Лишь треть тормозной жидкости в Украине полностью отвечает заявленному качеству
Приход тепла — время привести наши вымотанные автомобили в чувство после всех ужасов прошлой зимы. Однако специалисты предупреждают: за навалившимися разом проблемами — подкраской царапин, ремонтом подвески, рулевого — не стоит забывать и о таких, на первый взгляд, не первостепенных вопросах, как, к примеру, замена тормозной жидкости. Увы, немногие водители помнят, что срок ее эксплуатации — всего пару лет. После чего жидкость теряет свои свойства. При долгом интенсивном торможении она может закипеть, лишив водителя возможности резко остановить автомобиль. Поэтому, если вы забыли заменить тормозную жидкость перед зимой, говорят эксперты, обязательно сделайте это сейчас. Правда, выбрать жидкость не так уж и просто: в магазинах и на авторынках более двух десятков различных ее видов, но вот какая из них качественная, непонятно. Брать самую дорогую? Или марка в данном случае не имеет значения и покупаем ту, что подешевле? К счастью, специалисты столичного Института потребительских экспертиз провели детальное исследование, дав автолюбителям свои рекомендации в отношении почти всех массовых марок тормозной жидкости, представленных в торговых сетях.
«Качественная жидкость не должна разъедать детали тормозной системы»
- В Украине нет ГОСТа, который регламентировал бы характеристики тормозной жидкости, — заявил директор Института потребительских экспертиз Юрий Чернобривец, — однако большинство производителей указывают, что их продукт соответствует международному классу DOT 4, согласно принятому во всем мире международному стандарту FMVSS 116, разработанному в США. Мы решили проверить, так ли это на самом деле. В зависимости от технических показателей по стандарту DОТ (Department of Transportation — американская транспортная инспекция) все тормозные жидкости делятся на три основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5, причем минимальным на сегодняшний день считается класс DOT 3.
Соответствие классу DOT, по словам эксперта, определяется всего по трем параметрам: температуре кипения «сухой» жидкости (то есть новой, еще не насыщенной влагой), температуре кипения «увлажненной» жидкости (этот параметр косвенно характеризует качество жидкости через 1,5-2 года ее работы) и вязкости, которая измеряется при температуре минус 40 градусов (чем ниже вязкость, тем более адекватно будут работать тормоза, особенно в холодное время).
- Когда автомобиль тормозит, колодки и тормозные диски разогреваются, нагревается и тормозная жидкость, — говорит Юрий Чернобривец. — Если она закипит, то образовавшиеся паровые пробки могут привести к отказу тормозов. Поэтому одним из самых главных показателей качества жидкости является температура кипения.
Также качественная тормозная жидкость не должна разъедать детали тормозной системы. Для этого, по словам Юрия Чернобривца, показатель ее кислотности (рН) должен находиться в диапазоне 7,0-11,5 единицы.
Специалисты института закупили 17 марок тормозных жидкостей шести украинских производителей (»ТСХ Химреактив», «Велвана», «Океан», ПП «ЛЮМО» (»Соболь», «Гост», «Полюс», «VAMP Премиум»), «МФК», «Экспо-Хим»), трех российских (»Тосол-Синтез», «Делфин Индастри», «Тектрон» /»Аляска» и «Ойлрайт»/), одного белорусского (»Ваксойл») и трех представителей дальнего зарубежья (Castrol, Mobil, Liqui Moly). Все жидкости, как указывалось на этикетках, относятся к классу DOT 4 (кроме жидкости «VAMP Премиум», которая, как заявлено на этикетке, должна отвечать еще более современному классу DOT 5. 1). Для объективного результата проверка проводилась сразу в двух независимых сертифицированных лабораториях.
В категорию «не рекомендовано» попали четыре образца жидкости
Увы, результаты тестирования показали, что полностью отвечают заявленному стандарту менее трети марок тормозной жидкости.
- К категории «рекомендовано» мы отнесли пять образцов, лидеров по большинству показателей, — заявил Юрий Чернобривец. — Это три импортных образца Castrol, Mobil и Liqui Moly, а также российский и украинский продукты «РОСДОТ 4» (»Тосол-Синтез») и Velvana (СП «Велвана»). Они полностью соответствуют всем необходимым требованиям, предъявляемым к тормозным жидкостям класса DOT 4.
По словам директора института, «условно рекомендовать» можно еще три образца: Sintec (»ТСХ Химреактив»), VAMP Premium 5. 1 (»Вамп») и «Аляска» (»Тектрон»).
- Температура кипения этих образцов ниже, чем требует DOT 4, — отметил Юрий Чернобривец. — Но она по крайней мере соответствует менее требовательному классу DOT 3, что, впрочем, приемлемо для старых советских автомобилей.
Еще пять образцов тормозной жидкости специалисты института отнесли к категории «под вопросом».
- У «Ойлрайт» (»Тектрон») и LUXE (»Делфин Индастри») имеются отклонения по температуре кипения «увлажненной» жидкости даже для класса DOT 3, не говоря уже о заявленном для этих марок DOT 4, — прокомментировал Юрий Чернобривец. — То же можно сказать о трех жидкостях ПП «ЛЮМО» — «Гост», «Рось, Соболь», «Рось, Полюс». Кроме того, у последних вязкость пусть не столь значительна, но выше нормы.
Оставшиеся четыре образца оказались в последней категории — «не рекомендовано».
- Использование этих жидкостей, особенно при низкой температуре, может привести к негативным последствиям, — заявил Юрий Чернобривец. — Кроме значительной вязкости, у отдельных образцов чрезмерно высокая агрессивность по отношению к металлическим деталям тормозной системы, а также слишком низкая температура кипения.
В заключение руководитель Института потребительских экспертиз порекомендовал автомобилистам остановить свой выбор на тормозных жидкостях крупных производителей, не только показавших хорошие результаты при тестировании, но и имеющих одобрения и допуски автопроизводителей.
- Если говорить о соотношении «цена — качество», — отметил Юрий Чернобривец, — то победителями нашего теста можно считать образцы «РОСДОТ 4» (»Тосол-Синтез»), Velvana (СП «Велвана»). VAMP Premium 5. 1 (ПП «ЛЮМО») тоже мог бы войти в группу лидеров, если бы на его упаковке значилось DOT 4. При технических показателях, мало отличающихся от дорогих импортных образцов, эти жидкости имеют намного меньшую цену.
Рекомендовано | Условно рекомендовано | Под вопросом | Не рекомендовано | ||||
Производитель | Марка | Производитель | Марка | Производитель | Марка | Производитель | Марка |
Castrol | DОТ 4 | «TСХ Химреактив» | Sintec | «Тектрон» | «Ойлрайт» | ООО «Океан» | «Океан» |
Mobil | DОТ 4 | «Тектрон» | «Аляска» | «Делфин Индастри» | LUXE | Днепропетровский завод | «МФК» |
Liqui Moly | DОТ 4 | ПП «ЛЮМО» | VAMP Premium | ПП «ЛЮМО» | «Гост» | «Экспо-Хим» | Super DOT 4 |
«Тосол-Синтез» | «РОСДОТ 4» | ПП «ЛЮМО» | «Соболь» | ООО «Ваксойл» | Vaxoil | ||
СП «Велвана» | VELVANA | ПП «ЛЮМО» | «Полюс» |
Полную таблицу исследований можно найти на сайте Института потребительских экспертиз www. expertise. in. ua
3039Читайте нас в Facebook