Психолог Раиса Богуш: «Родителям не стоит «лепить» ребенка по своему подобию»
«И в кого он такой пошел? Вот я в его возрасте…» — недоумеваем мы, когда ребенок нас огорчает. «Вот молодец! Весь в меня! Я тоже в его годы…» — радуемся успехам и достижениям любимого чада. Почему мы так любим сравнивать своих детей с собой и расстраиваемся, если они не такие, как мы? Автор книги «Нестандартный ребенок» (ее до дыр зачитывали родители 80-х) Владимир Леви пытался донести до сознания пап и мам простую и очень важную истину: нет трудных детей — есть трудные родители. Они не могут понять, что личность каждого ребенка — уникальна. Ее надо… уважать, даже если кроха еще «в пеленках». Как этому научиться? Что делать, когда чадо требует исполнения желаний слезами и воплями? Какие игры быстрее приучат ребенка к детскому садику? На эти и другие вопросы наших читателей во время прямой линии «ФАКТОВ» ответила заведующая отделом Украинского медицинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы Раиса Богуш.
«На поведение детей часто влияет стрессовая ситуация»
— Здравствуйте, Раиса Васильевна! Вам звонит Валентина Викторовна из Николаева. У меня двое четырехлетних внуков-близнецов. Один из них в августе тяжело заболел (гнойный менингит), и после болезни его поведение резко изменилось — он стал непослушным, агрессивным. То выльет компот в тарелку с супом, то выбежит босиком на улицу. Как нам, взрослым, лучше себя вести?
— Думаю, вам необходима консультация детского невролога и психиатра. Врачи должны выяснить причину изменений в поведении малыша. Желательно также обратиться к психологу, чтобы с помощью тестов определить, не пострадал ли интеллект ребенка. При менингите часто удается избежать серьезных нарушений интеллектуальных функций, но у больного может страдать эмоциональная сфера или возникнуть невротическое расстройство. Возможно, на мальчика повлияла и стрессовая ситуация, в которой он оказался из-за недуга.
Что можно сделать дома? Постарайтесь наладить внуку четкий режим дня. Если малыш будет знать, когда и что ему нужно делать, он легче приспособится к прогнозируемой ситуации. Наберитесь терпения и не реагируйте бурно на выходки ребенка. Не кричите на него, но и не сюсюкайте, не читайте нотаций. Четко формулируйте свои требования и добивайтесь, чтобы мальчик их не игнорировал. Собирается бежать на улицу босиком — твердо скажите: «Пожалуйста, обуйся, а потом пойдешь».
Попытайтесь выяснить, на что ребенок реагирует резко и негативно. Возможно, он устал, проголодался или возникла ситуация, которая ассоциируется у него с чем-то неприятным. Наиболее типичные отклонения в поведении записывайте в «дневник нарушений поведения» — это поможет разобраться, почему мальчик так себя ведет.
— Можно ли давать ему легкое успокоительное?
— Думаю, что травяные чаи, например, с мятой, не навредят. Но с консультацией специалиста не затягивайте. У вашего лечащего невролога можете попросить направление в Украинский медицинский центр реабилитации детей с органическим поражением нервной системы (г. Киев, ул. Богатырская, 30) — мы занимаемся такими пациентами. Чтобы уточнить, когда лучше приехать на консультацию, перезвоните по телефону регистратуры: (044) 412-10-68.
— «ФАКТЫ»? Меня зовут Нина Митрофановна. Я живу в Киеве, внуку Назарчику девять лет. Дочка его трудно рожала, и до трех лет мальчик вообще не разговаривал. Сейчас, правда, болтает без умолку. Даже частенько берет телефон и делает вид, что с кем-то разговаривает…
— Иногда дети в определенном возрасте имитируют игру, разговаривая сами с собой. Малыши часто беседуют с куклами, мягкими игрушками. А старшие дети могут проигрывать какой-то сюжет в своем воображении, общаясь с невидимым собеседником. Спросите внука: «С кем ты разговариваешь? О чем?» Возможно, ребенок пробует таким образом осмыслить то, что его взволновало? Мы, взрослые, тоже ведь провозглашаем внутренние монологи. Попробуйте поиграть с мальчиком в «разговор по телефону»: он «звонит», а вы «отвечаете» — это может помочь выяснить, что происходит с ребенком.
— Меня тревожит, что он грызет ногти, а недавно вернулся со школы и оборвал обои. Вся семья в шоке…
— Многие дети из-за повышенной тревожности начинают грызть ногти или обрывать заусеницы. Привычку усугубляют завышенные требования к своему чаду, противоречивое воспитание. Побороть ее можно тогда, когда ребенок сам захочет справиться с проблемой и научиться контролировать ее силой воли. А пока формировать и укреплять мотивацию к преодолению привычки придется взрослым. Я вам советую договориться с внуком: если ты грызешь ногти меньше трех раз в день — получаешь поощрение, например, конфеты, а если больше — штрафные очки. Отмечайте выполнение договоренностей в календарике — это будет дисциплинировать мальчика.
