«Ортопед Виталий Веклич через проколы рассек и заново срастил кости голени, изменив лишь точки опоры. Теперь я даже танцевать могу»
— В студенческие годы я участвовала в лыжных соревнованиях — прыгнула с трамплина, упала и получила серьезную травму, — рассказывает Лидия Самойленко (на фото справа). — Из-за нее мне удалили мениски на обеих ногах. Сначала все шло нормально. Я человек активный, подвижный, поэтому ноги не берегла. Да и как было беречь? Вырастила четверых детей. А работаю уже много лет в ресторане «Чумацький шлях» под Киевом — встречаю гостей, веселю, да все с украинскими народными шутками-прибаутками, веду обрядовые праздники. Пою, пляшу, словом, дарю людям радость и очень люблю свою работу. И вот лет шесть назад у меня начали болеть колени, просто вытерпеть было невозможно. Принимала обезболивающие, препараты, которые якобы восстанавливают хрящевую ткань, — безрезультатно. Ноги стали кривыми, ходила, как утка, переваливаясь. В больницах лежала, на курорты ездила, к лучшим киевским специалистам обращалась — а они в одну душу: надо заменить коленные суставы искусственными, иначе придется в инвалидное кресло сесть. Показали мне эти суставы — коленные чашечки металлические. Очень тогда испугалась
Я к целителям, к бабкам Столько слез пролила, денег истратила, а главное — столько времени потеряла! Поняла это, только когда меня руководители нашего ресторана познакомили с ортопедом Виталием Векличем. Он провел мне операцию сначала на одной ноге, а через год — на второй. Готова об этом чуде исцеления рассказывать всем, у кого ноги болят. Доктор через проколы подпилил кости голени и поставил сверху, над кожей, аппарат внешней фиксации — металлическую конструкцию с шурупами, чтобы удерживать кость в правильном положении. Первый месяц ходила с костылями и лишь чуть-чуть наступала на ногу. А через два месяца уже смогла нормально ходить и главное — колено совершенно перестало болеть. Затем такую же безболезненную операцию Виталий Веклич сделал на второй ноге.
Прошло уже два года, но я не перестаю благодарить Бога за то, что направил меня по правильному пути, в церкви ставлю свечки за здоровье Виталия Викторовича и благополучие его семьи. Он стольким людям уже помог и еще поможет! Жаль, что не все о его методе знают. Врачи просто не верят, что такое возможно, никакого интереса не проявляют. Им это, наверное, просто невыгодно.
«Маме сказали, что она либо должна пересесть в инвалидное кресло, либо заменить коленные суставы искусственными — мол, другого выхода нет»
С Лидией Ивановной и ее дочкой Юлией мы встретились, когда они были «при исполнении». Видишь этих нарядных жизнерадостных женщин — и появляется ощущение праздника.
— Сегодня просто невозможно представить, как тяжело давался маме каждый шаг и как она отчаялась, услышав приговор врачей: «Вы должны либо пересесть в инвалидное кресло, либо заменить коленные суставы искусственными», — рассказывает Юлия Самойленко. — Я каждый день молила Бога, чтобы нашелся какой-то другой вариант. И когда мама уже смирилась и сообщила своему руководителю, что собирается на операцию по установке эндопротезов, он рассказал ей свою историю и познакомил с доктором Векличем.
— Девять лет назад этот врач и меня спас от инвалидности, а может, и от смерти, — вспоминает совладелец ресторана «Чумацький шлях» Сергей Дорошенко. — Из-за открытого перелома бедра меня положили на вытяжение в больницу «Феофания». Травма была очень тяжелой — кости сместились, рана нагноилась. Состояние ухудшалось, а врачи просто не знали, что делать. Тогда друзья перевезли меня в клинику Виталия Веклича, и он сделал операцию — сложил кости и закрепил их аппаратом внешней фиксации, назначил процедуры, чтобы снять воспаление. Я стал быстро поправляться и вскоре смог ходить. Позже многие мои знакомые с разными травмами обращались к Виталию Викторовичу, и я ни разу не слышал, чтобы он не сумел помочь. Поэтому я был уверен, что лучшего доктора для Лидии Самойленко не найти.
— Так случилось, что меня пригласили в Германию, а на ноге в то время еще стоял металлический аппарат, — говорит Лидия Ивановна. — Но он мне совершенно не мешал ходить. Я совсем не хромала, юбки у меня не короткие. Выступала, общалась, а когда все же речь зашла о медицине и я показала свою ногу, все были поражены. Ведь в других странах, так же, как у нас, многие люди страдают от артроза, но им сразу ставят искусственные суставы и о других методах там знать не знают. Кстати, к Векличу на операцию приезжает много иностранцев — сама видела.
