Летопись независимости: 1996
В Антарктиде открылась первая (и до сих пор — единственная) украинская научная станция «Академик Вернадский».
Весной правоохранители отрапортовали о задержании Анатолия Оноприенко, который признался в 52 убийствах, но не раскаялся в содеянном.
Совершенное в донецком аэропорту 4 ноября этого же года первое громкое убийство политика — народного депутата Евгения Щербаня — до сих пор не раскрыто, поскольку заказчик преступления не установлен. По одной из неподтвержденных версий, им мог быть Павел Лазаренко, которого в 1996-м Верховная Рада утвердила премьер-министром.
На летних Олимпийских играх в Атланте Владимир Кличко впервые стал чемпионом. До него олимпийское «золото» в супертяжелой весовой категории (свыше 91 килограмма) на протяжении 36 лет не выигрывал ни один белый боксер. А украинская гимнастка Лилия Подкопаева завоевала две золотые медали. Один из ее элементов — двойное сальто вперед с поворотом на 180 градусов — до сих пор не повторил никто из спортсменов, даже мужчины.
В 1996 году в Украине наконец появились Конституция и национальная денежная единица — гривня.
Виктор Мусияка: «Утром 28 июня с трибуны я сказал депутатам: «На часах семь утра, мне исполнилось 50 лет! Прошу вас, если меня кто-то здесь уважает, проголосуйте!» — и вышел из зала. Через несколько минут конституция была принята!»
«Конституционный процесс был непростой: с одной стороны, мы в парламенте готовили проект текста Основного Закона, а с другой стороны — с президентской, — готовился референдум по совершенно иному тексту Конституции, — рассказывал «ФАКТАМ» о том, как принималась Конституция Украины, народный депутат, представитель Президента в Верховной Раде Виктор Мусияка. — Заседание парламента началось утром 27 июня, но «сверху» была дана команда заблокировать работу Верховной Рады. По этому поводу существовала договоренность с национал-демократическими фракциями. Они долго пытались мешать работе, не регистрировались, но в 10 часов заседание все-таки началось, работа над Конституцией пошла. По трем особо спорным вопросам были созданы специальные согласительные группы, куда вошли представители всех групп и фракций. Например, группа по государственному языку. Тогда это было страшной проблемой — записать, что только украинский язык является государственным! Это невозможно было себе представить! А символика? Сине-желтый флаг, тризуб? А статус Автономной Республики Крым, а вопросы собственности…
* Национальный сине-желтый флаг наряду с другими государственными символами узаконила Конституция 1996 года
Мы закончили только к девяти утра 28 июня. Очень непростой выдалась ночь! Ведь половина зала — коммунисты. А нам для принятия решения нужно 300 голосов. Причем 100 из них — от «левой» части парламента. Так что голосование по некоторым статьям шло по два-три часа. Где-то с трех часов ночи до семи утра мы не могли прорваться через вопросы символики, государственного языка и статуса Крыма. К семи часам мы уже устали и охрипли, убеждая друг друга. Спикер Александр Мороз ставит статью на голосование — ничего не получается! А Михаил Сирота, уже совсем сорвавший голос, стоит и монотонно повторяет: «Я вас прошу, голосуйте, голосуйте…. Прошу, голосуйте…» Как сомнамбула. Вы представляете, 161 статья! И за каждую нужно собрать не менее трехсот голосов! Я тоже попросил слово и пошел к трибуне. Я не собирался убеждать своих коллег голосовать. Было ощущение, что нужно сказать что-нибудь другое. «Смотрите, — говорю я коллегам, — на часах семь утра, мне исполнилось 50 лет! Прошу вас, если меня кто-то здесь уважает, проголосуйте!» Кстати, дни рождения вместе со мной отмечали депутаты Мухин и Лавринович. После двенадцати ночи нас поздравили, шампанское принесли… Я сошел с трибуны и вышел из зала. Через несколько минут решение было принято!
В то время я жил в киевской гостинице «Москва», и мои родные приехали из Харькова специально, чтобы поздравить с юбилеем. Естественно, они ничего не знали о наших ночных бдениях, ведь мобильные телефоны тогда были редкостью. Домой я попал только к одиннадцати часам утра. И вдруг — стук в дверь. Открываю, а там принесли огромный букет от… Президента и поздравление с днем рождения».