Если вам удастся убедить внука, что руки можно держать спокойно на коленях или в карманах, это, возможно, снизит проявления нервозности. Также можно попробовать занять руки, скажем, мячиком для пинг-понга. Ситуация с обоями, которая вас встревожила, говорит о проявлении негативной реакции на что-либо. В девять лет личность более-менее зрелая. У ребенка может быть много переживаний, о которых не всегда хочется рассказывать.
«Родителям не стоит лепить ребенка по своему подобию»
— Это прямая линия? Звонит Евгения из Киева. Дочке четыре года. Меня волнует, что она замкнутая, неэмоциональная. Начала ходить на танцы, но когда я спрашиваю, нравится ли ей и прошу показать, что она умеет, слышу ответ: «Я устала и ничего не хочу». Приходится постоянно угадывать ее настроение, чтобы вместе порисовать, поучить буковки. Я в ее возрасте всем интересовалась, а она такая безучастная. С чем это может быть связано?
— Возможно, ребенок слишком перегружен. Вы, судя по голосу, активный человек, а у дочки более спокойный темперамент. Попробуйте воспринимать ее как личность. Не надо лепить ребенка по своему подобию: я хочу, чтобы ты была такой… Она такая, какая есть. Вам важно увидеть, какие черты можно развивать, чтобы приблизиться к желаемому образу. Кроме того, плохое настроение у девочки может вызывать какая-то конфликтная ситуация в коллективе — поинтересуйтесь этим у педагога.
— Может, отвести ее на прием к психологу?
— В любом случае консультация психолога не помешает. Специалист поможет разобраться, на самом ли деле у ребенка мало эмоций или девочка не умеет их выражать. Некоторые детки имеют, как мы говорим, бедный эмоциональный рисунок, но это не значит, что они не испытывают эмоций. Попробуйте понаблюдать за дочкой и выяснить, что вызывает у нее наибольший интерес. До пяти лет все обучение должно проходить в игровой форме.
Также подумайте над тем, как обогатить эмоциональные проявления ребенка. Выясните, понимает ли дочка чувства других людей. Даже малыши умеют определять, кто веселый, а кто грустный. Старшим доступно осознание и переходных, более сложных проявлений чувств. Обратите внимание на реакцию дочки, когда она видит, как один ребенок, например, забирает у другого игрушку. Спросите: «Как ты думаешь, что чувствует обиженный?» Попробуйте поиграть в эмоциональную экспрессию, устроив своеобразный кукольный театр: покажи, мишутка, как ты плачешь, а теперь — как смеешься. Это поможет ребенку раскрыться.
— К вам обращается Юлия из Черкасс. Моей дочке Лилечке один год и два месяца. Сейчас она спит днем — до и после обеда. Но меня беспокоит, что сон у нее очень чуткий и тревожный: 20-30 минут поспала — и вскакивает, плачет. Я стараюсь ее укачать, подкормить грудью, но подруги мне советуют не делать этого: мол, ребенок привыкнет. Что вы скажете?
— У маленьких детей часто бывает короткий и чуткий дневной сон. Связано это с тем, что идет созревание нервной системы. Малыши начинают получать больше впечатлений, новой информации, которую они перерабатывают во сне. Наверняка позже, когда малышка будет спать раз в день, ее сон станет крепче и дольше. Сейчас ребенок просыпается в фазе поверхностного сна, и для того, чтобы снова уснуть, требует привычный способ успокоения — мамину грудь. Вы правильно делаете, что подкармливаете дочку (лучше ей давать бутылочку с соской) и укачиваете — так дитя дольше поспит.
— Это прямая линия? Наталия Васильевна беспокоит. Я живу в Житомире. Моей дочке Кате в декабре исполнится три годика. Хотим ее к весне оформить в детский сад. Что надо делать, чтобы подготовить ребенка? Старший брат Кати Денис (он уже ходит в третий класс) с трудом привыкал к садику: каждое утро плакал так, что у меня сердце разрывалось…
— Первые дни и даже недели в детском саду — это драматичная ситуация и для ребенка, и для мамы. Иногда трудно понять, для кого более драматична: ребенок может поплакать пять минут, а мама не находит места целый день. Родители должны себя готовить к тому, что они не всегда будут самыми значимыми людьми в жизни дочки или сына. Если маме не удается справиться со своими эмоциями (а малыш это чувствует и тревожится еще сильнее), пусть его поначалу отводит в детский сад папа или бабушка. Можно даже попросить сделать это кого-то из дальних родственников или друзей, соседей (если они, конечно, регулярно общаются с вашей семьей). Наверняка ребенок не будет навзрыд плакать за «чужим» человеком…
Чтобы адаптация к новым условиям жизни прошла легко, приучайте дочку к правильному режиму дня загодя. Пусть в одно и то же время начнет вставать, завтракать, спать после обеда. Учите ее слушать и слышать слова, обращенные к ней, объяснив: все дети делают то, что говорит взрослый в детском саду. Важно, чтобы ребенок понимал и воспринимал «речевую инструкцию». Если сказано: «Вымой руки и иди завтракать», не надо ждать, пока тебя возьмут в охапку и потянут к умывальнику.
