«Узнав, что за рулем незрячий, мужчина едва не лишился дара речи»
Сидевший за рулем полковник милиции в отставке Петр Лялюцкий повернул с трассы на проселочную дорогу и остановил машину, чтобы уступить место водителя полностью слепому Владимиру Турскому. «Я, конечно, не могу управлять автомобилем без посторонней помощи, поэтому Петр Иванович станет на время поездки моими глазами — будет выполнять функции штурмана», — поясняет нам Владимир. Мы с фотокорреспондентом разместились на заднем сидении. Владимир Турский завел автомобиль, и машина покатила на небольшой скорости. «Одиннадцать, — командует Петр Иванович. — А теперь двенадцать». «Я представляю, что на руле по кругу нанесены деления, как на циферблате часов, — поясняет команды штурмана незрячий водитель. — Вначале повернул машину на одиннадцать, то есть слегка влево. А затем продолжил ехать прямо — на двенадцать». «Сейчас дорога пойдет совсем разбитая», — предупреждает Турского Петр Иванович. С одной стороны от машины простиралось поле, с другой — лесопосадка. Вокруг ни души. Вскоре штурман скомандовал: «Девять», — и автомобиль свернул на пустынную улицу на окраине села Мотовиловка. Остановились возле подворья, где ныне создается центр реабилитации для людей, утративших зрение.
«На собственном примере хочу доказать, что слепым под силу управлять автомобилем»
— Недавно был такой случай: ехал я со штурманом по проселочной дороге, остановился, потому что нас догонял автомобиль, — говорит Владимир Турский. — Незнакомый водитель остановился и вышел из машины, чтобы спросить, как проехать в соседнее село Оленевку. Я подробно объяснил. Зачастую люди не сразу замечают, что я слепой. Мои зрачки активно движутся, во время разговора они обращены к собеседнику, поэтому складывается впечатление, будто я вижу. Вот и этот человек поначалу воспринимал меня как зрячего. Но потом понял: что-то не так. Штурман ему пояснил — водитель незрячий. «Вообще ничего не видит?!» — недоверчиво спросил незнакомец. «Тотально слепой». Наступила гробовая тишина. Я уж подумал, не лишился ли мужчина дара речи. Но через несколько секунд раздался возглас: «О-о!!! Ну, мужик, ты даешь!»
*Когда Владимир Турский (на переднем плане) ведет машину, его глазами и штурманом становится сосед Петр Лялюцкий
Мы уже писали о Владимире Турском, адвокате по профессии, и его друзьях — незрячем ботанике Юрии Войтюке и инвалиде-колясочнике Олеге Полозюке. Несколько лет назад они без помощи сопровождающих совершили многодневное путешествие по Индии. Глазами группы и переводчиком был Олег, владеющий английским языком. Эта команда смельчаков стала лауреатом Национальной премии «Гордість країни» (проект Фонда Виктора Пинчука, который реализуется совместно с «Новым каналом» и газетой «ФАКТЫ»). Путешественников наградили тогда поездкой в Австралию. Сейчас Владимир Турский с соратниками создают в Мотовиловке центр для незрячих. Свой участок земли и хату для Всеукраинского центра реабилитации незрячих людей подарили простые женщины — сестры Галина Прасок и Лидия Козороз и слабослышащая дочь Галины Татьяна Никифорова. Стройка ведется исключительно на пожертвования отзывчивых людей. Каждый из нас может к ним присоединиться. Уже возведено два этажа жилого корпуса, но еще предстоит выполнить значительный объем работ.
— Ездите на автомобиле ради самоутверждения? — обращаюсь к Владимиру Турскому.
— За рулем чувствую себя полноценным человеком, будто вновь возвращаюсь в те времена, когда еще видел, — говорит Владимир Николаевич. — Впрочем, делаю это не столько для собственного удовольствия, сколько ради других инвалидов по зрению. Личным примером доказываю: нам по плечу многое из того, что считается для слепых недоступным. Конечно, все нужно делать с умом, соблюдая правила безопасности. Вы были свидетелями — моя езда никому не несла угрозы. Большое спасибо штурману Петру Лялюцкому. Это на его автомобиле я сейчас ехал. Он живет рядом, помогает по-соседски.
Среди незрячих Киева есть уже пять человек, которые тоже хотят начать ездить на машине. У нас есть план — создать команду «гонщиков» и вызвать на соревнование бельгийских инвалидов по зрению. Дело в том, что в Бельгии, да и в других странах Запада, многие слепые садятся за руль. С этой целью оборудованы специальные машины — в них для инструктора есть дублирующие руль, педали газа, сцепления и тормоза. Основатель нескольких экстремальных видов спорта для незрячих Люк Костерман недавно установил на бельгийской трассе «Формулы-1» рекорд скорости среди слепых — 300 километров в час. Там же тренируются его ученики — инвалиды по зрению. Мы хотим посоревноваться с ними. Причем один тур думаем провести в Бельгии на идеальной трассе «Формулы». Второй — под Киевом на ухабистой проселочной дороге.
— Вы учились управлять автомобилем, когда уже были незрячим?
