ПОИСК
Интервью

Владимир Конкин: «Когда я приводил на студию Довженко своих близнецов, Леонид Быков играл с ними»

15:44 17 августа 2011
Владимир Конкин

Судьба Владимира Конкина тесно связана с Украиной. Дебютировал актер в харьковском Театре юного зрителя, затем последовали съемки в картине «Как закалялась сталь» на Киевской киностудии имени Довженко. Роль Павки Корчагина в этом фильме принесла артисту всесоюзную славу. В 1974 году Владимир Конкин был удостоен звания заслуженного артиста УССР. В Киеве актер прожил более пяти лет…

На пороге 60-летия Владимир Конкин в хорошей форме, бодр и энергичен. Обладает феноменальной памятью: вспоминает события своей жизни с точностью до числа.

«Я почетный гражданин украинского города Боярка»

— Владимир Алексеевич, как собираетесь отмечать юбилей?

 — Соберу в ресторане человек 25 — самых близких. Коллег-артистов среди гостей не будет. Те, кого хотел бы позвать, уже, к сожалению, умерли. Придут дети, родственники, несколько знакомых, которые поддержали меня после смерти моей супруги, — одним словом, узкий круг. Конечно, если бы был посостоятельнее, пригласил бы и Николая Павловича Мащенко — человека, который открыл меня в фильме «Как закалялась сталь». В Украине бываю практически каждый год. В прошлом году, к примеру, играл в спектакле с Людмилой Чурсиной. В нынешнем августе собираюсь сыграть в спектакле в городе Боярка, почетным гражданином которого являюсь. Там ведь есть и памятник, и музей Павке Корчагину.

РЕКЛАМА

— Вы родились в Саратове, там же закончили театральное училище. Как оказались в Украине?

 — Тогда ведь Украина не была отдельным государством. Мы все жили в СССР. В 1972 году я с отличием закончил Саратовское театральное училище. Посмотреть дипломные спектакли выпускников приезжали режиссеры театров со всей страны. Среди них оказался главный режиссер харьковского ТЮЗа Валерий Петров. Он и пригласил меня к себе в театр, пообещал главную роль, место в общежитии. 6 апреля 1972-го — чувствуете, какая память! (улыбается) — я прилетел в Харьков. И сразу же приступил к работе в спектакле «Свой остров». 4 мая — не прошло и месяца — в харьковский ТЮЗ пришли две телеграммы, которые перевернули всю мою жизнь.

РЕКЛАМА

*Владимир Конкин: «Я полон сил и энергии. Тем не менее понимаю, что шестьдесят — это уже не тридцать шесть. Но очень много хочется еще сделать»

Первая — из Киевской киностудии имени Довженко. Меня просили приехать на кинопробы. Речь шла о фильме «Как закалялась сталь». Признаюсь, я был изумлен, ведь никакого отношения к кино тогда не имел. Как меня нашли, понятия не имел! Спустя полчаса после того, как я купил билет на самолет, пришла вторая телеграмма — из Саратова. Сообщалось, что моя супруга Алла, с которой мы поженились на четвертом курсе по большой любви, родила мальчиков-близнецов Святослава и Ярослава. Этот день — 4 мая 1972 года — стал красной датой в моей жизни.

РЕКЛАМА

На следующий день я улетел в Киев. Здесь и выяснилось, как меня нашли. Оказывается, режиссер фильма «Как закалялась сталь» ездил по городам Советского Союза в поисках актеров-претендентов на главную роль в этой картине. Оказался в Саратове. А в училище нашем как раз повесили стенд с фотографиями выпускников. Среди них была и моя.

Вначале Мащенко предложил мне совсем маленькую роль — друга Тони Тумановой Лисинского. В эпизоде Лисинский должен был драться с Корчагиным. Вдруг Мащенко предложил мне прочитать какое-то стихотворение. Я прочел Маяковского — очевидно, с большим воодушевлением. Николаю Павловичу очень понравилось, и он меня тут же переутвердил на одну из главных ролей фильма — Дмитрия Цветаева, антипода Павла Корчагина.

На роль Корчагина тогда утвердили Колю Бурляева, но неожиданно ее получил я. Мащенко поразили мои неискушенные искренние глаза. Я ведь был совсем молодой, неопытный, чистый…

Решив поменять исполнителя главной роли, режиссер даже рискнул остановить производство фильма, хотя съемки уже шли два месяца.

