ПОИСК
Житейские истории

«Почти перед самой смертью мама рассказала, что она и не мама мне вовсе… Мою родную мать-еврейку фашисты расстреляли в яру у села в мае 1942 года»

17:03 5 января 2011
Ирина ДЕСЯТНИКОВА, «ФАКТЫ»
Спустя почти 70 лет после того, как под именем Жанны Вернигоры похоронили другого ребенка, чудом спасшаяся от расстрела женщина начала процедуру получения статуса жертвы Холокоста

Когда в мае 1942 года всех евреев села Березовая Рудка на Полтавщине вели на расстрел, 22-летняя Белла шла среди них с двухлетней Жанночкой на руках. В голове стучало одно: надо как-то спасти дочь. Полицаи гнали их по узкой стежке к трем вербам, наклоненным над озером, берег которого зарос ивняком. Белла положила дочку под кусты, но полицаи, заметив это, крикнули: «Забери свое жиденя!». Женщина, подгоняемая ударами в спину, шла в толпе обреченных людей. В узком месте, где тропинка по мосту выходила на мокрую дорогу, Белла увидела шедшую навстречу Мотрю Вернигору со свертком на руках — та несла из фельдшерского пункта только что умершую от дифтерита трехлетнюю дочку Анечку. Мотря и Белла были подругами, вместе учились в педшколе и даже спали на одной кровати в общежитии. И вот они приближались друг к другу в толпе селян. Решение созрело мгновенно — Мотря выхватила Жанну, передала Белле мертвую Анечку и быстро прошла мимо. А Белла, прижав к себе холодное тельце, вдруг запела на все село: «Ой, свiте ясний, свiте прекрасний. Як на тобi важко жити. А ще важче молоденькiй, не нажившись, помирати». Сбежавшиеся односельчане молча провожали своих соседей в последний путь — все знали, что в яру их уже ждала братская могила, в которую в тот день и легли все расстрелянные евреи — 21 человек.

«Папа так и не узнал, кто я. Мама боялась: если расскажет правду, он обвинит ее в том, что не уберегла родную дочку, и уйдет»

С тех пор прошло без малого 70 лет. Вернулся с фронта муж Мотри Опанасьевны Николай Иванович Стегний. А муж Беллы Антон Трофимович Вернигора геройски погиб, спасая детей. В Житомире его именем даже названа улица. В семье сельских учителей Мотри и Николая Стегниев выросли пятеро детей — трое мальчиков и две девочки — Аня (в селе ее звали Галей) и Лида. Лида пошла по стопам родителей и стала учительницей, а любимица отца Анечка — товароведом. О том, что она не дочь Мотри Опанасьевны и Николая Ивановича, Анна узнала только после смерти отца. Мотря Опанасьевна, оставшись наедине с убитой горем дочерью, тихо сказала: «Ты меня не раз спрашивала, кто такая Белла, на которую, как говорили в селе, ты так похожа. Так вот, она твоя настоящая мать».

— Дальше я ничего не слышала — потеряла сознание, — рассказывает Анна Николаевна. — Я тогда сильно заболела, у меня обнаружили эпилепсию и даже дали инвалидность. Так сказались на мне все потрясения — и смерть отца, и известие, что моя дорогая мама — не мама мне вовсе. С мамой Мотрей мы тогда крепко поссорились, и она уехала к сестре Лиде. А я начала вспоминать…

Отец всегда любил меня больше, чем Лиду и братьев. Когда он вернулся с войны, меня обрили наголо, чтобы папа не видел мои черные кудряшки. А когда волосы отросли, мамина сестра тетя Шура как бы шутя стала называть меня цыганочкой и часто просила сплясать. Папа так и не узнал, кто я. Мама боялась, что, узнав правду, он обвинит ее в том, что она не уберегла родную дочку, и уйдет.

РЕКЛАМА

А вот родители отца, которые жили с нами, знали правду обо мне. Дед Иван Левкович меня очень любил и всегда защищал. «Ничего, малая, прорвемся», — говорил он мне, гладя по голове. Бабуся Явдоха, донская казачка из-под Ростова, называла меня «жиденям» и даже хотела раскрыть отцу мою тайну, но дед строго-настрого ей запретил.

Папа меня очень баловал. Я еще училась в школе, а он покупал мне только-только появившиеся тогда французские духи «Фиджи» — аж за 25 рублей, по тем временам большие деньги. И это в то время, как моя учительница душилась одеколоном «Ай-Петри» за рубль двадцать. В райцентре в магазине, когда поступал какой-то редкий товар, дефицит, как его тогда называли, его обязательно оставляли папе — продавщицы знали, что он всегда покупал эти вещи мне. Детство у меня было счастливое. Никто не ограничивал мою свободу, разве что бабуся иногда ругалась, гоняла — тогда, спасаясь от нее, я вылазила на самую верхушку высоченной шелковицы и, раскачиваясь на ветвях, горланила украинские песни. Соседи говорили: «О, знов Явдоха дитину загнала».

