«Простой киевский водитель узнал, что должен банку больше миллиона долларов»
Введение Национальным банком новых правил обмена валюты с обязательным копированием паспорта не на шутку встревожило общественность. Такой порядок создает не только массу неудобств, но и реальную опасность для граждан и их кошельков. Ведь скопление в банках огромного количества копий паспортов порождает соблазн использовать их для разного рода финансовых махинаций, которые могут обернуться трагедией для людей, обменивавших в банке валюту.
Минюст требует безотлагательно отозвать письма Нацбанка и отменить их как выданные с нарушением законодательства
На самом деле применяемый ныне порядок противоречит не только законам Украины и здравому смыслу. Даже в постановлении Национального банка, которым этот порядок введен, указано, что обмен валюты в пределах 50 тысяч гривен производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность. А требование, чтобы документ был непременно паспортом и чтобы с него обязательно снималась копия, появилось позднее — в письмах Национального банка, которые не являются нормативными документами.
На это обратил внимание министр юстиции Александр Лавринович, направив письмо председателю правления Национального банка Сергею Арбузову, в котором пригрозил отменить госрегистрацию постановления об изменении правил купли-продажи наличной валюты, если НБУ не отзовет свои требования о необходимости снятия копии паспорта при осуществлении указанных операций.
В письме министра говорится, что, изучив письма НБУ, Минюст пришел к такому выводу: Нацбанк «фактически изменил механизм осуществления валютно-обменных операций» и «предусмотрел ответственность за его нарушение».
Министр уточняет, что упомянутый механизм заключается в необходимости предоставления банку удостоверяющего личность документа для проведения его копирования и последующего хранения в документах дня банка. В то же время в постановлении, принятом НБУ, требование о хранении в документах дня банка копий страниц паспорта касается только операций на сумму более 50 тысяч гривен. Операции же на меньшие суммы осуществляются «только при условии предъявления документа, удостоверяющего личность, и отображения таких операций этим лицом в справках и квитанциях с указанием в них фамилии, имени, отчества лица», цитирует письмо сайт finance.ua.
В связи с этим Минюст «требует безотлагательно отозвать указанные письма и отменить их как выданные с нарушением законодательства». А «в случае невыполнения Нацбанком указанных требований Министерством юстиции будет рассмотрен вопрос об отмене решения о госрегистрации этой инструкции в соответствии с установленной законодательством процедурой», — говорится в письме.
Тем временем Национальный банк упорно делает вид, что не знает разницы между предъявлением документа и его копированием. Между тем такая разница существует. Нам довольно часто приходится предъявлять паспорт. Наверное, чаще, чем это принято в цивилизованных обществах, но так уж сложилось. Чиновники изучают документ, убеждаются, что он не фальшивый, идентифицируют личность и возвращают паспорт владельцу.
Теперь же лица, которые и госслужащими-то не являются и в банках занимают низшую ступень в иерархии, оставляют себе на память бесчисленные копии паспортов, которыми при желании можно воспользоваться для совершения преступлений.
«Чтобы не остаться без работы и сохранить здоровье родственников, женщина выплатила коллекторам более 30 тысяч гривен»
О том, как банки подчас пользуются копиями документов граждан, попавшими к ним в руки, мы беседуем с заместителем председателя третейского суда при Всеукраинской общественной организации защиты прав потребителей финансовых услуг Анатолием Соболевским.
— Может ли банк, располагая копией паспорта человека, оформить на него, например, кредит?
— Да. И, к сожалению, банки достаточно часто пользуются такой возможностью. Например, люди вдруг узнают, что на их паспорта оформлены кредитные карточки, с помощью которых кто-то взял кредит.
Был случай, когда человек, никогда не имевший дела с банками, обратился за кредитом. И вдруг ему говорят, что у него уже есть кредит. Он обслуживается, никаких задержек по нему нет. Но прежде чем брать новый, нужно погасить прежний.
Разобраться, откуда взялся заем, так и не удалось. Есть предположение, что это дело рук руководства предприятия, где работал человек. Когда фирме понадобился кредит наличными, руководители оформили на нескольких сотрудников кредитные карты. Ведь на предприятии есть все необходимые для этого документы, включая копии паспортов. По карточкам были получены нужные суммы. Затем кредиты гасились в срок, и сотрудники даже не знали, что являются заемщиками.
— В данном случае в результате незаконных действий предприятия и банка работник почти не пострадал (если не считать того, что он не смог взять кредит на свое имя). Но всегда ли так бывает?
— Далеко не всегда. Есть множество случаев, когда людям, никогда не бравшим кредитов, приходилось иметь дело с коллекторами. Вот один из самых известных: простой киевский водитель вдруг узнал, что должен банку более миллиона долларов.
— Где банк взял копию его паспорта?
