Александр Богуцкий: «Моя трудовая биография началась с профессии школьного сторожа»
В воскресенье, 7 ноября, на ICTV очередная премьера. На сей раз это будет оригинальная идея канала — социальный проект «Украинская мечта». Чтобы воплотить ее в жизнь, каналу понадобилось несколько месяцев и две тысячи заявок от участников — людей, у которых есть яркие бизнес-идеи и желание за них бороться. Вошли в проект всего 24 претендента. Кто из них получит деньги, будут решать инвесторы «Украинской мечты» — успешные представители украинского бизнеса. Они же и создали фонд проекта из двух с половиной миллионов гривен.
Еженедельно трое участников «Украинской мечты» будут бороться за свои идеи и получать деньги. Финалисту достанется самая крупная сумма — 600 тысяч гривен. Автором и ведущим нового шоу стал директор ICTV Александр Богуцкий. Причем сделал это с большим удовольствием
«Мне гораздо интереснее сделать что-то, чем получить вознаграждение за работу»
- Признайтесь, что вы, Александр Богуцкий, представляете собой воплощение украинской мечты.
- Думаю, что да. Но есть разные модели реализации личности. Одна — это работа в успешной компании, где ты реализуешь себя вместе с большим бизнесом. Вторая — когда открываешь свое дело, где сам же и принимаешь решения. Конечно, чаще срабатывает первая модель: сделать карьеру в уже существующем успешном предприятии. Решиться открыть свой бизнес сложнее? Как-то мы разговорились с Андреем Задорожным, который в программе будет в команде миллионеров-помощников. Он махал руками и доказывал, что если мы хотим увидеть нашу страну счастливей, надо инвестировать в настроение людей и искать для себя не работу, а отрасль применения своих сил. Это тоже сродни мечте и очень схоже с национальной идеей: если общество будет состоять из людей, занимающихся собственным бизнесом, они все вокруг будут строить по принципу комфорта и относиться к власти натурально — как к нанятым на работу за их кровные налоги людям, которые должны честно работать, иначе будут уволены. Так что новая украинская мечта — самому стать большой или маленькой корпорацией, капитаном своей жизни.
- Хотя до недавнего времени она скорее звучала, «i щоб у сусiда корова здохла».
— А мне кажется, уже давно тезисы типа «було б не гiрше, нiж у сусiда» уходят на второй план.
- Мы стали добрее?
— Просто другими. Переместили центр внимания от соседа на себя. Теперь нужно сделать следующий шаг, не боясь, что рядом кто-то сильнее или богаче. Ведь многие из тех, кто продвигал национальный бизнес, начинали с нуля. И разницы между миллиардером и человеком, работающим на себя и зарабатывающим пять тысяч долларов в месяц, если отбросить бренды одежды часов и возможность перемещаться по миру на частном самолете, нет. Они самостоятельно принимают решения о развитии своего дела, отличаясь лишь количеством нанятых сотрудников. Кстати, вопрос, кто из них более счастлив и независим, очень сложный.
- Скорее риторический вопрос. Так что насчет вашей мечты?
— Я родился во Львове, в семье интеллигентов. Мама была педагогом от Бога, а папа — профессор геологии. Закончил Львовский университет, как и тысячи других молодых людей. Мечтал стать журналистом или юристом и как-то справляться с этим миром самостоятельно. В этом смысле моя мечта осуществилась. Я хотел работать на телевидении в успешной компании — все сложилось. Но эта мечта и моя жизнь — столбец слева. А справа — идея стать хозяином собственного бизнеса, путь, который я рекомендую многим. Думаю, это ключ к успешному развитию страны. Я хотел приоткрыть дверь в правый столбец, чтобы люди увидели: стартовать в этой стране можно. Правда, область, в которой я мог бы стартовать
- уже занята?
— Скажем, я все-таки игрок командный, и тут, конечно, повезло — я попал в правильное место. Хотя повезло во всем — познакомился в правильное время с правильными людьми, Украина стала независимой и мгновенно создалось много рабочих мест, а я как раз умел то, чего не умели другие люди. Я говорил на родном украинском языке и понимал, как рассказывать людям о том, чего на самом деле еще не было, — украинской музыке. Она родилась вместе со страной, создавалась индустрия. Я не боялся камеры, говорить и придумывать — потом уже это назвали индустрией коммуникаций, рекламой и пиаром А я на радиостанции первый контракт подписал, просто выйдя из трамвая и увидев на остановке красивую вывеску. Думал приблизительно так: раз есть деньги на вывеску, то наверняка найдутся и на рекламу на радио Повезло не только мне. И Саша Пономарев, и Ира Билык, и Тая Повалий начинали с нуля. И всех поддержала независимость
- Музыка стала приносить деньги?
— Как это ни странно, деньги никогда не были для меня решающим фактором. Мне гораздо интереснее сделать что-то, чем получить за работу вознаграждение. Это звучит как сказка, но так иногда происходит — когда ты что-то делаешь хорошо, деньги тебя сами находят.
