит.
- Умеет. Пропесочивает по полной программе. Например, если в Шопене нагрубишь или в Рахманинове устроишь Прокофьева, а в Прокофьеве — Моцарта. Как правило, маэстро во время урока молчит, а потом, если ему что-то не нравится, говорит: «Ну, будет хорошо». После этого хочется спрятаться под стул
- Теперь вы и сами входите в состав жюри
- Два года назад Владимир Всеволодович пригласил меня стать членом жюри его конкурса. Для меня это большая честь. Но, с другой стороны, мне не нравится ставить оценки, от которых зависит судьба ребенка. За то, что он готовился к такому конкурсу, уже нужно поцеловать его в лоб, сказать «спасибо» и отметить наградой. Все дети расстраиваются, если не проходят в следующий тур. Мне так не хочется никого разочаровывать. Но без этого никак.
- Если бы вы не выиграли этот конкурс, все равно стали бы музыкантом?
- Думаю, да. Но победа помогла мне успокоиться и понять, что я иду по правильному пути. Первая премия конкурса словно подтвердила это. В семье же никто не хотел, чтобы я был профессиональным музыкантом. Мама — инженер, папа — моряк. Они далеки от этого, хотя, будучи мной беременной, мама ходила на концерты классической музыки.
Все дети, побеждающие на конкурсе Крайнева, остаются под опекой мэтра и его фонда. Юные дарования ездят на гастроли за рубеж, многие из них уже известны в мире, становились победителями других престижных музыкальных конкурсов. Владимир Крайнев нежно называет их «мои дети». 30 марта победители конкурса выступят в Национальной филармонии Украины.
546Читайте нас в Facebook