Ликбез для автолюбителя: чтобы сохранить подвеску на разбитой дороге, на ямах лучше не тормозить
Долгожданная оттепель окончательно добила многие столичные дороги. Асфальт почти полностью уничтожен на ряде участков проспекта Победы: машины с трудом ползут по путепроводу возле метро «Нивки», уворачиваются от сплошных ям на Святошино. Окружная в районе обойного рынка словно подверглась бомбардировке — выбоины по 7-8 сантиметров глубиной приводят к постоянным пробкам даже не в часы пик. Угробить подвеску своего автомобиля на таких дорогах проще простого. Конечно, можно тащиться по городу с черепашьей скоростью. Но это, согласитесь, не выход. Мы обратились к автомобильным экспертам, которые помогли нам составить ряд правил управления машиной на разбитой дороге, чтобы если не полностью избежать опасности, то по крайней мере значительно снизить риск повреждения подвески и колес автомобиля.
Менять давление в шинах нельзя — автомобиль может выбросить в кювет
«Ездить по ямам будет легче, если немного подспустить шины» — эксперты вообще-то с этим согласны, однако предупреждают: снимая нагрузку с ходовой части машины, мы одновременно подвергаем риску колеса.
«Большая вероятность, что, попав в яму, мягкий борт недокачанной шины будет поврежден, — говорит автоэксперт Дмитрий Пятак. — К тому же снижение давления в шинах приводит к быстрому износу покрышки и менее устойчивому поведению машины на дороге. Автомобиль может занести и выбросить в кювет. Так что менять давление в шинах нельзя. Его значение установлено производителем, и этого давления стоит придерживаться».
«Больше скорость — меньше ям». В некоторых случаях, по мнению Дмитрия Пятака, это действительно так. Ведь ямы бывают разной величины. Небольшие ухабчики, которые идут один за другим «стиральной доской», в самом деле проще преодолеть на высокой скорости — трясти будет меньше. Но легкость, с которой машина «перелетает» неровности, обманчива. «Нагрузки, которые не отрабатываются подвеской, — говорит Дмитрий, — передаются на кузов, что приводит к постепенному повреждению силовых элементов его конструкции. Кроме того, там, где есть небольшие выбоины, может оказаться и большая яма, в которой вы можете оставить свое колесо». Так что преодолевать выбоины специалисты советуют на небольшой скорости.
Тормозить стоит лишь до того момента, как ваш автомобиль вплотную приблизится к проблемному участку дороги. Непосредственно перед ямой эксперты советуют отпустить педаль тормоза и даже немножко прибавить газу. Секрет в том, что при торможении вес автомобиля перераспределяется на переднюю ось (все видели, как, резко остановившись, машина словно клюет носом). Так вот, если не отпустить тормоз и не разгрузить передок автомобиля, при попадании колес в яму удар будет гораздо сильнее. Помнить об этом правиле особенно важно владельцам машин с антиблокировочной системой. АБС создана, чтобы удержать автомобиль от заноса при торможении на скользкой дороге. Но на разбитой дороге система может сыграть с водителем злую шутку, ведь тормозной путь машины в этом случае заметно увеличивается (по сравнению с машинами без АБС). А хуже всего, что, прыгая по ямам, такой автомобиль может оказаться просто неконтролируемым.
Задев соседний автомобиль, отвечать будете исключительно вы, а вовсе не дорожные службы
Если яма не слишком большая, и ее можно объехать хотя бы одним колесом, специалисты рекомендуют прибегнуть к так называемому методу «боковой разгрузки». Мы уже говорили о том, что при торможении вес машины передается на передок. В повороте же благодаря центробежной силе машина кренится набок, причем больше нагружается та сторона автомобиля, которая движется по внутренней его части. Эту особенность можно использовать: перед выбоиной сымитировать вхождение в поворот — резко повернуть руль так, чтобы колесо, попадающее в яму, оказалось на внешней (разгруженной) стороне дуги. А затем резко выровнять курс движения. К слову, многие опытные водители пользуются этой хитростью инстинктивно, даже не догадываясь, что есть такой прием. Тем же, кто никогда не пробовал, но хочет освоить «боковую разгрузку», специалисты советуют совершать маневр без сброса газа, выполняя всю работу только рулем.
Иногда простая водительская смекалка, говорят эксперты, приносит пользы больше, чем знание приемов контраварийного вождения. Понимая, что придется ехать по плохой дороге, постарайтесь пристроиться за каким-нибудь неторопливым водителем, едущим примерно с такой же скоростью (разумеется, выдерживая безопасную дистанцию). Да, неприятно, когда лобовое стекло приходится постоянно очищать от грязи, летящей от колес. Зато обо всех опасностях вы будете предупреждены заранее.
Маневрируя на плохой дороге, помните, что никакие ямы не освобождают водителя от выполнения Правил дорожного движения. В них говорится, что водитель должен быть внимательным, учитывать дорожную обстановку и, заметив на своей полосе движения препятствие, снизить скорость и при необходимости даже остановиться. Поэтому, задев автомобиль, идущий в соседней полосе, отвечать будете исключительно вы, а вовсе не дорожные службы. Учтите, что даже если вы повредили исключительно свою машину и вызвали для оформления ДТП инспекторов ГАИ (чтобы в дальнейшем получить выплату по страховке КАСКО или подать в суд на дорожную службу), то стражи порядка, вероятнее всего, попытаются составить протокол именно… на вас. И дело может закончиться штрафом и даже лишением прав. Сделать виновными дорожников удается единицам, сумевшим доказать, что при всем желании они физически не могли обнаружить препятствие. Как правило, это ситуации, когда водители разбивали диски или подвеску, заезжая в лужу, под которой пряталась глубокая выбоина.
5934Читайте нас в Facebook