Инспектор ГАИ вправе задержать автомобиль, имея лишь копию постановления исполнительной службы
Недавно Кабинет министров разрешил Госавтоинспекции забирать автомобили у водителей-должников. Причины для ареста машины могут быть самыми разными — задолженность по банковскому кредиту, неоплаченные счета за коммунальные услуги, забытый штраф за нарушение Правил дорожного движения… В Государственной исполнительной службе говорят, что величина долга не имеет значения. Главное, что есть решение суда о его взыскании. Очевидно, что изъятие автомобилей теперь может стать массовым явлением, ведь нередко люди даже не подозревают, что к ним есть какие-то материальные претензии.
«Отслеживанием «разыскников» занимается специальная система «Рубеж»
Каким образом ГАИ намерена забирать у водителей машины, рассказывает заместитель начальника Управления ГАИ МВД Украины Владимир Резников.
— Владимир Владимирович, как автомобили попадают в розыск?
— Постановления о розыске автомобилей поступают к нам по почте не только от правоохранительных органов, но и от исполнительной службы. Это постановление, в соответствии с нашим законодательством, является обязательным к исполнению. Имея на руках копию постановления, командир подразделения перед выходом на линию сообщает личному составу информацию не только о разыскиваемом автомобиле, но и о том, кем он разыскивается. Во время несения службы инспекторы ГАИ отслеживают автомобили и выявляют «разыскников». При этом, согласно законодательству, инспектор имеет право остановить разыскиваемый автомобиль, даже если он не совершил нарушения. Водителю сообщают, что его авто находится в розыске, а также кем оно разыскивается. После чего составляют протокол.
— Неужели обычный инспектор помнит все номера должников?
— Действительно, нет такого человека, который смог бы удержать в голове более сотни номерных знаков разыскиваемых авто. Поэтому отслеживанием «разыскников» также занимается специальная система «Рубеж». (Она установлена на стационарных постах ГАИ. В столице таких постов четыре, и располагаются они на Житомирском шоссе, 19, на Броварском проспекте, 32б, на дороге Киев — Харьков (Харьковская площадь) и на автодороге Киев — Одесса (проспект Глушкова, 40а). Адреса остальных постов, расположенных по всей Украине, можно найти на официальном сайте Управления ГАИ sai.gov.ua. — Авт.) Установленные камеры фиксируют номерные знаки всех проезжающих машин и проверяют их по базам. Если же какой-то из автомобилей находится в розыске, то система оповещает об этом инспектора ГАИ. После составления протокола у водителя задержанного авто есть выбор: или самому доставить машину на штрафплощадку, или же ее доставят туда эвакуатором. При этом в 80 процентах случаев водители предпочитают сделать это самостоятельно вместе с инспектором ГАИ. Как только автомобиль оказывается на штрафплощадке, Госавтоинспекция сообщает о его задержании в органы, объявившие машину в розыск.
— Во что обойдутся автовладельцу эвакуация и хранение автомобиля?
— Подразделения ГАИ на конкурсной основе заключают договора с предприятиями, которые имеют право предоставлять услуги по эвакуации и хранению задержанных автомобилей. Стоимость подобных услуг в зависимости от региона разная. Правда, чтобы не было заоблачных цен, которые устанавливают некоторые предприниматели, требуя 200 гривен за сутки хранения, мы специально прописали некоторые нормы (в конце прошлого года Кабмин утвердил перечень платных услуг, которые может предоставлять ГАИ: согласно этому документу стоимость доставки автомобиля на штрафплощадку с использованием спецтранспорта — 17 гривен за километр. — Авт.). По нормам разрешено заключать договора с предприятиями, которые работают в сфере управления МВД и предоставляют подобные услуги. Это позволит установить реальную цену за сутки хранения автомобиля. Я считаю, что сумма не должна превышать 20-30 гривен.
«Вы должны переписать или сфотографировать все документы, на основании которых у вас хотят забрать автомобиль»
Представители ГАИ уверены: если автомобиль попал в базу должников, водитель обязан подчиниться. У юристов иное мнение. По словам правозащитников, одного только факта пребывания вашей машины в черном списке еще не достаточно, чтобы ее у вас забрать.
— Водителям нужно помнить, что инспектор ГАИ для изъятия машины должен предъявить документ, на основании которого он собирается забрать автомобиль, — говорит Евгений Старчук, партнер «Киевского правозащитного объединения». — А именно постановление государственного исполнителя того района, в котором проживает должник, о том, что его машина попала под арест. И, соответственно, постановление о начале производства по этому делу. В действительности в 99 процентах случаев гаишникам не передают этих документов. После наложения ареста машину объявляют в розыск, и она просто «засвечивается» в соответствующей базе ГАИ. Но вот копии самого постановления у инспектора может не быть. Следовательно, у вас есть основания защищать свою собственность и машину инспектору не отдавать.