- Просто вы были первым украинским шоуменом.
- Я вел на радио во Львове единственную во всей стране программу об украинской музыке. Она называлась «Львўвська десятка». У меня была авторская программа на телевидении. Поэтому когда встал вопрос, кто будет вести фестиваль «Вывих» или «Тарас Бульба» в Дубно, недалеко от Львова, сомнений особых не возникало. Потом фестивали-легенды — «Червона Рута», «Таврийские Игры». Других ведущих, кроме меня, в то время просто не было. Были говорящие или читающие головы
«Мне нравится вести программы»
- Отсутствие конкуренции расслабляет.
— Мы об этом тоже говорим в программе. Как и о том, что конкуренции не стоит бояться. Просто надо оторвать свой взор от Билла Гейтса, Виктора Пинчука, Рината Ахметова и немного сместить его на себя самого, в точку самореализации. Оторвать свой зад и сделать первый шаг. В конце концов, надо поверить: ты можешь стать лидером в совершенно новой сфере деятельности. У нас в проекте была девушка, решившая открыть ателье по пошиву свадебных платьев в своем городе, где никто до нее этого не делал. Другая придумала красить автомобили, но делать это решила лучше, чем мужчины Идей, на самом деле, огромное количество.
- Когда вы последний раз выступали в роли ведущего?
— В последние время я могу себе позволить вести лишь те программы, которые вызывают интерес прежде всего у меня лично. Например, акцию «Гордiсть кра∙ни». До этого несколько недель вел проект «Свобода слова». Это был драматический период для канала. Савик Шустер объявил о своем уходе, а до конца проекта оставалось еще две недели. Я просил Савика отсрочить уход, но он отказался. В общем, нам пришлось доказывать, что мы и сами сможем все сделать. Тогда я и стал ведущим «Свободы » Надо признать, мне нравится вести программы, атмосфера на площадке и ток-шоу в принципе, как и телевидение в целом. Мне нравится смотреть в объектив камеры и сама атмосфера прямого эфира — она сравнима со свободным полетом
- Теперь понятно, что вас подвигло в очередной раз появиться на экране.
— Скорее просто стал старше и начал больше думать о качестве страны Плюс общение с людьми и определенные обязательства перед бизнесменами, ставшими инвесторами проекта. Это Андрей Задорожный, Виктория Тигипко, Эдуард Прутник, Кирилл Дмитриев, Оксана Елманова — всего 12 человек. Мы так много и часто говорили о реализации украинской мечты, что это стало уже нашим общим делом. Я поделился идеей программы с Еленой Пинчук, и мы сошлись во мнении, что для руководителя канала вполне логично вести подобный социально значимый проект. А так я бы только краснел, услышав вопрос: если проект такой классный, то почему ты его не ведешь сам?
- На американском телевидении есть похожий проект.
— Условно похожий, его ведет миллиардер Дональд Трамп, который светится от своей крутизны. Иногда вызывающе, но сам выбирает участника, который в течение года будет работать в его компании за суперденьги — миллион или полмиллиона долларов. Ключевая фраза его проекта: «Вы уволены». В общем, американцы показывают то, что мы отвергаем. Мы за работу на себя, призываем: «Создай свой бизнес, попробуй сам!» Все мы когда-то начинали с заработка в 100 долларов.
- Вы свои первые, кровно заработанные, помните?
— Моя трудовая биография началась с профессии школьного сторожа. Потом работал тренером по карате. Тогда было повсеместное увлечение восточными единоборствами. Наверное, в то время я и заработал свои первые сто долларов. Ну а дальше была журналистика, роль ведущего больших концертов, а потом менеджмент процесса
- Сколько денег вы даете участникам «Украинской мечты»?
— Мы не даем, мы инвестируем. В первой программе это 30 тысяч гривен, в последней — 600 тысяч гривен! Деньги получает один из трех претендентов. К тому же мы разделяем с участником его риск в создании собственного бизнеса. Мне самому было интересно следить за людьми, которые двигались к своей мечте благодаря нашему проекту. Мы получили около двух тысяч заявок от желающих открыть свой бизнес, понимая, что дружественная помощь им просто необходима. Но, честно говоря, я не думал, что проект окажется столь захватывающим. С волнением ожидаю первого эфира.
- Несколько странно выходить с премьерой в середине телесезона.
— На телевидении сезоны перестали существовать. Как только кто-то что-то придумал — вперед и с песней. В этом году некоторые каналы запускали новые программы даже летом. Но наша следующая премьера выйдет уже в новом году. Это будет грандиозный проект о необычных гражданах нашей страны — «Чудо-люди». Правда, еще одно шоу ожидает зрителей ICTV на Новый год — праздничный выпуск «Большой разницы по-украински». Как известно, чем больше улыбок, тем миру лучше.
1029Читайте нас в Facebook