ПОИСК
История современности

16 января 1959 года был выпущен первый автомобиль «Чайка»

16:48 5 января 2011
Чайка
Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»

Правительственный заказ разработать автомобиль для представительских целей поступил конструкторам в 1955 году. В качестве образца Минавтопром СССР закупил в США две легковые машины: Packard Executive Patrician и Packard Caribien. Конструкторы с энтузиазмом взялись за изучение представителей заокеанского автопрома. На основе этих машин в 1957 году были выпущены экспериментальные образцы первых отечественных «Чаек». Автомобили испытывали по дорогам России, Украины, Кавказа (протяженность составила 21 тысячу километров). После этого машину усовершенствовали. Выставили экспериментальную «Чайку» на обозрение на Всемирной выставке в Брюсселе.

16 января 1959 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли первые 22 автомобиля «Чайка» — ГАЗ-13. О выпуске нового авто было торжественно объявлено в Кремле. Новинка стала «трудовым подарком» коллектива Горьковского автозавода XXI съезду КПСС. Первые «Чайки» обслуживали делегатов съезда и иностранных гостей. Автомобиль получился просторный, в нем комфортно располагались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала салон. Кроме этого, «Чайка» изобиловала техническими новинками. Максимальная скорость движения составляла 160 километров в час, панорамное ветровое стекло обеспечивало хороший обзор дороги, автоматическая коробка передач управлялась кнопочным селектором, стекла в машине опускались и поднимались автоматически — нажатием кнопки, которая приводила в движение встроенный в дверь электромотор. На то время это воспринималось как чудо. «Чайка» превзошла все предыдущие отечественные модели высшего класса.

С приходом к власти Брежнева лично для него была выпущена эксклюзивная «Чайка» вишневого цвета. Специально для генсека из углубления приборной панели выдвинули наружу спидометр, чтобы циферблат был хорошо виден пассажиру, сидящему справа от водителя. Леонид Ильич очень любил следить за скоростью.

На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Такие автомобили обслуживали московский дипломатический корпус: на них возили послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монгольской Народной Республики, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США в Москве. В качестве материального поощрения ГАЗ-13 презентовали Юрию Гагарину и Валентине Терешковой, писателю Михаилу Шолохову, балерине Галине Улановой и кубинскому лидеру Фиделю Кастро.

РЕКЛАМА

«Чайки» были в основном черными, этот цвет считался наиболее представительным. Исключение составили белая «Чайка» Валентины Терешковой и красная, находившая в распоряжении начальника пожарной охраны Москвы. За все время — с 1959-го по 1988 год — было выпущено всего две модификации «Чаек»: ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Отслужившие определенное время в министерствах автомобили передавались в «Интурист» и дворцы бракосочетаний в качестве свадебных машин. С началом в СССР перестройки производство «Чаек» прекратили.

В середине 90-х руководство Горьковского автозавода вынашивало планы возобновить выпуск «Чайки», но потом выяснилось, что уничтожена вся рабочая документация на этот автомобиль. Сейчас «Чайка» — настоящий раритет для коллекционеров.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

2050

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров