В гипермаркетах будущего можно будет находить товары с помощью мобильного телефона и расплачиваться за покупки отпечатком пальца
В Украину компания «Ашан» шла долго. В своем продвижении на восток — в Центральную и Восточную Европу — французы будто обходили стороной нашу политически и экономически нестабильную страну. Лишь в начале 2008 года, уже прочно обосновавшись в соседних Польше, Венгрии, Румынии и России, «Ашан» наконец открыл на столичной Петровке свой первый в Украине гипермаркет. За последующие три года число гипермаркетов компании в нашей стране достигло восьми, и сегодня «Ашан» не планирует останавливаться на достигнутом.
*Гипермаркет «Ашан» на столичной Петровке стал первой ласточкой французской компании в Украине
Газета «ФАКТЫ» стала одним из нескольких восточноевропейских СМИ, для которых компания «Ашан» организовала во Франции первую в своей 50-летней истории презентацию гипермаркетов будущего.
Париж — город контрастов
Париж. Город, где, перефразируя известную шутку, коренными бывают только зубы. Нет, конечно, коренных парижан вы еще можете встретить где-нибудь в закоулках Монмартра или Латинского квартала, но от них в этом городе уже, кажется, ничего не зависит. Париж «оккупирован» десятками тысяч туристов из всех уголков мира, штурмующими Лувр в поисках заветной «Моны Лизы», Эйфелеву башню и Собор Парижской Богоматери.
Париж шумен и многолик. В нем смешались цвета и языки. Сегодня столицу Франции из соображений политкорректности называют поликультурным городом. Когда-то, говорят, он был французским…
Наш путь, путь журналистов из трех стран Восточной Европы — Украины, России и Польши, лежит на север — в Лилль, где настоящая Франция отражается не только в витринах узких улочек и витражах величественных соборов, но и в глазах неприметных, на первый взгляд, горожан, коротающих вечер в уютных кафе с бокалом вина и свежим номером местной газеты с громким названием «Голос Севера». Здесь, в пригородном Круа, вдали от шумного Парижа, расположена штаб-квартира компании «Ашан».
Как превратить поход в магазин в комфортный отдых?
В июле 1961 года в пригороде Лилля Рубе, в квартале с поэтическим названием Высокие поля (Hauts champs), открылся небольшой — площадью всего 600 квадратных метров — супермаркет. Вряд ли мог предполагать тогда 30-летний коммерсант Жерар Мюлье, взявшийся за относительно новый для Европы бизнес, что уже через 10 лет его компания со странным названием «Ашан» (сознательно «исковерканное» словосочетание Hauts champs) и с птичкой малиновкой в качестве символа завоюет Францию, а спустя 50 лет станет одним из 12 крупнейших мировых дистрибьюторов продовольствия, накрыв сетью гипер- и супермаркетов 12 стран мира.
Сегодня «Ашан» развивает свою деятельность в пяти основных направлениях — гипермаркеты, супермаркеты, недвижимость (компания «Иммошан»), банковское дело (банк «Аккор») и интернет-коммерция. В то же время компания активно развивает такие направления, как туризм (совместно с туристическими компаниями), мобильная телефония (во Франции, Италии, России «Ашан» является одним из операторов мобильной связи), магазины предметов домашнего обихода «Алинеа». Украинцы же пока знают «Ашан» преимущественно только как сеть гипермаркетов.
Главным приоритетом в деятельности «Ашан» в Украине является улучшение покупательской способности и — как следствие — качества жизни все большего количества клиентов компании. Чтобы оценить, насколько выгодно гипермаркет «Ашан» отличается от любого другого, нужно просто хотя бы один раз его посетить (благо теперь это можно сделать не только в Киеве, но также в Донецке, Запорожье, Львове и Кривом Роге). Но во Франции понимаешь, что гипермаркеты компании здесь и в Украине — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Хочется надеяться, что только временно. Неизменным во всех странах присутствия «Ашана» остается лишь подход к потребителям. Компания следует однажды когда-то давно установленному правилу: процесс совершения покупки должен быть для потребителя комфортным отдыхом. Именно на это направлены новейшие разработки специалистов «Ашана». В Украине их пока внедрено немного, а вот во французских магазинах компании есть чему удивляться.
Например, вы не хотите терять время в ожидании, пока «хозяйка кассы» (так здесь называют привычных нам кассиров, которые, однако, наделены большими полномочиями) отсканирует для оплаты всю гору товаров из вашей большой тележки. Тогда при входе в магазин возьмите со стеллажа портативный сканер и в процессе покупки сами сканируйте штрихкоды выбранных вами товаров, а потом на кассе лишь предъявите сканер и оплатите указанную на его экране общую сумму.
* Взяв на входе в магазин специальный сканер, покупатель самостоятельно сканирует штрихкоды выбранных товаров и на кассе оплачивает общую сумму, высвеченную на экране устройства. Это значительно экономит время
Возможно, уже в следующем году «Ашан» внедрит (пока только во Франции) вообще революционную новинку — систему оплаты товаров с помощью… отпечатка пальца. Это новшество предназначено для владельцев платежных банковских карт, у которых при оформлении карты в банке будут брать отпечаток пальца. Расплачиваясь за покупку, достаточно просто приложить к сенсорному датчику на кассе палец — и сумма будет автоматически списана с вашего банковского счета.