Генерал Василий Крутов: «Весь тираж новых гривен решили доставлять морским путем. У меня до сих пор хранится паспорт моряка, где я значусь мотористом»
— Заказ на изготовление первой партии украинских гривен получили Канада и островное государство Мальта. Возглавить операцию по доставке банкнот, получившую кодовое название «Щит Украины», поручили мне, — вспоминал в одном из интервью «ФАКТАМ» генерал Василий Крутов, руководивший в те годы Управлением СБУ по борьбе с терроризмом. — С учетом того, что нужно было перевезти весь тираж новых денег сразу, доставлять ценный груз решили морским путем. Специалисты СБУ просчитали: это будет в три раза дешевле, нежели по воздуху. Для соблюдения секретности выбрали гражданский сухогруз «Петр Алейников» водоизмещением 24,5 тонны. Согласно нормам экипаж судна не мог превышать 40 человек, значит, заменив определенное количество моряков бойцами спецотряда, мы должны были взять на себя их «морские» обязанности. Все десять членов нашей команды были официально оформлены теми или иными специалистами. У меня до сих пор хранится паспорт моряка, где я значусь мотористом.
По легенде, сухогруз направлялся в Канаду с целью получения там разных деловых бумаг — бланков учреждений, образцов паспортов и так далее. Поскольку пустыми суда не ходят, «Петр Алейников» загрузили контейнерами, которые по пути мы выгружали в разных портах. О маршруте и других деталях операции знали высшее руководство страны, председатель СБУ, я с бойцами и капитан судна. Всем остальным членам экипажа подробности не разглашались.
— Какое и сколько оружия было на корабле?
— Его было ровно столько, сколько нужно для проведения именно такой операции. Могу лишь сказать, что нигде в декларации мы его не вносили и прошли незаконно с оружием на борту через весь мир.
…Когда уже вышли из Канады, четверо суток не встречали ни одного корабля. А на пятые — в огромном океане днем при отличной видимости чуть не столкнулись с венесуэльским сухогрузом, следовавшим в сторону Скандинавии. Каждый шел своим курсом, и вдруг вышли почти метр в метр в одну точку. Казалось, судно хотело нас протаранить: был момент, когда мы готовы были отражать пиратское нападение. Пришлось резко изменить курс и несколько миль идти бок о бок с иностранным кораблем.
На Мальте загрузили более двух десятков контейнеров с банкнотами достоинством 50 и 100 гривен. Их изготовила расположенная на острове фабрика ценных бумаг, принадлежащая англичанам. С представителями фирмы мне удалось побывать на фабрике. Ничего сверхъестественного. Помню, удивился, что Украина не смогла быстро развернуть такое же производство.
В конечный пункт — порт Октябрьское Николаевской области — пришли 30 сентября. Первые, кого увидели, — наши ребята из «Альфы», потом подъехали банкиры. Весь поход занял 49 суток.
Лилия Подкопаева: «Олимпийскую медаль я посвятила своей бабушке, которая привела меня в гимнастику»
«Перед Олимпиадой-1996 я была на соревнованиях в Израиле. Нас повезли на экскурсию к Стене Плача. И я написала записку, что хочу стать олимпийской чемпионкой, — признавалась в интервью «ФАКТАМ» Лилия Подкопаева, завоевавшая на Олимпийских играх в Атланте две золотые медали — в абсолютном первенстве и вольных упражнениях. — Очень хотелось, чтобы об Украине узнало как можно больше людей, чтобы об украинцах думали как о нации победителей.
*Из Атланты Лилия Подкопаева привезла два «золота»
Во время соревнований старалась концентрироваться на поставленной задаче и не отвлекаться ни на что другое… Я не прыгала выше своей головы — просто выполняла работу так, как меня научили. Уже на вольных упражнениях поняла, что должна выигрывать именно сейчас, так как другого такого случая мне не представится. После «вольных», спускаясь с помоста, главный тренер Олег Остапенко мне сказал: «Ну все. Я тебя поздравляю! Ты вторая». Я чуть не упала: «Как — вторая?! Я не могу быть второй!» В результате, когда на табло высветились оценки, мы увидели, что я получила самые высокие баллы.
До самого последнего момента не могла поверить, что моя детская мечта стала явью. Все было настолько нереальным, что я даже не знала, как на это реагировать. Когда стояла на пьедестале, звучал гимн нашей страны, поднимался украинский флаг. Я увидела американского президента Билла Клинтона и поняла, что на этих Олимпийских играх делали все возможное, чтобы триумфаторами стали американцы. И вот тут я сказала себе: «Мы — лучшие! Мы молодцы!» Меня переполняла гордость за Украину. Медаль я посвятила своей бабушке — Эвелине Михайловне, которая привела меня в гимнастику. Сразу после награждения меня пригласили в комнату для аудиенций, и я встретилась с Биллом Клинтоном. Но поскольку в то время не знала английского, то личной беседы у нас получиться не могло. Клинтон меня поздравил и пригласил принять участие в показательном туре по Америке».
Летопись независимости:1991, 1992, 1993, 1994, 1995…
1659Читайте нас в Facebook