— Нет, тогда я еще видел силуэты. Родился я здоровым. Слепнуть начал после того, как в семь лет попал под колеса автомобиля. Зрение ухудшалось постепенно, поэтому в детстве без проблем меня принимали в спортивные секции. Я занимался плаванием, бегал на лыжах… Когда в 1987 году закончил юридический факультет Национального университета имени Тараса Шевченко, еще чуть-чуть видел. В стране шла перестройка, государство разрешило создавать кооперативы, и я организовал предприятие, в котором работали инвалиды. В первый месяц прибыль нашего кооператива «Желание» составила всего три рубля, но вскоре перевалила за 100 тысяч. Мы вязали детские игрушки, изготовляли свистки… У нас трудились 300 человек. Для работы мне была нужна машина. И я купил «Москвич 410» 1962 года выпуска за тысячу рублей. Нанял водителя. По ночам мы с ним подрабатывали извозом, днем трудились в кооперативе. Заработки были такие, что всего за пять месяцев шофер смог расплатиться за покупку нового «Запорожца», который тогда стоил четыре тысячи рублей. Одно время моим водителем был глухой. Чтобы общаться с ним, пришлось выучить язык жестов. В те годы я и научился вождению. На безлюдных сельских дорогах просил шофера уступить место. Однажды рискнул поменяться местами с водителем на одной из лучших в Украине трасс — Бориспольской. Выжал тогда 120 километров в час. Повторюсь, в те времена я еще немного видел. Сам закатывал свой «Москвич» в гараж. Для этого приходилось выходить из машины и руками проверять, пройдет ли она в створки. Трое моих детей неизменно принимали участие — помогали советами.
«Мечтаю сесть за штурвал самолета»
— Знаете, я ведь не только на автомобиле могу ездить, — говорит Владимир Турский. — Недавно с другими туристами участвовал в конной экскурсии по Долине привидений под Алуштой. Инструкторы, наверное, отправили бы меня домой. Но я не дал им опомниться — сел на коня и поехал. Они увидели, что я сделал все как положено и лошадь признала во мне опытного наездника, подчинилась. Я ведь в юности года три занимался конным спортом. Так что навыки имеются. А еще у меня есть мечта сесть за штурвал самолета. В Евпатории можно покататься на гидросамолете. Рядом будет инструктор. Он в любой момент сумеет вмешаться в мои действия.
— Взлететь вы, пожалуй, сможете, но сажать крылатую машину придется инструктору.
— На этот счет есть анекдот. Стюардесса объявляет: «Наш лайнер пилотирует экипаж полностью слепых летчиков». Один из пассажиров говорит: «Понимаю, что взлететь могут и слепые, штурвал вверх — и самолет взлетает. Но как они посадят машину?» «Очень просто — на слух, — отвечает стюардесса. — Чем ближе к земле, тем громче кричат пассажиры»… Моя задумка полетать — это не шутка. Попытаюсь осуществить ее будущим летом.
— Планируете новые путешествия?
— У меня есть приглашения из организаций незрячих Польши, Болгарии, Венгрии. Но нет свободных денег. Все средства уходят на центр обучения людей, утративших зрение. Кстати, поездка в Индию, о которой писали «ФАКТЫ», была моим не первым и не самым экстремальным путешествием в эту страну. За пару лет до того я ездил в Индию в сопровождении женщины, у которой вторая группа инвалидности — шизофрения. Впрочем, по ее внешнему виду практически невозможно догадаться о том, что она страдает психическим заболеванием. Я тогда не расслаблялся ни на секунду. Ведь сопровождающая в любой момент могла преподнести какой угодно сюрприз. Например, десять раз побывает в каком-то месте, вроде бы досконально его изучит, но на одиннадцатый заблудится.
В той поездке было немало незабываемых ситуаций. Расскажу об одной из самых комических: я собрался в храм, где могут одновременно поместиться 25 тысяч человек. Моя сопровождающая решила, что проводит меня, наберет воды и уйдет. Нужно сказать, что на подступах к храму стоят севадалы — охранники. Я несколько раз посещал этот храм и всегда угощал охранников конфетами. Подходим к месту, где должен находиться севадал, и я протягиваю ему карамельку. Но он почему-то не берет. Спрашиваю у моей спутницы: «Охранник сидел, где обычно?» «Да, но даже не пошевелился», — отвечает она. Мы пошли дальше, и меня насторожила необычная ситуация: люди замолкали при нашем приближении. Когда прошли еще метров триста, нас догнал охранник с криками возмущения и требованиями убираться… Оказалось, на моей сопровождающей, блондинке с пышными формами, из одежды была только рубашка, едва прикрывавшая трусики — как ходят на пляже. Верхние пуговицы расстегнуты. Индийские женщины приходят в храм в сари до самых пят, с шарфом, прикрывающем плечи и руки. А тут фривольно одетая дама! Вот у блюстителя порядка и отвисла челюсть. Хорошо, что он пришел в себя и догнал нас, когда мы еще не вошли в храм, а то скандал был бы жуткий…
1640Читайте нас в Facebook