«В кругосветном плавании я трижды начинал читать Гоголя, и всякий раз после этого мы попадали в сильнейший шторм»
Мастерам парусного спорта Станиславу Тризне, Александру Савецкому и Анатолию Толчинскому понадобился год и месяц, чтобы обогнуть Землю на 11-метровой пластиковой яхте «Иваноис». Команда побывала в 13 странах, прошла три океана, пережила несчетное количество сильнейших штормов, один из которых терзал путешественников целую неделю! А последний из этих катаклизмов случился уже на подходе к Одессе. Осеннее Черное море порядком потрепало судно и вымотало экипаж, задержав финиш кругосветки на трое суток. Моряки полагают, что причины этого шторма, возможно, мистические.
(На фото вверху) Анатолий Толчинский, Александр Савецкий и капитан Станислав Тризна посвятили плавание 215-й годовщине основания Одессы
«Конструкция плиты такая, что при любой качке кастрюля с борщом остается в горизонтальном положении»
— Я человек не суеверный, но факт остается фактом: как только брался за чтение Гоголя, разыгрывался нешуточный шторм, — рассказывает член экспедиции 42-летний Анатолий Толчинский из Херсона. — Небольшую библиотеку нам подарили ребята с украинского судна, которое мы встретили недалеко от Африки, на Островах Зеленого Мыса (Республика Кабо-Верде). А пройдя Индийский океан, в Новой Зеландии нашли магазин, где продавали классическую литературу на русском языке. Накупили стопку томов, в том числе Гоголя. Когда я все прочел и стал выбирать, что бы взять повторно, обнаружил на дне коробки произведения Гоголя. Спрашиваю капитана Станислава Тризну, почему он спрятал эти книги. «Когда в Тихом океане начал читать Николая Васильевича, мы попадали в шторм, не прекращавшийся пять суток», — пояснил Стас. Повторюсь, я в мистику не верю, поэтому смело взялся за рассказы «Нос», «Шинель». Но вскоре пришлось книгу отложить — разыгралась буря. В Ионическом море снова начал читать Гоголя и история с непогодой повторилась. Уже когда пришли в родное Черное море, взяли курс на Одессу, рассудил: уж тут-то бояться нечего — почти дома!
(На фото) Построенная 30 лет назад в Финляндии яхта «Иваноис» выдержала испытание кругосветкой. Правда, часто случались поломки, некоторые из них приходилось устранять в море
Прочел несколько глав «Мертвых душ» — и в море такое началось, врагу не пожелаешь! На подходе к острову Змеиному ветром порвало парус, нам пришлось спрятаться в ближайшем румынском порту. Вот и получается: трижды начинал читать Гоголя — и каждый раз мы попадали в шторм!
Впрочем, самые серьезные испытания выпали на нашу долю в южных широтах, которые принято называть ревущими — там часто дуют ураганные ветры, бушуют продолжительные сильные штормы.
— Во время таких катаклизмов не жалели, что подались в кругосветку?
— Когда едва не валились с ног от усталости, по нескольку дней ходили в мокрой одежде, проскакивали мысли, зачем я во все это ввязался. Но такие настроения быстро проходили. Знаете, я с юности мечтал отправиться в кругосветное плавание — с тех пор, как по примеру старшего брата стал в 16 лет юнгой на яхте «Верный» в Днепропетровске. Сейчас возглавляю Херсонскую территориальную федерацию парусного спорта. Перед кругосветным плаванием Стас Тризна служил капитаном на частном катере, Саша Савецкий работал крановщиком в порту Южный. Наше плавание посвящалось 215-й годовщине основания Южной Пальмиры.
— В шторм удавалось поспать?
— Конечно! За вахту выматываешься так, что засыпаешь почти моментально, несмотря на то, что яхту на волнах бросает, словно щепку.
— Когда яхту бросало на волнах, можно было готовить горячую пищу?
— С этим проблем не было, ведь там особая плита, которая закреплена на подвижных шарнирах. Благодаря этому, даже когда волны чуть ли не кладут лодку на борт, кастрюля с супом, кашей или чайник с кипятком остаются в горизонтальном положении. Эту газовую плиту установили еще на верфи в Финляндии, где 30 лет назад построили «Иваноис».
— Что готовили?
— Обязанности кока по очереди выполняли я и Александр Савецкий. Практически каждый день на столе было мясо, ведь мы взяли с собой много тушенки. Когда она закончилась, пополнить запасы было негде — в Австралии, Южной Америке тушенку не купить, поэтому перешли на вяленое мясо, сало. На гарнир варили гречку, рис, вермишель, картофель, овсянку. Делали салаты из консервированных кукурузы и гороха. В портах старались закупать как можно больше овощей и фруктов. К чаю почти всегда были лимоны. Запас заварки, кофе, лимонов закончился только в Тихом океане, переход через который занял 48 суток. Нам пришлось тогда довольствоваться какао.
— Свежей рыбой себя не баловали?
— Мы не рыбачили, поэтому отведать скумбрию, окуней, ставриду могли разве что на берегу в ресторане.
«Новый год встретили с французскими учеными»
- Как вы одевались, чтобы защитить себя от потоков воды, обрушивавшихся на палубу?
— На нас были так называемые непромоканцы — специальные куртки для яхтсменов. В серьезный шторм и они не спасали — на нас не оставалось ни одной сухой нитки. Одежду развешивали везде, где было место, — в душевой, в каюте. Хорошо, что взяли с собой большой запас сухих вещей — это выручало. Пусть куртка мокрая, зато свитер надеваешь сухой.
Самый долгий шторм, длившийся целую неделю, мы пережили в Тихом океане. Тогда нас очень далеко унесло от заданного курса в сторону экватора — шли по 38-й широте, а оказались на 43-й. Ориентируясь по спутниковому GPS-навигатору, вернулись на нужную широту.
— На борту действовал сухой закон?
— На старте экспедиции в Одессе нам презентовали ящик водки. Почти все 20 бутылок раздали по пути. Ящик закончился на островах Крозе — архипелаге в Индийском океане. Кстати, шли мы по такому маршруту: пересекли Черное, Средиземное моря, затем двигались вдоль западного побережья Африки, обошли мыс Доброй Надежды и попали в Южный океан, оттуда — в Тихий. Дальше были Южная Америка, Атлантический океан и вновь Средиземное и Черное моря.
Так вот, алкоголь мы не столько пили, сколько дегустировали — в портах пробовали различные местные марки вин, виски, джина.
- Питьевой воды всегда хватало?
— Старались всячески ее экономить. Использовали только для питья и приготовления пищи. А стирку, купание оставляли до захода в очередную стоянку для яхтсменов. Там, как правило, есть гостиницы со всеми необходимыми удобствами. Кстати, брились только на берегу, ведь во время переходов по морю у яхтсменов принято заводить бороды.
Серьезная опасность исходила от проходящих мимо больших кораблей — нередко их экипажи нас не замечали. Например, в Антарктике встретились с польским танкером — он шел прямо на нас. Обратились к его команде по рации. Поляки заявили, что их радар нас «не видит». «А вы в иллюминатор посмотрите», — советуем им. «Извините, — отвечают, — теперь увидели». В Средиземном море нужно быть постоянно начеку — там интенсивное движение паромов. Причем у них жесткий график движения, тормозят неохотно. Так что смотри в оба, не зевай.
А рыбаки вообще не смотрят, что находится перед носом их судов: включают автопилот, а сами идут на корму следить за эхолотом, который ищет косяки рыбы. Нам несколько раз приходилось уходить от столкновения с сейнерами. Тут важно знать, что радары хорошо распознают крупные корабли, а маленькие могут не заметить.
— Вы долгое время находились втроем на маленьком судне. Не ссорились?
— Серьезных конфликтов не было. Особенно сплачивали шторма: объединяла цель выстоять перед стихией, все ужасно уставали, так что было не до ссор. А когда погода была нормальной — читали, любовались красотами океана. Видели бы вы, каким огромным там бывает солнце во время рассвета, какое небо по ночам — на нем тысячи звезд!
— Как отмечали праздники?
— Первое яркое впечатление от общения с людьми в плавании оставило посещение одного из островов архипелага Крозе, где мы отпраздновали приход 2010 года. Постоянные его жители — пингвины. Люди (человек сорок) — это ученые и технический персонал французской научной станции. Ни украинского, ни русского они, конечно же, не знают? Но когда мы зашли в столовую, то увидели плакат на русском: «Приятного аппетита!» А в крохотном баре нас ожидала другая надпись: «За ваше здоровье!».
«За спасение яхты немецкий экипаж отблагодарил двумя баночками пива»
— Днем 31 декабря они устроили фуршет в теплице, причем гости должны были прийти в костюмах насекомых — пчел, бабочек — продолжает Анатолий. — Французы умеют веселиться: много шутили, пели, водили хороводы. А вечером в столовой накрыли столы. С теми, кто находился в другом зале, устроили соревнование по телефону на самую громко исполненную песню. Праздновали до утра.
Кстати, во время пребывания на архипелаге Крозе на днище и бортах яхты поселились какие-то странные желтые водоросли. Избавиться от них помогли пингвины. Эти птицы такие любопытные! Они плавали вокруг судна, обклевывали желтизну, и уже через два дня обшивка стала чистой.
— В интернете много писали о том, как вы спасли итальянскую и немецкую яхты, получив за это в подарок вино и коньяк
— В плавании мы читали эти сообщения и диву давались, до чего в них все переврано. Итальянцев мы не спасали, и вино с коньяком нам никто не дарил.
В городке Марсалесе на острове Сицилия мы лишь помогли яхтсменам из Германии, которые оказались в морском деле неопытными. Когда усилился ветер, их яхту стало валить на причал. Это происходило около полуночи. Поняв, что эти ребята делают вовсе не то, что нужно, я с разрешения капитана им помог: взял команду на себя, организовал работы — и вскоре яхта стояла так, как следует. Немцы затем отблагодарили нас двумя баночками пива.
Бюджет этой экспедиции составлял 330 тысяч гривен, расходы взяли на себя власти Одессы. А за успешное завершение кругосветки яхтсмены должны получить от горадминистрации по 20 тысяч гривен.
1080Читайте нас в Facebook