Виталий Веклич оперирует и взрослых, и детей с разными диагнозами. Врач действительно делает чудеса. И главное — минимальная травматичность операции при максимальном эффекте. Чаще всего даже инструменты, которые применяют в ходе вмешательства, разработаны доктором Векличем и выполнены по его чертежам. Для него не проблема вырастить кость, которая стала у человека короче из-за травмы, или исправить врожденный дефект, например, выровнять и удлинить кривые ноги. Бывает, достаточно одной операции, чтобы срастить кости, не заковывая пациента на несколько месяцев в гипс. Но если речь идет о серьезных врожденных заболеваниях, Виталию Викторовичу приходится проводить вмешательства поэтапно, пока ребенок растет. В частности, есть пациенты, которым Веклич удлинил неразвитую кость бедра на 30-40(!) сантиметров. Стать практически здоровыми, а не остаться инвалидами на всю жизнь, этим детям можно было помочь только тем методом, который применяет доктор Веклич. Подробнее об операциях можно узнать на сайте www. ladisten. com или позвонив Виталию Викторовичу по телефону (044) 459-21-22.
«Когда у человека разрушается хрящевая ткань и возникает деформирующий артроз, необходима операция — препараты способны лишь на время снизить боль»
В малотравматичных операциях не меньше нуждаются и пожилые люди. Они чаще всего обращаются в клинику, жалуясь на боли в коленных и тазобедренных суставах.
- Коленные суставы обычно начинают тревожить человека, когда у него разрушается хрящевая ткань и возникает такое заболевание, как деформирующий артроз, — говорит руководитель клиники «Ладистен» ортопед Виталий Веклич (на фото). — Боль буквально изматывает, препараты способны лишь на время снизить болевой эффект. Тогда предлагается операция по замене сустава. В Украине их начали выполнять лет 15 назад. Это сложное «кровавое» вмешательство с высоким риском осложнений. Мне же почти 20 лет назад попалась на глаза статья ортопедов, работающих в Кургане, в клинике, которой тогда руководил известный в мире профессор Илизаров и в которой я стажировался. Так вот, врачи утверждали, что благодаря коррекции положения кости с применением аппарата Илизарова удается в 90-95 процентах случаев получить отличный результат: человек начинает нормально ходить и его не беспокоит боль. Мне как ортопеду казалось, что это преувеличение и поверить в него просто невозможно. Но идея заинтересовала — и я начал сам проводить такие операции, используя при этом свои методы. Суть идеи сводится к тому, чтобы вернуть в правильное анатомическое положение сместившиеся из-за нагрузки кости и суставы, восстановить линию: головка бедра — центр коленного сустава — центр голеностопного сустава.
- Как это сделать?
— Готовясь к операции, моделирую нагрузку. Само вмешательство проводится под рентгеном, но длится меньше получаса. Многолетний опыт подсказывает, где и как частично рассечь кость, чтобы выровнять ее. Затем через несколько отверстий закрепляю кость в нужном положении с помощью аппарата внешней фиксации. Он будет стоять, пока не образуется и не затвердеет хрящ. Но все это время пациент может передвигаться. Аппарат почти не осложняет его жизнь.
Жаль, что государство не интересуется подобными методами, не заключает договоры с хорошо зарекомендовавшими себя частными клиниками, в которых пациентов буквально лишают права на инвалидность. Разве выгоднее десятилетиями платить пенсии по инвалидности, тратить на них значительную часть государственного бюджета? Эти деньги совершенно не улучшают качество жизни человека, продолжающего страдать от боли и невозможности нормально передвигаться.
На днях Виталий Веклич прооперировал 78-летнюю Нину Ивановну из города Сумы. Женщина 55 лет проработала в школе учителем математики. Боль в коленях в последние годы стала для нее огромной проблемой.
- Я всегда старалась следить за своим здоровьем: делала зарядку, двигалась, не переедала, но даже все это не уберегло меня от артроза, — говорит Нина Ивановна (на фото). — Когда начало болеть колено, об операции и не думала — пила биодобавки, ставила пиявки, лежала на корейской кровати Никакого эффекта. В Сумах врачи тоже считают, что не обязательно менять сустав, а можно изменить положение кости. Но чтобы это сделать, применяют совсем другую методику: разрезают ногу, выпиливают участок кости, на два месяца накладывают гипс. Я подумала: что станет с моими немолодыми мышцами, если они так долго не будут работать? Они же просто атрофируются.