Малыш в два — два с половиной года должен усвоить слово «надо» и понимать: должны сидеть — значит, сидим. Поощряйте, если дочка воспринимает ограничения и понимает, зачем они нужны. Дети, как правило, хотят быть хорошими и стремятся, чтобы взрослые были ими довольны. Необходимо создать ситуацию, где мы показываем, что малыш ведет себя правильно, хорошо, и поэтому он — умничка.
Также важно развивать у девочки умения увидеть и услышать другого и соотносить свои интересы с потребностями других детей. Можно дома поиграть в игры по типу «твоя очередь — моя очередь», чтобы ребенок понимал, что кто-то тоже хочет играться. Это воспитывает терпение, уважение к другим. Привлекайте к игре старшего брата, но следите, чтобы он не подыгрывал малышке. Сделайте «участником» игры какую-то игрушку. Вводите игры с правилами: они помогут ребенку учиться понимать их, а главное — усвоить, что правила нарушать нельзя.
Дети в три года могут осваивать ролевые игры. Развивайте в малышке умение себя занять. Иногда родители жалуются, что сын или дочка не умеют сами играться, поэтому приходится отвлекаться от своих дел, чтобы поддержать игру. В таких случаях я советую немного поиграть с малышом, а потом сказать: «А теперь я буду готовить для нас обед, а ты приготовь его для своей куклы».
«После трех лет смотреть телевизор желательно не более часа в день»
— Добрый день! Звонит Ирина Григорьевна, город Днепропетровск. Мой пятилетний внук очень любит смотреть телевизор, причем все подряд — и развивающие мультфильмы, например, «Беби Эйнштейн», и всякие «страшилки» с «ужастиками». Что посоветуете делать: ограничивать время просмотра или выбирать тематику?
— Вряд ли сегодня можно отказаться от телевизора и компьютера. Да и нужно ли? Но родители должны четко осознавать: чем дольше ребенок проводит у экрана или монитора — тем меньше времени у него остается на развитие через живое общение, игру. Советую вам обращать внимание и на содержание передачи, и регулировать время просмотра. Почаще себя спрашивайте, чего мы хотим: чтобы мальчик развлекался, наблюдая за мультипликационным персонажем, бессмысленно бегающим и стреляющим, или чтобы узнал что-то новое, полезное, поучительное?
Попробуйте разобраться, почему внуку так нравится тот или иной мультфильм, с каким персонажем он себя ассоциирует. Это поможет понять, на кого мальчик хочет быть похожим, какому поведению стремится подражать. По поводу времени, проведенного перед телевизором, скажу следующее: в неврологическом центре, где я работаю, мы не устаем повторять всем родителям, что до трех лет — никакого компьютера, а телевизор — по минимуму. После трех лет телевизор можно смотреть не больше часа в день. Эти ограничения помогут маленькому ребенку параллельно научиться весьма важному умению — отказываться от удовольствия. Не секрет, что у многих деток после выключения телевизора начинается истерика из-за того, что они лишились удовольствия. Не надо уступать слезам и воплям — это может еще больше раззадорить ребенка.
— Раиса Васильевна, к вам обращается Оля из Николаева. Моя старшая сестра — переводчик с английского, и со своим сыном (ему сейчас три года) разговаривает одновременно на русском и английском языках. Племянник понимает их одинаково хорошо. Но мне приходилось слышать, что это вредно для ребенка: у него может возникнуть «каша» в голове. А вы как думаете?
— Некоторые специалисты утверждают, что двуязычие развивает интеллект маленького ребенка, другие — что не стоит начинать обучение языкам с раннего возраста. Думаю, необходимо ориентироваться на самого мальчика: если он хорошо воспринимает и русскую, и английскую речь, дифференцирует ее, общается — проблем быть не должно. Но я советовала бы вашей сестре сделать акцент на язык той страны, где семья собирается жить постоянно.
По поводу раннего развития ребенка родителям желательно проконсультироваться со специалистами. Сегодня даже для совсем маленьких детей есть много развивающих игр, обучающих методик, и у меня часто интересуются, какая самая лучшая. Я считаю, что главное — грамотно применять ту или иную методику, понимая, что мы хотим развивать в ребенке, для чего ему это нужно. Меня как-то удивили молодые родители, которые на консультации рассказали, что сыну, десятимесячному грудничку, включают звуки дельфинов. Спрашиваю: «Чему вы хотите научить ребенка?» Внятного ответа я не получила. Просто они где-то услышали, что это якобы развивает младенцев…
Подготовила Наталия САНДРОВИЧ, «ФАКТЫ»
3688Читайте нас в Facebook