— В 1973 году фильм показали по первой программе Центрального телевидения и вы, как говорится, проснулись знаменитым. Как впервые ощутили славу?

 — Хорошо запомнил этот момент. Показали две серии. А я как раз приехал в Москву. Шел по центру в зимней шапке, шарфе, пальто. Вдруг за спиной услышал шепот девчонок-школьниц: «Он!» — «Не он!» — «Точно он! Ну что ты?» Для меня все это было так неожиданно, что даже морозец пробежал по коже. Потом вдруг стало жарко. Я снял шапку, повернулся к этим шушукающимся девчонкам. До сих пор помню их широко открытые глаза и то, как они вдруг выдохнули одновременно: «Он!» Так я понял, что, наверное, уже знаменит (улыбается).

А потом начались многочисленные интервью. Первое я дал газете «Комсомольская правда». Корреспондент беседовала со мной два дня. Огромнейшая статья называлась «Есть такой парень!» В ней я рассказывал о своей жизни, о детях, увлечении зарубежной рок-музыкой… Публикация получила неожиданный резонанс. Буквально сразу же после ее выхода в редакцию примчался секретарь по идеологии и пропаганде ЦК комсомола со словами: «Что это?! Кто напечатал такое антисоветское интервью? Какую рок-музыку любит Корчагин — наш символ?» Журналистке и главному редактору вынесли выговор…

«В 26 лет купил себе черную «Волгу». 18 лет ездил на ней без прав! Их никто никогда у меня не спрашивал…»

— Частой спутницей славы является зависть. Вы ее на себе ощутили?

 — Безусловно! Зависть почувствовал, когда я в 1977 году, мне было 26 лет, купил себе черную «Волгу». На киностудии имени Довженко «Волгу» имел тогда только Быков. У него была белая.

— Свою «Волгу» вы приобрели на гонорары от фильма «Как закалялась сталь»?

 — На какие там гонорары! Съемки в фильмах никогда не приносили больших денег. Просто крутился с утра до ночи, как белка в колесе. Помимо съемок, участвовал в творческих встречах. Со мной ведь мечтала встретиться вся всесоюзная зрительская аудитория! Поэтому на машину я достаточно быстро заработал. Но тогда ведь какое время было: ты можешь иметь деньги, а попробуй-ка купи ее! Тем более черную «Волгу»! Для такой покупки нужна была разнарядка ЦК партии Украины. А когда приобрел, 18 лет ездил без прав — их никто никогда у меня не спрашивал!

— После блестяще сыгранной роли Павки Корчагина вас тут же пригласили в Москву в Театр имени Моссовета, а через полгода вы снова вернулись в Киев…

 — В Москве подвели с квартирой, а у меня ведь семья — она всегда стояла на первом месте! Многие артисты ради карьеры бросают в топку жизни самое дорогое. Я этого никогда не делал. В Киеве же сразу предложили квартиру, я пять лет работал на киностудии имени Довженко.

— Каким вам запомнился Леонид Быков?

 — Когда первый материал «Как закалялась сталь» Мащенко показывал худсовету, я, впервые увидев себя на экране, был в ужасе. Мне казалось, что все так нелепо! Выскочил из маленького просмотрового зала в коридор. Стал и вдруг за спиной услышал: «Что, молодой человек, курить хотите?» А я тогда не курил (и не курю до сих пор). Но почему-то ответил: «Да, хочу». Быков мне предложил сигарету. Я не знал, что с ней делать. Начал ее мять. А он мне и говорит: «Ну и не начинай». Помню все это, как сейчас.

Еще Леонид Федорович тогда сказал: «Володя, а ты комедийный артист». Я обалдел, ведь роль у меня была серьезная. Но Быков в одном из эпизодов (который в результате в фильм не вошел), сумел рассмотреть мою склонность к юмору. И через некоторое время предложил мне прочитать сценарий фильма «В бой идут одни старики» и сказал, чтобы я ориентировался на роль Кузнечика. Но Мащенко меня не отпустил, у нас ведь каждый день шли съемки. Даже в выходные! Роль Кузнечика, как известно, сыграл Сережа Иванов.