РЕКЛАМА

— Но ведь когда Мотря и Белла обменялись детьми, это кто-то видел…

— Многие видели. Мама позже вспоминала, что о предстоящих погромах ее не раз предупреждали полицаи. Они помогали ей потому, что мама спасала их после пьянки от немецких побоев — работала лаборанткой на маслозаводе и отпаивала их сывороткой со сливками. Как-то ночью один местный полицай постучал в окно и сказал: «Спрячьте ребенка, а то в участке говорят, что ваш уже бегал, а этот маленький. Я-то молчу, но не один я видел». Мама взяла мел со щеткой и написала на воротах «тиф» (немцы этого очень боялись), а потом мы ушли в окопы на огородах.

РЕКЛАМА

Полицаи приходили еще раз, чтобы предупредить, что немцы будут искать по хатам евреев и коммунистов. Перед облавой мамина сестра тетя Шура посадила меня на плечи и ушла на болото, в камыши. Всю ночь простояла там со мной на плечах, пока опасность не миновала. После той ночи у тети до самой смерти болели ноги — она их застудила в воде.

Где-то через месяц-два после расстрела евреев меня крестили. Не для того, чтобы отлучить от еврейской веры, а чтобы спасти. Немцы ведь в первую очередь ликвидировали некрещеных, потому что считали, что некрещеными в селе могут быть или коммунисты, или евреи. В церковных книгах сохранилась запись о крещении Анны Стегний.

Меня любили дома, хорошо относились все соседи. Помню, одна наша соседка долго смотрела на меня, когда я играла на улице, и вздохнула: «Как ты все-таки похожа на Беллу». Я прибежала домой, спросила у тети Шуры, кто такая эта Бэлла, на которую я так похожа. Ни слова не говоря, тетя побежала к соседке, а я, крадучись, следом за ней. На меже у нас росло много молодых вишенок, они переплелись густыми ветвями, образуя стену. И вот Шура, как сейчас помню, стоит по нашу сторону этой стены и говорит соседке, что-то делавшей на своей стороне: «Еще раз скажешь дытыни о Белле, задавлю и под этими вишнями закопаю». Внушительно так говорит. Больше я ни разу не слышала от людей ничего такого.

— Ваша родная, биологическая мать, еврейка, была замужем за украинцем. Выходит, антисемитизма в селе не было?

— Многие тогда переженились и жили вроде бы дружно. Но был в нашем селе и такой случай. В тот же день, когда погибла моя мать, 18 мая 1942-го из семьи Коротких забрали на расстрел Анну, еврейку, жену красноармейца-украинца. Годовалого сыночка Анны Яшу свекровь спрятала. Казалось, жизнь ребенка удалось спасти, но тут пришел домой свекор… «А этот жиденок почему тут, если его место рядом с матерью?» — спросил он о родном внуке и сам отнес Яшу на место расстрела.

Рассказ Анны Николаевны подтвердила директор Березоводудского музея Валентина Гончар.

— Этот дед испугался за свой дом, хозяйство, боялся, что немцы, узнав, что они скрывали мальчика, все сожгут, — рассказывает Валентина Васильевна. — В итоге их родной сын, выживший на войне, узнав, что сотворил отец, домой не вернулся.

Валентина Васильевна показывает братскую могилу, в которой лежат расстрелянные фашистами евреи. Второй в списке погибших числится Жанна Вернигора.

«Однажды приехали две женщины и, посмотрев на меня, сказали: «Вылитая Белла, отдайте ее нам»

Перед смертью Мотря Стегний, которая пережила мужа всего на год, написала письмо-признание. «Анечка обижалась, что Лиду люблю больше. Я всегда ей говорила: «Нет, ты у меня выплаканная. Плакала я за одной своей дочерью, а растила и любила другую свою дочь… »

— В школе я всегда была отличницей, — продолжает Анна Николаевна (Фото) — А когда пришло время выбирать, где учиться дальше, родители объяснили, что Лида уже учится в городе, а выучить двоих денег нет. И я ходила в техникум недалеко от дома. С Лидой у нас всегда было соперничество. Помню, мне справили новое платье, и я его не носила, берегла, чтобы поехать в санаторий, куда мне дали путевку. В утро отъезда открываю шкаф, предвкушая обновку, — а платья там нет. Оказывается, накануне приезжала Лида и, не спросясь, схватила его. Я тогда долго плакала, а мама меня утешала, дескать, сестра живет далеко от нас, ей трудно — пусть берет все лучшее, мы все-таки дома, нам родные стены помогают.