— Человек получал через данный банк зарплату. Соответственно, в учреждении были все необходимые документы и образец его подписи. Правда, и в этом случае ситуация развивалась более или менее благополучно, поскольку банк счел разумным не судиться за эти деньги. Во-первых, совершенно очевидно, что даже при удачном решении суда такие деньги взыскать с водителя невозможно. У него их просто нет. А во-вторых, в ходе рассмотрения дела неминуемо возник бы вопрос, почему банк выдал такую колоссальную сумму человеку, который заведомо не мог ее вернуть.
— Были ли случаи, когда людям приходилось платить по несуществующим кредитам?
— К сожалению, иногда человек, поддавшись давлению, выплачивает требуемые деньги, лишь бы от него отвязались. Например, однажды к нам обратился гражданин, жена которого когда-то, учась в университете, получала стипендию по карточке. В банке осталась копия ее паспорта, и ею воспользовались для оформления фиктивного кредита. Как-то семья получила письмо от коллекторов, в котором сообщалось, что за женщиной числятся целых два кредита. Один на 50 тысяч гривен, другой на 25 тысяч.
Надо сказать, что найти «должницу» коллекторам оказалось непросто. Со времени учебы она сменила и фамилию (вышла замуж), и место жительства. Поэтому они прибегли к современным технологиям — разыскали ее через сайт «Одноклассники» и под видом кого-то из школьных знакомых выманили адрес и телефон. (Читателям на заметку: жулики могут использовать не только копию паспорта, но и любую информацию, которую удастся из вас вытянуть. Поэтому нужно быть осторожным и не сообщать свои данные случайным людям. — Авт.)
Затем коллекторы принялись донимать семейство по полной программе, как они это умеют. Убедить их в том, что человек вообще не брал никаких кредитов, не удалось.
Пострадавшие обратились за помощью к нам. Изучив документы, мы пришли к выводу, что это фальшивка, причем очень грубая. Махинаторы даже не потрудились сымитировать почерк. Поэтому очевидно было, что «должница» этих документов не заполняла.
Мы обратились с жалобой в прокуратуру. Ее работники начали расследовать дело. Тогда коллекторы якобы пошли на попятный. Один из руководителей фирмы пригласил женщину на встречу и сообщил, мол, изучив документы, убедился: она действительно не имеет отношения к данным кредитам. Заверил, что прекрасно понимает ее ситуацию, поругал жуликов и пообещал, что коллекторы не станут больше ее беспокоить. «Но прежде чем совсем закрыть дело, нужно, чтобы нам подтвердили, что вы действительно честный человек. Дайте нам координаты людей, которые вас хорошо знают». Обрадованная женщина тут же сообщила телефон директора предприятия, на котором работала, а также руководителя мужа, координаты всех своих родственников…
— Уже на следующий день все эти люди стали объектами коллекторского террора, — продолжает Анатолий Соболевский. — Руководителям предприятий начали звонить по ночам и требовать, чтобы их сотрудники погасили долги. Пожилые родители получали письма с угрозой выгнать их из дому.
Начальник, естественно, высказал неудовольствие тем, что сотрудница раздает его телефон кому попало, и потребовал прекратить звонки. Мать женщины, напуганная угрозами, слегла с инфарктом.
Мы совместно с пострадавшими приготовились к борьбе, оформили судебный иск, связались с журналистами. Но через несколько дней несчастная женщина пришла к нам и сказала, что ничего предпринимать больше не нужно: они погасили долг. Коллекторы согласились принять половину требуемой суммы, и супруги, чтобы не потерять работу и сохранить здоровье матери, предпочли выплатить коллекторам более 30 тысяч гривен…
Банк самостоятельно «заключил» фальшивый договор
— А если человек не намерен сдаваться и хочет доказать свою правоту, есть у него шансы?
— Защитить себя и свое имущество можно. Вот, например, в Луганске был такой случай, когда банк необоснованно начислил своему заемщику значительную сумму пени и штрафов по кредиту. Тот обратился в суд и выиграл дело. Суд обязал банк погасить остаток долга, поскольку все, что положено, этот человек уже уплатил. Банк якобы выполнил решение суда и сообщил заемщику, что его кредит погашен. Однако позднее обнаружилось: погашение произошло за счет другого кредита, который банк самовольно оформил на имя того же человека. Все необходимые для этого документы в банке имелись.
Через некоторое время мужчину, который был уверен, что больше никому ничего не должен, снова стали донимать коллекторы. Он начал выяснять, откуда взялся новый долг, и узнал, что банк самостоятельно «заключил» с ним фальшивый договор.
Заявление в прокуратуру, журналистский запрос побудили руководство банка замять дело. Человек избавился от необоснованных претензий. Даже заводили уголовное дело по факту подделки документов, но, насколько мне известно, никто наказан не был.
— Однако защита своих прав в суде — тоже дело не из дешевых.
— Конечно. Для того чтобы доказать, что кредитный договор фальшивый, необходимо подать на банк в суд, внести государственные сборы, оплатить услуги адвоката, добиться экспертизы почерка, которая доказала бы, что подпись на документах фальшивая. Все это стоит немалых денег. Только экспертиза почерка в государственном институте может обойтись в 10-12 тысяч гривен.
Таким образом, нужно изрядно потрудиться и потратиться, чтобы доказать свою правоту. Естественно, в случае успеха банк должен будет погасить судебные издержки, кроме стоимости услуг адвоката. Но когда это еще случится?.. Многие дела в судах тянутся годами. Кроме того, люди всегда сомневаются, вынесет ли суд справедливое решение.
Поэтому, если банк требует меньше денег, чем стоит судебный процесс, человек часто предпочитает заплатить и таким образом избавиться от проблем. И банки это знают и учитывают в своей деятельности. Они, как правило, предъявляют претензии на суммы, которые ниже стоимости защиты. Так человека подталкивают к мысли, что дешевле будет откупиться от мошенников, чем отстаивать правду.
«На копии паспорта нужно написать: «Копiю видано для здiйснення валютообмiнної операцiї»
— Сейчас каждый человек, обменивающий деньги, должен оставить в банке или обменном пункте копию паспорта. Как можно застраховать себя от использования этих копий в мошеннических схемах?
— Вообще-то никак. То есть можно применять какие-то меры предосторожности, но ни одна из них не дает абсолютной защиты от недобросовестного использования.
— Но все же какие меры предосторожности вы рекомендуете?
— В первую очередь желательно проследить, чтобы с паспорта была снята только одна копия. Но это невозможно, если работник банка делает копию в другом помещении.
Да и на глазах клиента можно легко его обмануть. Например, заказать ксероксу две копии, а лист бумаги положить один. Напечатается одна копия, а вторая останется в памяти. После того как гражданин уйдет, можно получить вторую копию.
Вот еще один способ защиты: попросите работника банка, чтобы он подал вам копию паспорта, и напишите поверх изображения «Копiю видано для здiйснення валютообмiнної операцiї», поставьте число и подпись. Тогда копию уже нельзя будет приложить к кредитному договору.
Можно также приобрести специальные файлы, которые надеваются на странички паспорта, и написать приведенный выше текст на файлах. Тогда он появится на любой копии, снятой с этих страниц. Но как убедиться, что, выйдя в соседнюю комнату, кассир не снял со страницы файл, чтобы сделать дополнительную копию?
Так что, с одной стороны, осторожность никогда не помешает, а с другой, в данном случае практически невозможно на 100 процентов застраховаться от неприятных неожиданностей.
Похоже, что в последнее время банки несколько оправились от финансового кризиса 2008 года и снова намерены возобновить широкое кредитование населения. Телевизионный эфир опять заполнился рекламой кредитов, которые можно получить быстро, легко и без документов, подтверждающих платежеспособность. Так что в недалеком будущем следует ожидать нового всплеска проблем с невозвращенными кредитами.
Однако мы надеемся, что уроки прошлого кредитного бума, обернувшегося трагедиями для многих украинских семей, чему-то научили наших сограждан и они не ринутся в банки хватать «легкие» займы на все что попало.
Правда, банки, испытывая потребность в заемщиках, могут сами создать себе должников при помощи имеющихся у них копий паспортов. Благо сейчас в распоряжение финучреждений попали миллионы таких копий. И ни один гражданин, хоть раз обменявший валюту, не будет застрахован от неожиданного ночного звонка коллектора, который потребует вернуть несуществующий долг.
И еще одно. Национальный банк утверждает, что новые правила обмена валюты предотвратили массовую скупку долларов и евро некими злоумышленниками. Но данные самого же Нацбанка это не подтверждают.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте НБУ, в августе нынешнего года банки продали населению 3 миллиарда 304 миллиона долларов, а выкупили 2 миллиарда 209 миллионов долларов. Таким образом, на руках у граждан остались 1 миллиард 95 миллионов долларов.
В сентябре, когда начали работать новые правила, население купило в банках 3 миллиарда 593 миллиона долларов, а сдало только 1 миллиард 500 миллионов долларов. Следовательно, у людей остались 2 миллиарда 93 миллиона долларов.
Значит, вывод валюты из банков в сентябре не только не прекратился, но стал почти вдвое больше, чем в августе. А если новшества Нацбанка и отбили у людей охоту к валютным операциям, то отнюдь не к скупке, а наоборот, к продаже долларов банкам. Она в прошлом месяце сократилась более чем на 700 миллионов долларов. А покупка, наоборот, выросла почти на 300 миллионов. И не исключено, что для обеспечения долларами тех самых злоумышленников банки использовали копии наших паспортов.
4501Читайте нас в Facebook