За рубежом можно купить настоящую опошнянскую свистульку с поддельной надписью на английском «Привет из Дании»
25 лет назад в поселке городского типа Опошня Зеньковского района Полтавской области открылся музей-заповедник украинского гончарства, получившего со временем статус национального. Его основателем стал доктор исторических наук, заслуженный деятель науки и техники Украины Олесь Пошивайло, исполнивший волю своей бабушки, известной опошнянской рисовальщицы Евдокии Даниловны, которая просила сохранить для грядущих поколений то, что испокон веков создавали местные мастера.
Наследника знатного гончарного рода очень беспокоит нынешнее состояние… глиняной игрушки. На фоне глобальных мировых катаклизмов это не Бог весть какая проблема, но, оказывается, не такая уж и пустяковая. «Это вопрос национальной безопасности и государственной независимости Украины, потому что будущее формируется в головах наших детей, а не сегодняшних политиков. Сохранить национальную игрушку — значит, сохранить свою национальную идентичность», — считает Олесь Пошивайло.
«В обмен на закрытие отечественных фарфоровых заводов представители китайских производителей платят их руководителям огромные деньги»
— Любая игрушка, которая производится за пределами Украины, отражает этнические особенности другого народа, — рассказывает Олесь Пошивайло. — И если наши дети играют чужими барби, кенами, братсами, они воспитываются на чужих традициях. Цвет кожи, овал лица, разрез глаз, форма носа, губ — все это формирует у ребенка определенные стереотипы восприятия человека. И когда он вырастает, то положительно воспринимает знаменитую американскую улыбку, например, и не воспринимает людей, живущих рядом. Они ему кажутся некрасивыми и даже чужими. То есть у подрастающих поколений уже заложено определенное отвращение к национальной культуре.
Увы, глиняные игрушки выродились в китчевые формы. В виде мужиков- пьяниц, разнузданных баб их скупают в основном иностранцы на сувениры… Все это создает негативный имидж украинской нации. Ни в одном государстве подобного нет.
Серьезных отечественных производителей детской игрушки, к сожалению, практически не осталось. Или же они не способны конкурировать с зарубежными. Сложившейся ситуацией не преминули воспользоваться предприимчивые китайцы. В последнее время они облюбовали Львов. Думаете почему? Обучаясь на кафедре керамики Львовской национальной академии искусств (кстати, лучшей в Украине), китайские студенты заодно занимаются… промышленным шпионажем. По наблюдениям преподавателей академии, они активно общаются с нашими художниками, керамистами, изучают национальные традиции, быт, рынок, чтобы затем поставлять сюда дешевые украинские товары, изготовленные в Китае.
Практически все фарфоровые заводы Украины, которые выпускали когда-то и игрушки, закрыты. Зато наш рынок завален дешевыми и зачастую опасными для здоровья мисками, тарелками и другими бытовыми товарами из Китая. На заводах рассказывают, что представители китайских производителей приезжают на предприятия и предлагают руководству такие суммы денег, которые они могли бы получить, работая на протяжении десяти лет! В обмен на закрытие завода. А сегодня эти предприятия сплошь и рядом частные, принадлежащие если не народным депутатам, то министрам, бизнесменам. Конечно, им выгоднее сразу положить большие деньги в карман, чем заниматься производством…
Иностранные антиквары скупают товар у предприимчивых украинцев
— Глиняная игрушка, имеющая очень давнюю историю, довольно скоро может исчезнуть, если ничего не предпринимать, — разделяет тревогу Олеся Пошивайло директор частного музея игрушки из Санкт-Петербурга Мария Марченко, участвовавшая в международной конференции, посвященной состоянию глиняной игрушки. — Чтобы творить что-то свое, нужно чувствовать почву, на которой живешь. Возможно, потому, что Опошня расположена далеко от крупных центров, это убережет ее от негативных влияний. Здесь живут настоящие мастера гончарного дела, сумевшие сохранить вековые традиции.
Кстати, в частном музее игрушки в Санкт-Петербурге выставлена целая коллекция глиняных свистулек, изготовленных опошнянскими гончарами.
Керамические изделия из Опошни высоко ценятся во всем мире. Известный коллекционер глиняных игрушек, председатель жюри международного биеннале игрушки, который проходит в Италии, немец Рольф Мари, посетивший Музей гончарства в Опошне, рассказывал, что много лет назад он привез из Дании глиняную опошнянскую свистульку, на которой было написано по-английски… «привет из Дании».
— В семидесятых годах прошлого столетия наш завод «Керамик» экспортировал в Данию свою продукцию, там ее хорошо знают, — объясняет Олесь Пошивайло. — Хотя завод еле сводит концы с концами, тем не менее кто-то, видимо, закупает там товар и возит в Данию (где существует большой антикварный рынок), сбывая его коллекционерам за приличные деньги.