О том, что в Киеве это можно сделать по-другому, я знаю уже семь лет, так как Виталий Викторович прооперировал мою коллегу Валерию, тоже учительницу. У нее оба коленных сустава были настолько разрушены, что женщина передвигалась лишь на костылях по квартире. Ноги просто висели, стоять на них Валерия не могла. У нее началась депрессия. Положение спасла ее бывшая ученица, которая пришла в гости и рассказала о том, как Веклич вылечил ее ребенка. Словом, семейный совет — муж, три сына — принял решение отправлять Валерию на операцию. Правда, один сустав был настолько разрушен, что его пришлось замкнуть (лишить подвижности). Теперь женщина, которой уже исполнилось 85 лет, ходит, работает на даче, боль в коленях прошла, а с ней улетучилась и депрессия.
Этот пример меня очень вдохновил, и я тоже с оптимизмом смотрю в будущее. Средства на операцию собрали дети, внуки, брат, друзья. Обойдется лечение не дороже, чем замена сустава, это точно. Да и никакие препараты пить не придется.
«Чтобы не пропустить врожденную дисплазию тазобедренного сустава, ортопед должен осмотреть ребенка еще в роддоме»
— Конечно, бывают ситуации, когда без операции по эндопотезированию не обойтись, — говорит Виталий Веклич. — Они сложны как для хирурга, так и для пациента, имеют много осложнений, и выполнять их можно, когда другие, более щадящие, методы не дали эффекта. Как-то ко мне обратилась 40-летняя медсестра, работающая в ортопедическом отделении областной больницы одного из городов. У женщины развился артроз и ей предлагали заменить сустав. «Почему же вы не согласились?» — спрашиваю у нее. — «Вижу, как часто возникают осложнения после операции, а затем, через несколько лет, люди приходят к нам вновь, так как ножка сустава расшаталась или случился вывих. Бывает, болевой синдром остается, поэтому всю жизнь приходится пить таблетки. Я так не хочу». Применяя щадящую методику, мы практически сразу избавляем пациента от боли, которая больше не возвращается.
- Почему у человека возникает деформирующий артроз, разрушаются суставы? Это неизбежно?
— Причин много. Это и естественное старение, и полученные в молодости травмы. А еще - незамеченная в детстве дисплазия тазобедренных суставов. Такой врожденный дефект (отсутствие или неразвитость впадины тазобедренного сустава) можно исправить, если обнаружили его еще в роддоме или в первые недели после появления малыша на свет. Тогда ребенку надевают специальные штанишки, делают массаж, чтобы сформировать суставную впадину.
В три месяца эти меры уже не помогут — применяют так называемый аппарат Гневковского. Это жесткая и неудобная конструкция, но и с ее помощью в течение нескольких месяцев можно избавиться от дисплазии. А вот дальше сделать это крайне сложно. Болезнь до поры до времени может протекать скрыто. Лишь утиная походка, которую принимают за вариант нормы, подскажет специалисту правильный диагноз. Но даже узнав о своей проблеме, многие не могут реально оценить ее опасность. А ведь именно дисплазия нередко приводит к вывиху бедра. Болезнь очень опасна, например, для беременных. Дело в том, что за несколько месяцев до родов у женщины размягчаются тазовые кости. Природа предусмотрела этот механизм, чтобы облегчить ребенку прохождение по родовым путям. Не многие знают, что женщина, у которой есть или была в детстве дисплазия, не должна рожать самостоятельно. Ей рекомендуется за два месяца до родов ограничить нагрузку — преимущественно лежать, а затем сделать кесарево сечение. Иначе осложнения возникнут сразу либо через несколько лет после родов. И такие случаи я видел не раз. К тому же предрасположенность к дисплазии может передаваться по наследству. Вот пример: из-за пропущенной дисплазии и естественных родов 31-летней женщине пришлось заменить два тазобедренных сустава искусственными. Так как маме поставили этот диагноз, семья очень переживала за ребенка, ортопеды с рождения наблюдали девочку, однако и у нее пропустили заболевание. Мне пришлось проводить коррекцию, когда девочке было 14 лет. Без такой операции угроза раннего деформирующего артроза была бы очень высокой, а сейчас все в порядке.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
3207Читайте нас в Facebook