— А он вызовет эвакуатор!
— Повторяю, никакой эвакуатор не имеет права забирать ваш автомобиль без копии постановления, вынесенного государственным исполнителем.
— Но если инспектор требует отдать ему ключи?
— Вызывайте своего адвоката, закройтесь в автомобиле и ни документов, ни ключей никому не отдавайте. У нас были случаи, когда люди по неопытности оставляли ключи в машине, шли разбираться с инспектором, а тем временем машину забирали и увозили на штрафплощадку. Также я рекомендую позвонить по телефону доверия ГАИ с просьбой подтвердить полномочия инспектора и сообщить о том, что происходит нарушение ваших прав. Главная проблема наших водителей — доверчивость. Приходят к адвокату с жалобой: «Забрали машину». — «А почему забрали?» — «Ну вот, сказали, автомобиль в розыске». — «А бумажку хоть какую-то дали?» — «Нет, не дали!»
— Но если копия постановления есть?
— Тогда ничего не попишешь. В этом случае сопротивление может быть истолковано как препятствие деятельности государственных органов и повлечь за собой негативные последствия уже для вас. В любом случае вы должны если не переписать, то хотя бы сфотографировать все те документы, на основании которых у вас хотят забрать автомобиль. Иначе впоследствии вашему адвокату просто не на что будет ссылаться. И не забудьте в протоколе изъятия перечислить все те внешние повреждения, которые есть у вашего автомобиля. Работники ГАИ обязаны составить акт осмотра и задержания транспортного средства в присутствии двух свидетелей. В акте должно быть указано, по какой причине задерживается транспортное средство, полные данные о нем и об имеющихся на нем повреждениях, сведения о лице, которое доставит его на штрафплощадку и адрес стоянки. Инспекторы это не делают практически никогда. В таком случае нужно самому брать ручку и вписывать свои комментарии в протокол. Иначе потом вы уже ничего не докажете. Скажут: мол, у вас бампер отлетел еще до того, как мы вашу машину забрали. Состояние автомобиля должно быть зафиксировано!
— Как оспорить задержание? Ведь нередко люди ничего не знают о существовании долга…
— По закону, государственный исполнитель должен дать вам десять дней на добровольное погашение долга. Этот срок отсчитывается с момента, когда вы получили соответствующее письменное уведомление. Если вы ничего из исполнительной службы не получали, соответственно, срока на добровольное погашение вам не дали. И на этом основании вы можете требовать, чтобы вам его восстановили. Для этого пишите жалобу начальнику исполнительной службы того района, в котором вы проживаете, или обращайтесь в суд. Когда срок вам восстановят, оплачивайте свой долг, приходите с квитанцией к исполнителю, он снимет арест, и вы сможете забрать автомобиль со штрафплощадки.
— Но гаишники потребуют оплатить эвакуатор и хранение машины на штрафплощадке!
— Услуги ГАИ не входят в сумму, которую от вас требует оплатить государственный исполнитель. К вашему изначальному долгу он добавляет только 10 процентов государственных издержек, которые берутся по закону. В ГАИ вы приходите с постановлением о том, что исполнительное производство закрыто. И больше никто не имеет право удерживать вашу частную собственность.
— Так они и не удерживают — заплати и забирай…
— Еще раз повторяю, требовать оплату они могут, но удерживать автомобиль не имеют права. Хотят выставить вам счет — пожалуйста. А оплачивать его или нет — дело ваше. Если ГАИ считает, что вы что-то задолжали, пусть подает в суд. И в суде мы будем разбираться, кому и за что вы должны.
— Попробуйте им это объяснить…
— Если произойдет такая ситуация, вы имеете полное основание обращаться в прокуратуру, так как сотрудник ГАИ или работник стоянки, который отказывается вернуть вам автомобиль, превышает свои полномочия. Он ограничивает вас в праве собственности. У нас были такие случаи. С водителя пытались потребовать пять тысяч гривен за три месяца пребывания его машины на штрафплощадке. Мы написали в прокуратуру и пришли в ГАИ уже с прокурором. Машину нам отдали, и в суд, естественно, никто не подавал.
По мнению юристов, автовладелец, у которого отобрали автомобиль за долг в размере нескольких сот гривен, вполне может подать заявление в суд и обжаловать действия государственного исполнителя. Ведь сумма долга в этом случае явно не соответствует стоимости изъятого автомобиля. Но это крайняя мера. Гораздо проще долг все-таки погасить.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
16298Читайте нас в Facebook