ПОИСК
Украина

Стоимость литра бензина А-95 может достичь 11 гривен, а дизтоплива — 9 гривен 50 копеек

15:34 24 января 2011
Стоимость литра бензина А-95 может достичь 11 гривен, а дизтоплива — 9 гривен 50 копеек
Министерство энергетики и угольной промышленности активно лоббирует введение пошлины на ввоз горючего из-за рубежа

Стоимость горючего на автозаправках продолжает расти. Сегодня на столичных АЗС литр бензина А-95 стоит в среднем 8 гривен 65 копеек, а дизельного топлива — 8 гривен 15 копеек. Однако, по мнению экспертов, в марте бензин будут продавать по 11 гривен за литр.

Антидемпинговые пошлины могут составить 130 евро за тонну бензина и 80 евро за тонну дизтоплива

Напомним, что, по мнению экспертов, главными причинами нынешнего повышения стоимости горючего на заправках стали рост мировых цен на нефть и существенное увеличение ставок акцизного сбора на нефтепродукты. В частности, согласно вступившему в силу с 1 января Налоговому кодексу, акцизный сбор на автобензины повысился со 132 до 182 евро за тонну, а на самый распространенный у нас вид дизтоплива с содержанием серы от 0,005 до 0,035 процента — с 45 до 62 евро. По замыслу правительства, увеличение акциза на топливо должно компенсировать ликвидацию транспортного сбора с 1 января 2011 года и при этом привести к подорожанию литра горючего на 50 копеек. Полученные дополнительные доходы бюджета, а это 3 миллиарда гривен ежегодно, будут направляться на дорожное строительство.

Те же причины роста цен названы и в официальном отчете Министерства экономического развития и торговли Украины. Да и министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко признал, что за 2010 год цена на нефть выросла примерно на 30 процентов, что является основным фактором увеличения стоимости нефтепродуктов.

Видя сложившуюся ситуацию, государство пытается повлиять на рынок, правда, весьма странным способом. Сейчас Министерство энергетики и угольной промышленности активно лоббирует введение пошлины на ввоз горючего из-за рубежа. Как заявил директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Министерства энергетики и угольной промышленности Константин Бородин, шесть руководителей украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) обратились в министерство с просьбой ввести антидемпинговые пошлины в размере 130 евро на тонну бензина и 80 евро на тонну дизтоплива. Причем на все импортные нефтепродукты независимо от страны-производителя. То есть исходя из логики нефтяных компаний, владеющих украинскими НПЗ, нынешние цены слишком низкие и виной тому — импортеры.

РЕКЛАМА

Константин Бородин отметил, что министерство поддержало НПЗ и уже направило соответствующее письмо в Минэкономики с просьбой начать специальное расследование для введения пошлин. «Можно считать, что расследование уже идет», — заявил он на пресс-конференции 18 января.

Однако межведомственная комиссия по международной торговле 20 января инициативу Минэнергоуглепрома не поддержала. В частности, как сообщает «РБК Украина», категорически против высказался представитель Министерства финансов, который отметил, что ежегодные потери госбюджета от введения пошлин составят 13 миллиардов гривен.

РЕКЛАМА

Вслед за подорожанием горючего взлетят цены на хлеб, молоко, мясо и прочие продукты питания

Как бы там ни было, но инициативы Минэнергоуглепрома вызвали широкий резонанс. Главный аргумент противников введения пошлины на ввоз нефтепродуктов — это неизбежное подорожание горючего и, как следствие, всех основных продуктов питания и услуг. По словам президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, пошлины — удар в первую очередь по потребителю. Ведь стоимость литра бензина А-95 может достичь 11 гривен, а дизтоплива — 9 гривен 50 копеек.

При этом предприниматели не отрицают, что о поддержке нефтеперерабатывающей отрасли нужно думать. «В итоге вопрос стоит просто: кто заплатит за модернизацию устаревших украинских НПЗ — потребитель или все же собственник? — заявил президент ПАО «Концерн Галнафтогаз» Виталий Антонов.  — Так вот, при введении пошлин модернизация ляжет на потребителя, а при сохранении конкурентной среды собственникам заводов придется проводить модернизацию за счет своих или привлеченных средств». Кстати, Леонид Косянчук отметил, что доходы нефтяных компаний России, владеющих нашими заводами, сопоставимы с бюджетом всей Украины. Тогда возникает вопрос: почему за модернизацию их заводов должны платить рядовые украинцы?

РЕКЛАМА

Есть еще один аспект — социально-экономический. Эксперты небезосновательно прогнозируют, что вслед за подорожанием горючего взлетят цены на хлеб, молоко, мясо и прочие продукты питания. Значит, будет новый виток инфляции.

Стоит напомнить, что Украина уже работала в условиях, которые вновь предлагают в Минэнергоуглепроме. Ведь до 2005 года в нашей стране действовали заградительные импортные пошлины. По словам директора компании «Консалтинговая группа А-95» Сергея Куюна, тогда зарубежное топливо почти не ввозилось в страну, а рынок наполнялся за счет горючего, изготовленного на украинских НПЗ, приватизированных в основном российскими компаниями. Однако все мы помним загадочные скачки цен, огромные очереди на заправках, талоны на бензин и жесткие ограничения объемов заливаемого в бак топлива. Чтобы решить проблемы, правительство с 2005 года отменило пошлины на импортное топливо, рынок стал открытым, и бензиновый дефицит сразу же исчез и потребитель получил возможность покупать бензин евро-пейского качества. Да и цены стали зависеть не от прихоти нефтяных компаний-монополистов, а от стоимости черного золота на мировом рынке.

646

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров