«Через МАГАТЭ мы сообщили японцам, что, в каких количествах и зачем забрасывали в 86-м в разрушенный реактор»
- Международное агентство по использованию атомной энергии (МАГАТЭ) попросило у нас для японских коллег подробные сведения о том, какие вещества, в каком количестве и зачем мы забрасывали в 1986 году в разрушенный взрывом реактор, — сообщил «ФАКТАМ» начальник службы стратегического планирования Чернобыльской АЭС Виктор Кучинский. — Признаться, восстановить эту информацию во всех подробностях спустя четверть века после аварии на ЧАЭС оказалось делом непростым. Далеко не все, что было сброшено в реактор, принесло пользу. Поэтому пришлось дополнить документ комментариями, чтобы при ликвидации аварии на «Фукусиме-1» не повторяли наших ошибок.
— «Фукусима-1» — очень старая АЭС, ее проект разрабатывался еще в 1960 годы, а реакторы этой станции конструктивно хуже чернобыльских, — объясняет первый директор «саркофага» Георгий Рейхтман. — Узнав, что японцы попросили помочь в борьбе с аварией на «Фукусиме-1», я предложил оперативно собрать группу опытнейших чернобыльских ликвидаторов и выехать в Японию. Ведь я проработал на ЧАЭС 30 лет, с первого дня участвовал в борьбе с аварией и ликвидации ее последствий, строил «саркофаг». Сейчас я включен в особую группу, созданную при МинЧС Украины. Задача группы — анализ ситуации на аварийной японской станции, и разработка вариантов нашей помощи.
К сожалению, Япония предоставляет мало информации, по которой профессионалы могли бы составить четкую картину происходящего. Но из того, что нам известно, могу сказать: был шанс не допустить взрывов, выбросов радиации. Для этого следовало оперативно запустить насосы, которые подают в реакторы воду для охлаждения.
Генераторы, которые стоят на «Фукусима-1», вышли из строя, и японцы целых две недели тянули к АЭС электрический кабель, чтобы подать электроэнергию. Хотя рядом со станцией был американский авианосец — целая плавучая крепость, оснащенная мощными генераторами. Корабль мог бы подойти к АЭС, перебросить кабель и дать ток. Достаточно было запитать по четыре насоса на каждый реактор, и аварии удалось бы избежать. Но этого не сделали — авианосец ушел подальше от берега.
У Японии есть ведь и свои корабли, могли бы их задействовать. Или попросить помощи у России — корабль или подводная лодка Тихоокеанского флота подошли бы к «Фукусима-1» и дали ток. Но время упустили.
Думаю, люди, принимавшие решение, попросту растерялись. Главная их ошибка в том, что не обратились за помощью к другим странам — наступили на те же грабли, что и мы в 1986-м.
635Читайте нас в Facebook