Однажды я попала в больницу, мне вырезали аппендикс, но шов загноился, мне было очень плохо, требовалось переливание крови. Врач вызвал маму, чтобы она сдала ее для меня. Мама пришла очень взволнованная, долго о чем-то говорила с врачом в кабинете и вышла от него с распухшими от слез глазами. Кровь мне тогда переливали от другого донора. Сейчас-то все знают, что у матери и дочери могут быть разные группы крови, а тогда кто ж знал.

Но зов крови действительно существует. Ведь из всех парней, которые за мной ухаживали, я полюбила именно Есю Когана. Мы с ним познакомились в Березовой Рудке, на похоронах. Когда я сказала дома, что выхожу за него, бабуся сказала: «Бачиш, Мотько, жидiвська кров крiпша». Еся был хороший муж, хороший отец, жаль, рано умер.

За юной красавицей Беллой до войны ухаживал односельчанин Мотузко, он ее очень любил. Потом Бэлла вышла за Антона, а Мотузко после войны уехал в Прибалтику, в Латвию, и там женился на дочери местного министра образования. Как-то в Юрмале, уже после войны, он встретил родных сестер Беллы Жанну и Рэту и рассказал им, что в Березовой Рудке растет их племянница, считавшаяся погибшей. Жанна и Рэта приехали на Полтавщину, пришли в дом Стегниев, когда дома были только Мотря Опанасьевна да Аня-Жанна.

— Однажды приехали две женщины и, посмотрев на меня, сказали маме: «Вылитая Белла, отдайте ее нам», — вспоминает Анна Николаевна. — Мама тут же отослала меня под каким-то предлогом, а когда я вернулась, женщины засобирались уходить. Правда, мы все вместе сфотографировались на память.

Ту фотографию, как и все другие свидетельства происхождения Ани, Мотря всю жизнь прятала. Только перед смертью сельская учительница призналась, что молчала всю жизнь, потому что боялась — сначала фашистов, а потом… советскую власть. И Николай Иванович, и Мотря Опанасьевна доживали свой век у Ани в Одессе, куда она переехала, закончив техникум и выйдя замуж. «Пять детей у нас, а мы при ней на старости лет голову приклонили. Значит, хорошо воспитали, в любви. Обижалась ты, доця, что я тебя каждый год на братскую могилу весной водила, а теперь ты меня поймешь», — писала Мотря Стегний в своем последнем письме.

После смерти родителей Анна Николаевна начала ходить в синагогу, ей близка еврейская культура, ее сын с семьей живет в Израиле. Зов крови. Но даже после того, как она узнала правду о своем происхождении, Анна Коган ничего не рассказала братьям и сестре.

— Неужели они узнают, что вы им не родная сестра, только из «ФАКТОВ»?

— Да. Ни мама, ни я ничего братьям и Лиде не говорили.

— Но летом вы посетили сельский музей в Березовой Рудке, в экспозиции которого есть фотография, сделанная в мае 1942 года, за десять дней до расстрела евреев. На ней — вы и расстрелянная Белла Вернигора.

— Мама сделала эту фотографию, чтобы послать на фронт отцу. Когда я увидела свою родную мать, ноги стали тяжелыми, а внутри все как будто замерло… Из музея, как мы когда-то с мамой Мотрей, я пошла к братской могиле. Теперь я понимала: на этой могиле она плакала о своей дочке, а меня приводила, чтобы я вспоминала маму.

Мотря Опанасьевна Стегний, конечно, спасла меня, любила и всей своей жизнью заслужила, чтобы ее назвали праведницей мира. (И в Израиле, и в Одессе, где я сейчас живу, есть аллеи праведников мира, на которых увековечены имена тех, кто во время Холокоста спасал евреев. ) Она прекрасная, любящая, святая женщина, ее любили все — соседи, семья, ученики.

В отношении же себя… я начала процедуру получения статуса пострадавшей во время Холокоста. Недавно все документы, свидетельские показания, подтверждающие то, что я — дочь Беллы Вернигоры, уже отосланы в Израиль. Жду ответа. Раньше я не предпринимала никаких шагов в этом направлении, но недавно, когда я сломала руку, в хеседе (еврейский благотворительный фонд. — Авт.) мне отказались бесплатно наложить гипс. Сказали: «Ты же не жертва Холокоста, тебе не положено». А разве мое имя на могильной плите не доказательство этого?

1357

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров