Власть развязала руки «коммунальным» монополистам
В конце января Президент Виктор Янукович подписал закон, которым Верховная Рада разрешила закупать за государственные средства продукцию естественных монополий без применения тендерных процедур. Соответствующий закон № 2900-VІ внес изменения в статью 2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок». Теперь тендерные процедуры не касаются покупки:
– электрической энергии, ее поставки, передачи и распределения;
– природного и нефтяного газ и услуги по его транспортировке, распределению и поставки;
– тепловой энергии, ее поставки и транспортировки;
– услуг по централизованному отоплению, водоснабжению и водоотведению.
При этом встал естественный вопрос: как эти нововведения отобразятся на «коммуналке»?
Согласование и ничего более?
По мнению юристов, внесение поправок лишь согласовало разные законы. Ведь параллельно с законом «Об осуществлении государственных закупок» существовал закон «О природных монополиях». Нормы последнего предусматривают, что на рынке газа и электроэнергии конкуренция может вредить и удовлетворение спроса эффективнее производится при наличии одного поставщика. Согласование этих актов и ставил в качестве задачи автор проекта, как и «обеспечение стабильного и надежного функционирования энергетической отрасли Украины».
Сергей Ласиков, заместитель министра ЖКХ, заявил, что решение было принято исходя из интересов потребителей, позволив при этом «сэкономить время и деньги». «Наши предприятия в основном являются монополистами по предоставлению этих услуг. Наши бюджеты принимаются где-то в конце года. Бюджетные учреждения, которые потребляют те или иные коммунальные услуги, при получении этих услуг должны сделать заявление о тендере и полностью пройти всю эту процедуру. А кто и в соответствии с чем будет отапливать все это время? Данные изменения в закон позволили нам своевременно предоставлять услуги потребителям, в первую очередь тем, которые связаны со средствами государственного и местных бюджетов», – сказал он в комментарии «Багнету».
В том, насколько «бесперебойно» осуществлялось обслуживание клиентов, последний раз убедились украинцы в январе, в том числе киевляне. Многие из них, что называется, на «своих шкурах», ощутили снижение подачи тепла. Государственная компания «Газ Украины» приняла решение предупредить и отключить от газопотребления 12 предприятий теплокоммунэнерго за значительные задолженности перед компанией. Но кое-кто видит в этом связь. Ухудшение снабжения могло быть элементом шантажа, дабы ускорить принятие закона.
По мнению некоторых экспертов, власти выгодно узаконить статус монополистов, а отмена тендеров законодательно закрепляет закупки у «нужных» фирм, и по завышенным ценам, и оседание коррупционных «откатов» в карманах чиновников. Таким образом, есть основания полагать, что речь идет не только о согласовании законов, но и экономических интересов.
При этом многие не отрицают наличия у власти рациональных аргументов. Ранее продавцы-монополисты были вынуждены каждый раз доказывать чиновникам Министерства экономики тезис о невозможности закупки газа или света у других компаний из-за отсутствия конкурентов как таковых, а специалистам ведомства приходилось согласовывать тысячи сделок по процедуре закупки у одного участника по всей стране.
Откуда ждать ухудшения?
Эксперты, опрошенные «Экономической правдой» убеждены, что сам факт изъятия указанного ряда услуг из сферы действия закона о госзакупках может привести к росту цен на эти услуги для бюджетных потребителей.
Ранее, проводя тендер и осуществляя закупку у одного участника Минэкономики имело возможность контролировать ценообразование. А теперь предприятия-монополисты уже не будут вынуждены согласовывать с ведомством ни структуры тарифа, ни динамику ценообразования на свои услуги.
Единственной организацией, ограничивающий аппетиты монополистов осталась Национальная комиссия регулирования электроэнергетики, которая физически не всегда имеет возможность проконтролировать всех монополистов.
В результате стоимость воды, газа, тепла и электричества для населения и бюджетных организаций может быстро вырасти, особенно учитывая тот факт, что в бюджете этого года не предусмотрено расходов на компенсацию разницы в тарифах предприятий, предоставляющих коммунальные услуги.
В то же время в экспертной среде также бытует мнение, что сейчас существует мало оснований прогнозировать резкое подорожание ЖКУ для населения. И вероятно, подорожание услуг будет осуществляться без особого «сбоя» по тому же плану, который был намечен ранее, поскольку рынок и так находился во власти производителей, признанных естественными монополиями. Это же сказал «Багнету» экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко.
Тем не менее, под угрозой стоит осуществление одного из главных преобразований реформы ЖКХ – создание рынка ЖКУ.
В перспективе создание демонополизированного рынка еще больше усложнится и будет отложено на годы. По словам Кучеренко, вопреки всем обещаниям, в 2010 г. власть практически не сделала никаких шагов, направленных на усиление конкурентных механизмов в ЖКХ и последний шаг не является таким уж внезапным. «Определенные сдвиги наблюдаются лишь в сфере обслуживания придомовой территории.
Возникли частные фирмы, но для того, чтобы иметь возможность их выбрать, нужно создавать объединение совладельцев многоквартирных домов. А здесь, как известно, у нас наблюдаются определенные ментальные и организационные проблемы», – сообщил он «Багнету».
Как минимизировать негативное влияние монополизма?
Но даже если принять во внимание необходимость ликвидации тендеров, наличие политической воли правительства могло бы облегчить жизнь граждан. Возможные выгоды для потребителей по просьбе «Багнета» раскрыл директор «Института города» Александр Сергиенко.
Эксперт считает, что никаких новых опасностей принятый закон не принесет – они будут все те же. Главные проблемы содержатся в правовом регулировании ценовой политики. «Во-первых – производителям ЖКУ намного выгоднее тратить больше газа и энергии, поскольку все валовые расходы увеличивают себестоимость. С этой же целью покупаются дорогостоящее оборудование, топливо, берутся дорогие кредиты.
Во-вторых – власти устанавливают рентабельность, которая в Киеве, например, достигает 10%. Во Франции нормой стала нулевая рентабельность, где предприятия сферы ЖКХ могут получить доход лишь в случае снижения себестоимости продукции. Это стимулирует производителей, сохраняя тарифы на прежнем уровне, приобретать новое оборудование, внедрять новые технологии», – говорит он. В интересах потребителей было бы прекратить такую практику.
Кроме того, эксперт предлагает способ контроля за работой естественных монополий на примере столичного теплообеспечения. «Предприятие «Киевэнерго» поставляет тепло посредством 9 районов тепловых сетей. Можно было бы на базе каждого района зарегистрировать отдельные предприятия, у каждого из которых было бы свое руководство, – рассказывает Сергиенко. – На роль руководителей предприятия по результатам конкурса можно приглашать частные управленческие компании.
Компании могли бы предлагать свои условия покрытия платежей и тарифные планы. Если население будет удовлетворено качеством услуг, то управленцы получат возможность расширять свою власть и на другие районные предприятия. Таким образом, мы получим конкуренцию если не собственников, то хотя бы менеджмента».
Но захотят ли наши чиновники перенимать передовой европейский опыт, остается под сомнением. Ведь даже прямые указания Всемирного банка и Европейского союза, как оказалось, не указ и даже не совет. В преддверии подписания закона, ВБ и ЕС приостановили консультативные проекты по оказанию помощи Украине по разработке законодательства о государственных закупках. Глава представительства ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра назвал изменения неприемлемыми.
Что уже говорить о мнении рядовых граждан… И здесь иностранные консультанты оказались в более выигрышном положении. Им, по крайней мере, не придется ощутить на себе последствия шагов украинской власти.
547Читайте нас в Facebook
Источник: Багнет