Но эта система — пока лишь перспектива. А вот разработанное «Ашаном» программное обеспечение для смартфонов, которое можно будет закачать с сайта компании, станет доступным уже осенью нынешнего года. После загрузки ваш телефон превратится в навигатор, с помощью которого можно узнать, например, где расположен ближайший к вам магазин «Ашан», а внутри самого магазина — определить свое местонахождение и место расположения нужного вам товара (функция очень полезная с учетом того, что гипермаркеты «Ашан» во Франции имеют площади до 18 тысяч(!) квадратных метров). Кроме того, ваш смартфон будет функционировать как сканер: достаточно, например, просто навести его на… картинку с изображением продукта в печатном каталоге «Ашан», и вы получаете полную информацию о товаре — о его цене, производителе, содержании в продукте сахара, соли, жиров и т. п. и даже сможете ознакомиться с рецептами приготовления блюд из этого продукта.
«Хорошее питание ради лучшей жизни»
Подумал «Ашан» и о тех, кто не любит ходить по магазинам или по каким-то причинам физически не может их посетить. Для таких людей разработаны программы «Ашан- Драйв» и «Ашан-Директ». Вы можете заказать то, что вам нужно (причем даже всего одну единицу товара — скажем, бутылку воды или зубную щетку), по интернету и в оговоренное время забрать свой заказ в специальном терминале, к которому удобно подъехать на автомобиле (»Драйв»). Или можете оформить интернет-заказ с доставкой на дом (»Директ»), но в этом случае, в отличие от первого, с вас возьмут плату за услугу.
Эти программы тоже еще в новинку даже для французов. Сегодня во Франции насчитывается всего 33 терминала «Драйв». Только недавно «Драйв» был запущен в тестовом режиме за пределами страны — в Италии. В следующем году «Ашан» планирует внедрить эту систему в России. «Директ» же «работает» пока только в пяти городах Франции — Париже, Лионе, Лилле, Марселе и Тулузе.
Но как бы ни были привлекательны предложенные потребителю инновации, они оказались бы обречены на провал, не будь главного — высокого качества товаров. В конце 1980-х «Ашан» начал производство продукции собственной торговой марки, тем самым сознательно поставив репутацию компании в прямую зависимость от качества товаров.
Любопытно, что каждый новый продукт питания, предлагаемый к производству специалистами «Ашана», сначала апробируется на сотрудниках самой компании. Если они дают добро, товар предлагают на пробу группе потребителей-добровольцев, отобранных по ряду параметров. И только в том случае, если по истечении определенного времени эта группа в итоге отдаст предпочтение новому ашановскому продукту, а не уже известному и пользующемуся популярностью аналогу других торговых марок, товар имеет шанс поступить в производство и затем в продажу. Ежегодно специалисты компании предлагают к выпуску около 500 наименований продуктов питания, и лишь десятая часть из них не проходит тестирование и не попадает на прилавки.
Во Франции 40 процентов реализуемых «Ашаном» продуктов питания — это товары собственной марки. И потребители отдают ей предпочтение не только из-за более низкой (в среднем на 20 процентов по сравнению с аналогами других марок) цены. Сегодня Европа держит курс на здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание. А кому как не компании «Ашан», которая является соучредителем французской Фундации Сердца и Артерий, изучающей, в частности, проблемы ожирения и диабета, заниматься пропагандой «правильных» продуктов питания. Вся продукция «Ашана» изготовлена по улучшенным рецептам, для которых специалисты компании находят оптимальное соотношение содержания соли, сахара, жиров и т. п. без ущерба для вкусовых качеств. В рамках реализуемой компанией «Ашан Франция» программы «Хорошее питание ради лучшей жизни» клиентам компании предоставлена возможность получать телефонные консультации диетологов и нутриционистов, а в центре по обслуживанию клиентов всегда можно узнать информацию о пищевой ценности тех или иных продуктов, аллергических рисках, связанных с их употреблением, и т. д.
Еще одно направление так называемого «глобального продовольственного проекта «Ашан» — пропаганда употребления в пищу овощей, фруктов и рыбы. Доказано, что употребление этих продуктов способствует предотвращению развития рака и сердечно-сосудистых заболеваний (во Франции, как и в Украине, последние являются основной причиной смертности населения). Ежедневно(!) с помощью информационных табло магазины компании «Ашан» проводят акцию «Покупка дня», рекламируя определенный фрукт, овощ или вид рыбы.
Особое внимание «Ашан» уделяет питанию детей. В конце 1990-х компания начала реализацию серии продуктов «Рик и Рок» (»Rik and Rok»). Это товары для детей возрастной категории от 6 до 10 лет. Отличает их не только улучшенная со ставкой на полезность рецептура, но и «удобность» для детей. Например, если это виноград серии «Рик и Рок», то родители могут быть уверены, что косточек в нем нет, если мандарины, то они наверняка легко чистятся, если помидоры, то это маленькие черри.
Кстати, детская тема вообще близка компании «Ашан». Одним из пунктов программы благотворительной деятельности «Ашан» в Украине является поддержка детских домов. Каждый из восьми действующих в нашей стране гипермаркетов компании шефствует над определенным детским домом. Несколько раз в год представители гипермаркета навещают своих подшефных. Естественно, не с пустыми руками…
Стабильность, стабильность и еще раз стабильность
Повторюсь, пока очень многое из того, что компания «Ашан» может предложить своим клиентам, для украинского потребителя недоступно. Когда же и мы наконец насладимся плодами цивилизации? Четкого ответа на этот вопрос у руководства компании «Ашан» пока нет. И понятно почему. «Для развития в Украине нам нужны три кита, — говорят в «Ашане». — Стабильное национальное законодательство, стабильная национальная валюта и приемлемые налоги». Даже небизнесмену понятно, что без этого — никуда.
Вот и французам хочется в Украине стабильности. Скорей бы уже…
Автор выражает благодарность начальнику отдела по подбору персонала коммуникации компании «Ашан Украина» Валентине Порохнявко за помощь в подготовке статьи.
1807Читайте нас в Facebook