В коллекции 69-летнего Рольфа Мари 15 тысяч экспонатов из более чем 60 стран мира. Специально для них он арендует квартиру в Франкфурте-на-Майне, но вскоре намерен продать свою коллекцию в один из московских музеев. И тогда ее наконец-то смогут увидеть желающие. Большинство из собранного Рольфом — глиняные свистульки. Их он начал собирать еще пятнадцатилетним подростком. В качестве менеджера крупной химической компании господин Мари объездил едва ли не весь мир и из каждой командировки привозил ценные экспонаты. В его немецкой речи русское слово «свистулька» звучит без акцента. Он без запинки выговаривает названия этой игрушки по-французски, по-испански, по-японски…
«Фонд Леонида Кучмы реально поддерживает талантливую молодежь»
В Опошне тоже есть своя коллекция местных керамических изделий. Она хранится в огромном подвале Государственной специализированной художественной школы-интерната «Коллегиум искусств в Опошне». Прошлым летом педагоги и учащиеся коллегиума провели колоссальную работу — обошли все заброшенные хаты в поселке в поисках глиняных глечиков, мисок, жбанов, игрушек. От разнообразия форм, размеров и оригинальных орнаментов просто дух захватывает. Теперь в подвал, который усилиями мастеров превратился в музей, водят экскурсии.
В коллегиуме — единственном в Украине заведении, учащиеся которого имеют возможность с самого детства получать профессиональное образование, обучаются будущие гончары и художники. Здесь каждый ребенок талантлив по-своему.
— Уже в первом классе шестилетние детки готовятся к лепке простеньких игрушек из глины. Это первое, чему они обучаются, — объясняет директор коллегиума Людмила Овчаренко. — С возрастом задачи усложняются. В средних классах дети умеют изготовить свистящих животных, а выпускники, что называется, уже мастера на все руки.
Коллегиум искусств в Опошне по праву считают центром развития духовной культуры — он поддерживает таланты не только своих учеников, но и творческой молодежи всей Украины и ближнего зарубежья. В последние четыре года в начале июля здесь традиционно проходят международные молодежные гончарные фестивали, участниками которых становятся россияне, белорусы, молдаване, румыны. На протяжении десяти дней они работают в мастерских. Лучшие из работ, представленные на последнем фестивале, экспонировались в Музее книги и печатания на территории Киево-Печерской лавры, а потом переехали в помещение президентского благотворительного фонда «Украина», который возглавляет Леонид Данилович Кучма.
— Когда мы готовились к проведению первого гончарного фестиваля, то разослали письма с просьбой материально поддержать нашу идею едва ли не во все благотворительные фонды, — вспоминает Людмила Овчаренко. — И откликнулись только в фонде Леонида Кучмы. Леонид Данилович сам приезжал в нашу школу с подарками, по его приглашению мы были у него с творческими работами. В общем, президентский фонд Леонида Кучмы — единственная организация в стране, которая реально поддерживает юные таланты. Он не только выделяет нам деньги на премии победителям фестиваля, но за его счет у нас обучался гончарному делу Денис Коломиец из Днепропетровской области. У парня, выросшего в бедной семье, тяжелый порок сердца. Денис очень талантливый мастер, он лепит из пластилина маленькие копии архитектурных шедевров мира. После обучения в коллегиуме парень получил возможность зарабатывать деньги.
* «Чистота звучания свистульки зависит от ее размера. Чем она меньше, тем звонче», — говорит мастерица Валентина Лобойченко
— Родители со всей Украины специально привозят сюда своих детей, чтобы они могли поработать с глиной, слепить свою игрушку, — замечает гончар Национального музея-заповедника украинского гончарстве в Опошне Валентина Лобойченко.
По моей просьбе Валентина Лобойченко показывает, как рождается маленькое чудо из глины. Надевает кусок мягкой серой глины себе на большой палец левой руки и начинает придавать ему форму. Постепенно на бесформенном куске появляются шея, рожки, ножки, и, наконец, я вижу козлика. Потом мастерица аккуратно выравнивает, заглаживает ему бока, после чего деревянной стекой подравнивает пустоту фигурки, оставшуюся от пальца. От этого зависит чистота звучания свистульки. Чем она меньше, тем звонче звучит. В самом конце делает два прокола по бокам — когда игрушка высохнет, на ней можно будет сыграть какую-нибудь мелодию.
— Посетители музея с удовольствием покупают наши сувениры, — говорит мастерица. — Они вносят в интерьер особый уют, умиротворение.
— Но они кажутся такими хрупкими. Как дети могут ими играть?
— Да, глиняные игрушки бьются и в этом проигрывают металлическим или пластмассовым, — отвечает Олесь Пошивайло. — Хотя в моем детстве других не было. Возможно, потому, что я рос в семье гончаров… Если глиняная игрушка разбивается — не страшно, потому что можно купить другую, они ведь дешевые…
Олесь Николаевич рассказал притчу о гончаре. Пришел гончар к Богу и говорит: «Мне приходится очень много работать, целыми днями не разгибаю спину, а заказов не уменьшается. Сделай так, чтобы мои творения не бились». Бог так и сделал. И гончар обанкротился. Снова пошел он Богу. «Верни все, как было», — попросил. С тех пор глиняные вещи бьются, а гончары всегда имеют работу. Конечно, если они настоящие мастера.
2403Читайте нас в Facebook