Еще запомнилось: когда я приводил на студию своих маленьких сыновей-близнецов, Леонид Быков играл с ними, изображая волка, а они были «зайчатами». Дети визжали от восторга! А в 1975 году, запуская картину «Аты-баты, шли солдаты…», Быков дал мне прочитать сценарий со словами: «Выбирай любую роль!» Я прочитал его с женой и тут же, часов в 12 ночи, дерзнул ему позвонить и сказал, что хочу сыграть Суслина. Он ответил: «Все, роль твоя!».

Работать с ним было настоящее удовольствие. А вообще после съемок в картине «Как закалялась сталь» существовал негласный приказ по Госкино о том, что актера Конкина не рекомендуется снимать в ролях, дискредитирующих образ Павла Корчагина. Много раз бывало: приезжаю на ту или иную студию, пробуюсь, все довольны, а потом приходит письмо, в котором написано: «До следующих встреч!» Долгое время не мог понять, в чем дело…

«Порой общаться с Высоцким было очень сложно. Я не понимал причин его странного поведения»

— А Владимир Высоцкий, с которым вы играли в фильме «Место встречи изменить нельзя», каким запомнился?

 — Мы контактировали исключительно по работе. Порой общаться с Высоцким было очень сложно. Я не понимал причин его странного поведения. То улыбчивый, добрый, хохмящий… А через пять минут мог вдруг стать грубым, уничижительным, не переносящим тебя на дух. Я и понятия не имел о его слабости, о том, что он баловался какими-то специфическими лекарствами. Удивлялся только, что Высоцкий абсолютно не пьет. Допустим, приходит ко мне в номер, посмотрит на бутылку вина и не притронется к напитку.

*На съемках «Места встречи…» в 1978 году Высоцкий, как вспоминает Владимир Конкин, был улыбчивым, добрым. А через пять минут мог стать вдруг грубым, уничижительным

Не раз я бывал у него дома. Он поставит свои последние записи на роскошной аппаратуре, угостит хорошим грузинским вином. Я сижу у него в кабинете, наливаю себе винцо и слушаю, а он то ли на кухне с Говорухиным общается, то ли по телефону говорит. Сам при мне никогда и капли не пригубил — меня это, конечно, изумляло. Но вопросов никогда ему не задавал. Я человек деликатный.

— В прошлом году вы потеряли супругу, с которой прожили 39 лет…

 — К тому, что стал вдовцом, никак не могу привыкнуть… Всегда говорю, что женат два раза: первый и последний. Моя дорогая Аллонька «сгорела» от страшной болезни в одночасье — ей было 58 лет. Уже второй год я один.

— К слову, выглядите моложе своих лет. Стройны, подтянуты…

 — Да, я поджарый, без брюха, улыбка полна зубов. Полон сил и энергии. Тем не менее понимаю, что шестьдесят — это уже не тридцать шесть. При этом очень много хочется еще сделать. К примеру, довожу до ума загородный дом, который мы с Аллой купили еще в советское время в Подмосковье. У меня ведь трое детей, пять внуков.

— Дети пошли по вашим стопам?

 — Нет. Сыновья — художники-реставраторы. Дочь София закончила юридический факультет университета. На третьем курсе вышла замуж, родила мне внучку, которой уже два года.

— Сегодня вы снимаетесь?

 — Не в чем. Как говорила Фаина Раневская, с которой я работал в Театре имени Моссовета, сняться в плохом кино — все равно что сделать плевок в вечность. Сейчас пишу. В «Литературной газете» постоянно публикуются мои рассказы. Отдал в издательство повесть, в которой описаны события в Ялте во время оккупации. Я ведь параллельно с театральным училищем закончил исторический факультет университета. К слову, пишу всю свою жизнь! С детства веду дневники. Поэтому, например, если мне нужно вспомнить происходящее на съемочной площадке в таком-то эпизоде фильма «Место встречи изменить нельзя», открываю дневники 1978-го и 1979 года.

— И сколько же томов у вас?

 — Практически на каждый год по тому! Если пропускаю, обязательно восстанавливаю события через день-два. Если все мои записи обработать, получится антология искусства за последние 40 лет. Привожу в порядок и свой огромный фотоархив. Это тоже занимает много времени.

Одним словом, скучать не приходится…

1731

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров