ПОИСК
Украина

Достройка ракетного крейсера «Украина» с помощью России спасет николаевских корабелов от голода и нищеты

0:00 1 июня 2010
Достройка ракетного крейсера «украина» с помощью россии спасет николаевских корабелов от голода и нищеты
По мнению специалистов, заказы северного соседа помогут отечественному судостроению возродиться, а Украине — стать морской державой

Россия достроит ракетный крейсер «Украина». Он готов на 95 процентов, но завершить его строительство в одиночку наша страна не сможет, заявил Президент Украины Виктор Янукович на совместной пресс-конференции во время недавнего визита в Украину президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Это заявление обнадежило живущих впроголодь рабочих и инженеров Николаевского судостроительного завода имени 61-го коммунара. Они уже почти 20 лет поддерживают в рабочем состоянии корабль, который замер у причальной стенки предприятия, ожидая решения своей судьбы.

Старший брат «Украины» прошлым летом блокировал побережье Абхазии и не позволил кораблям НАТО войти в этот район

- Строительство крейсера началось в далеком теперь 1984 году еще по заказу Военно-Морского флота СССР, — рассказал «ФАКТАМ» генеральный директор судоверфи Игорь Козырев.  — Корабль спустили на воду в 1990-м. Сначала он назывался «Адмирал флота Лобов». Современное название крейсер получил после распада Союза, став собственностью Украины. Независимая республика достраивала его уже за счет собственного скудного финансирования.

Но военная доктрина страны изменилась. Оказалось, что отечественным военно-морским силам по причине отсутствия вероятного противника не нужен такой мощный и дорогой корабль. Хотя события конца лета прошлого года показали, что и Черное море способно превратиться в очаг напряженности, если вовремя не навести порядок. Что и сделал построенный также на 61-м заводе головной крейсер той же серии «Москва». Он в разное время блокировал побережье Абхазии, обстрелял Кодорское ущелье, потопил грузинский торпедный катер и не позволил кораблям НАТО войти в этот район.

РЕКЛАМА

Чем же интересен крейсер «Украина»? Каковы его размеры и тактико-технические характеристики? Длина — 187 метров, наибольшая ширина- 28 метров, осадка при полном водоизмещении (загрузке) — 6,25 метра. Мощность газотурбинной установки — 11 тысяч лошадиных сил. Скорость — 32 узла, то есть около 60 километров в час. При средней скорости 18 узлов (один узел — количество морских миль, пройденных за один час.  — Авт. ) дальность хода крейсера составляет более 7000 миль (1 миля равна 1852 метрам.  — Авт. ). С полным запасом продовольствия и топлива он может находиться в автономном плавании 30 суток. Экипаж — офицеры, мичманы и матросы — более 500 человек.

По вооружению крейсер можно назвать плавучим дивизионом ПВО. Установленный на его борту зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф способен сбивать воздушно-космические цели на расстоянии 5-150 километров. Специалисты утверждают, что созданный еще в советское время российский ЗРК С-300 лучше американского «Пэтриота». Не зря американцы в своей классификации нарекли его «горгульей» (драконоподобная змея, обитавшая согласно легенде во Франции, в реке Сене. Считалось, что каменные изваяния горгулий на стенах средневековых замков охраняют их от врагов.  — Авт. ).

РЕКЛАМА

Крейсер стоил 130 миллионов советских рублей — примерно как две тысячи автомобилей «Жигули»

Для стрельбы же по мощным военно-морским группировкам противника, включая авианосные, предназначены 16 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Базальт». После залпа восемь ракет, названных конструкторами оружия «волчьей стаей», уходят по направлению к цели, которая может находиться на расстоянии до 550 километров. Ведущая ракета, или ракета-вожак, летит на высоте до пяти километров, ищет цель и передает информацию своим товаркам, крадущимся на малой высоте, 40-50 метров, где их невозможно своевременно обнаружить.

Выбрав самую крупную цель, «вожак» передает ее координаты ракете, на которой находится спецбоеприпас — ядерная боеголовка весом 350 килограммов. Остальные цели распределяются между другими «членами стаи», оснащенными фугасно-кумулятивными боеголовками весом от 500 до тысячи килограммов.

РЕКЛАМА

Ракеты держат между собой связь в диапазоне радиочастот, который противник не может запеленговать. Они защищены также системой активных радиопомех, не позволяющих радиолокационным станциям противника видеть их.

Но если «вожака» — самую заметную для локаторов противника ракету — вдруг все-таки собьют, его место, согласно электронной программе, автоматически займет вторая, третья ракета, которые в конце концов доведут носитель с главным боеприпасом до цели. Более близкие мишени можно поражать при помощи двух пятитрубных торпедных аппаратов и 130-миллиметровых артиллерийских систем главного калибра.

Увы, было время, когда крейсер, плод труда десятков тысяч людей, оказался никому не нужным, устаревал физически и морально. Его даже хотели порезать на металлолом. Но на разборку потребовалась сумма, составляющая около 70 процентов стоимости корабля! А стоил он по первоначальной смете 130 миллионов советских рублей — примерно как две тысячи автомобилей «Жигули».

В 90-е годы тяжелая ситуация сложилась во всем отечественном машиностроении и на предприятиях оборонной промышленности. Хотя в недалеком прошлом завод имени 61-го коммунара, основанный 222 года назад фаворитом царицы Екатерины Григорием Потемкиным и давший жизнь городу Николаеву, был одним из крупнейших и лучших в отрасли.

Сейчас здесь осталось тысячи полторы инженеров и рабочих. Да и те из-за отсутствия заказов и работы не получают зарплату. Практически нищие люди недовольны ни жизнью, ни властью.

Во время акции протеста, состоявшейся минувшей зимой, самые ярые оппозиционеры сожгли перед зданием областной администрации чучела министра промышленной политики Украины (уже бывшего) и генерального директора завода Игоря Козырева. Игорь Павлович, работающий в судостроении с 1975 года, считает, что акции организовали, так сказать, профессиональные революционеры — люди, использующие любой повод, чтобы создать конфликт, напряженность в коллективе для собственного самоутверждения. Слава Богу, до личных угроз не дошло.

Аналогичное тяжелое положение еще недавно наблюдалось и на Херсонском судостроительном заводе, пока туда не пришел известный российский инвестор Владимир Новинский. Теперь ситуация улучшилась, люди работают и получают зарплату.

Игорь Козырев возлагает большие надежды на то, что после недавнего визита президента России Дмитрия Медведева в Киев наш северный сосед выделит средства на достройку крейсера «Украина». Это позволит украинскому предприятию вернуть долги по зарплате, выплатам в бюджет и остаться на плаву.

520

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров