ПОИСК
Житейские истории

«В больнице Шарм-эль-Шейха моего истекающего кровью мужа даже не пытались спасать»

8:00 23 марта 2012
Андрей Перегинец погиб в Египте
Галина КОЖЕДУБОВА, «ФАКТЫ» (Харьков)
Вдова погибшего в Египте харьковчанина Андрея Перегинца, который попал под винты моторной лодки, обвиняет в халатности туристическую фирму и собирается подать на нее в суд

Об отдыхе в Египте семья Перегинец мечтала давно. Для Андрея, Валентины и их 14-летней дочери Анечки это было первое путешествие за границу. Египет должен был стать подарком Андрея любимой жене на 20-летие свадьбы. «Фарфоровый юбилей» семья собиралась отмечать летом, а пока глава семейства решил порадовать любимую романтической поездкой. Вылетели 12 февраля, в канун Дня влюбленных. Однако долгожданный отдых в первый же день завершился трагедией…

«Капитан судна и два его помощника даже не заметили, что зацепили человека»

К сожалению, в последнее время события на столь любимых нашими соотечественниками египетских курортах все чаще напоминают боевые сводки. Новостные ленты пестрят трагическими сообщениями: при катании на водном аттракционе погибла 25-летняя туристка из России, в Каире с целью выкупа были похищены двое китайцев, на мотосафари в Хургаде скончалась туристка, трое немцев погибли в Хургаде после того, как прогулочная субмарина налетела на кораллы и стала тонуть… Это лишь выборочная печальная статистика только за один месяц этого года. К сожалению, пополнили ее и трагедии, случившиеся с нашими соотечественниками. Недавно «ФАКТЫ» рассказывали историю 29-летнего жителя Симферополя Андрея Шушкова, ограбленного в египетской пустыне. А для семьи Перегинцев долгожданный отдых в стране пирамид закончился невосполнимой утратой…

На египетский курорт Шарм-эль-Шейх харьковчане отправились вместе со своими друзьями, которые отдыхают в Египте уже шестой год подряд. Две семейные пары прилетели в курортный город поздно вечером 12 февраля. На следующий день с самого утра отправились на пляж.

— Я с женой и двумя детьми отдыхаю в этом отеле уже не первый раз, — рассказывает 32-летний харьковчанин Олег Корнаух, друг Андрея. — Пляж находится в нескольких минутах ходьбы от гостиницы, неглубокая бухта для купания. Что еще нужно в разгар холодной украинской зимы? Да и где еще есть возможность за сравнительно небольшие деньги отдохнуть всей семьей? Вот мы и облюбовали Египет. В поездку я взял с собой новый водонепроницаемый фотоаппарат с видеокамерой. В первый же день мы с Андреем решили его испытать. Прыгнули в море с понтона и отплыли буквально на несколько метров. Кстати, в отеле нам никто не сказал, что администрация пляжа перенесла зону купания ближе к берегу. Пять лет буйки были на одном расстоянии, а в этом году их почему-то передвинули. Разобраться самостоятельно, где находятся буйки, на египетских пляжах довольно трудно. У них ряд буйков слева, ряд справа, кругом плавают какие-то канистры, бочки. У каждого отеля своя акватория, но все сделано бестолково, ничего не понятно.

РЕКЛАМА

Мы плавали совсем недалеко от берега. Андрей нырял, радовался, как ребенок. Он был кандидатом в мастера спорта по плаванию, занимался дайвингом. Для своих 42 лет пребывал в отличной физической форме. Когда появилась эта злополучная моторная лодка, не услышали ни он, ни я. Сначала лодка была совсем не заметна, но приближалась довольно быстро. К ней был привязан «банан», на котором катались туристы из России. Они-то и заметили, что винты катера травмировали Андрея. Капитан судна и два его помощника даже не почувствовали, что зацепили человека. Остановились только после того, как им начали кричать туристы, сидевшие на «банане».

Все произошло в доли секунды. На воде появилась тень, последовал удар, и Андрей пошел на дно. Я сразу же нырнул за ним. Поднял друга на палубу лодки. До берега мы добрались очень быстро, секунд за 20-30. Непонятно было, что случилось с Андреем. Я водитель-дальнобойщик, и мне часто приходится быть свидетелем аварий, оказывать помощь пострадавшим. Андрей был без сознания, из горла текла кровь, но ее было немного. Когда мы подплыли к берегу, никто из персонала пляжа не знал, как следует действовать в такой ситуации. Я побежал искать врача, кто-то вызывал скорую помощь. Египетские медики появились, но не знали, что нужно делать. И у них не было никаких медикаментов! Я знаю, что в шоковом состоянии человеку делают укол адреналина, но Андрею и этого не сделали.

«Что ты плачешь? Его забрал Аллах, значит, он ему понравился»

Пострадавшего выгрузили на берег, где его ждали жена и дочь. Кроме родных и друзей, украинский турист оказался никому не нужен.

— Андрей лежал с перерезанным горлом, — вспоминает Валентина Перегинец. — Раны были перевязаны грязными тряпками и пляжными полотенцами. Я на коленях держала голову мужа, пытаясь остановить кровь. Плакала, звала врачей, просила, чтобы вызвали «скорую». На пляже продолжала играть музыка, никто даже не подумал ее выключить, чтобы сделать объявление и вызвать врача. Там работает столько разных артистов-аниматоров, но почему-то нет ни одного медика. На пляже к нам так никто и не подошел.

РЕКЛАМА

«Скорая» приехала через 15 минут. В машине находился не врач, а фельдшер. Медикаментов у него не было. Совсем. В «скорой» не было даже носилок. Андрея за руки и ноги забросили в машину, уложили на какой-то стол, и мы поехали в больницу. По дороге я умоляла, чтобы оказали супругу хоть какую-то помощь, но его даже не зафиксировали на столе. На повороте муж съехал со стола, чуть не упал. Андрей истекал кровью, но никто и не пытался ее остановить. Нас привезли в городскую социальную больницу для африканцев. Потом мне сказали, что в этой лечебнице у моего мужа не было ни одного шанса на спасение. Андрея положили в маленькую комнатку, на обычный стол. В больнице не ставили капельниц, не было рентгеновского аппарата. Там даже не было нашатырного спирта, зеленки, йода. Совсем ничего. Я поняла, что мужа никто не собирается спасать, и стала громко кричать. Мы с дочкой не отходили от Андрея ни на минуту. Я умоляла врачей сделать хоть что-нибудь. Единственное, что ему сделали, — искусственное дыхание. И все. Через несколько минут он умер.

Особенно меня поразило то, что медики переживали не за жизнь умирающего пациента. Больше их волновало, что мы с дочкой были в купальниках. Нам они уделяли внимание, все время пытались закутать в какие-то тряпки. Когда Андрей скончался, врачи спокойно сказали: «Что ты плачешь? Его забрал Аллах, значит, он ему понравился»

Мы с дочкой были похожи на каких-то мясников, все в крови. У Ани началась истерика. Но никто даже не попытался нас успокоить. В это время прибыла полиция, мне нужно было давать показания. Видя, в каком состоянии я нахожусь, один из полицейских дал свои деньги, и нам купили в аптеке успокоительное. Наверное, в больнице не было даже этого средства. Уже потом я узнала, что в социальную больницу моего мужа привезли потому, что наша страховая компания заключила договор именно с этой лечебницей. Когда я просила перевести его в другую клинику, даже за деньги, мне сказали, что это невозможно. Оказывается, договор со страховой компанией был заключен таким образом, что в случае болезни пострадавшему выплачивается сумма в размере 15 тысяч долларов. А страховка при несчастном случае, повлекшем за собой инвалидность или смерть, составляет всего 200 долларов. Всем было выгодно, чтобы Андрей умер. Я считаю, что такие условия страхования — плевок не только в меня, но и во всех туристов, которые летят в Египет. Позже оказалось, что можно было доплатить страховой компании всего 10 гривен и получить страховку от несчастного случая на 4 тысячи долларов. Но нам об этом никто даже не сказал.

В полицейском участке, куда нас привезли сразу после смерти Андрея, со мной сначала пытались «договориться». Полицейские сказали: «Зачем тебе экспертиза? Ты что, не видишь, отчего умер твой муж? А если окажется, что он был пьяным, ты вообще никакой страховки не получишь». Но я не согласилась. Ведь Андрей был абсолютно трезвым. И мне было важно узнать, что же на самом деле стало причиной смерти: не совместимые с жизнью раны или все-таки неоказание помощи. Если бы я увидела, что за жизнь мужа хотя бы попытались бороться, мне было бы легче. Но в Египте мы оказались никому не нужны.

Огромных усилий стоило добиться того, чтобы экспертизу все же провели. В заключении египетского патологоанатома указана причина смерти: «Сильный шок в результате пореза вен и артерий, травма позвоночника».

После полицейского участка меня привезли в отель. Я нашла нашего гида: «Как мне сообщить на родину?» Он раздраженно ответил: «Много вас тут ходит, покупай телефонную карточку и звони сколько хочешь». Представители турфирмы и страховой компании даже не пытались со мной встретиться. Внимание на меня обратили только после того, как я позвонила в консульство. А представители страховой компании вышли на связь, когда я пригрозила выложить видео трагедии в интернет. Всего приходилось добиваться через скандалы, угрозы.

Отдыхающие из России хотели сделать объявление на пляже, чтобы собрать для нас деньги, так рупор у них буквально вырвали из рук. Но спасибо русским людям, они все же принесли нам немного денег. При этом представитель турфирмы ходил за россиянами по пляжу и смеялся: мол, много насобирали? Ушел только после того, как ему предложили поучаствовать.

Тяжелее всего в этой ситуации пришлось нашей дочери. Первую ночь после смерти отца она все время плакала, а потом сказала: «Мамочка, я даже не представляла, как сильно любила папу». Приехав в Харьков, Анечка написала на своей страничке «ВКонтакте»: «Любите родителей, пока они рядом. Теперь мой папа далеко». Мы с дочкой так и не покупались в Красном море. Хотели зайти, но не смогли.

*Андрей Перегинец был замечательным мужем и отцом. В жене Валентине и дочери Ане души не чаял (фото из семейного альбома)

Понимаете, если я сейчас соглашусь, что виноват только мой муж, я предам его. Он виноват не больше, чем другие. Не больше, чем администрация пляжа, которая поставила лестницу с понтона в открытое море так, что линия буйков оказалась непонятно где. Не больше, чем три члена экипажа катера, на большой скорости несущегося прямо на людей. Ведь сделай они всего один поворот рулем, у моего ребенка был бы отец. А если бы с нами провели инструктаж по технике безопасности и сказали два слова, что там плавать опасно, я бы туда Андрея не пустила. Да он и сам бы не поплыл. На следующий день после трагедии лестницу с понтона убрали, а катера и лодки стали огибать акваторию пляжа.

В Египте мы с Анечкой чувствовали, что душа Андрея рядом. В первую ночь, провалившись в обморочный сон, я ощутила его объятия, такие родные, теплые. И только когда его тело отправили на родину, Аня, как и я, заметила, что его уже нет рядом. Муж до сих пор снится: счастливый, улыбающийся. А мы пытаемся учиться жить без него.

«Туроператоры, отправляя людей в Египет или Турцию эконом-классом, выбирают для клиентов недорогую страховку, с минимальным покрытием»

Погибший 42-летний Андрей Перегинец был застрахован туроператором в компании «Европейское туристическое страхование».

— Наша компания полностью оплатила стоимость возвращения тела погибшего на родину, это около пяти тысяч долларов,- прокомментировала «ФАКТАМ» начальник управления урегулирования убытков ЧАО «Европейское туристическое страхование» Ольга Диминская. — С туристом был заключен договор комплексного страхования, включающий выплату 200 долларов страховки при несчастном случае, повлекшем за собой инвалидность или смерть. Согласно условиям договора, это максимальная сумма, которую могут получить его родственники.

К сожалению, очень часто туроператоры, отправляя людей в Египет или Турцию эконом- классом, выбирают для клиентов недорогую страховку, с минимальным покрытием. Это тот самый случай, когда скупой платит дважды. Туристы должны знать, что имеют полное право самостоятельно выбрать для себя страховой полис. После несчастных случаев мы уже не имеем права переписывать условия договора. Поэтому о своей личной и имущественной защите путешественникам все же стоит позаботиться заранее.

Не усматривает своей вины в случившемся и руководство туристической компании. Отвечая на вопрос «ФАКТОВ», был ли все-таки проведен инструктаж по технике безопасности, директор ООО «Пегас Туристик» Дмитрий Карякин заметил: «Мы искренне сожалеем о случившемся, сочувствуем и соболезнуем родным и близким погибшего, по сути вашего вопроса можем сообщить следующее. В Египте, как и на всех организованных пляжах, существуют выделенные зоны для безопасного купания. Они огорожены буйками и находятся под наблюдением спасателей. На пляже отеля, где произошел несчастный случай, также есть зона безопасного плавания, обозначенная буями. В данном случае были проигнорированы элементарные правила безопасного поведения на воде, нарушен установленный запрет. Впоследствии мы оказывали супруге погибшего консультационную и юридическую поддержку. С участием наших коллег она смогла подать заявление в полицию, благодаря которому, во-первых, начато расследование о несвоевременном оказании медицинской помощи ее мужу, и во-вторых, расследование относительно действий капитана моторной лодки, который не заметил плавающего человека и совершил наезд на него.

Валентина Перегинец намерена обратиться в суд. Вдова надеется, что сможет получить компенсацию за гибель кормильца.

— Есть возможность обратиться в суд с иском против туристической компании, — говорит юрист Татьяна Вишневская. — Хотя это неординарная ситуация. В своей практике я помню всего один случай, когда взыскали ущерб с туристической компании. Но в законе прописано, что туристическая компания должна обеспечить безопасность туристов. И если она ненадлежащим образом выполнила свои обязательства, то можно попробовать взыскать с нее за нанесенный ущерб. Если взыскивать с виновных третьих лиц, которые причинили ущерб, то такие споры могут рассматриваться и на территории Украины. Но при этом все равно применяется законодательство страны, в которой был причинен ущерб, в данном случае — египетское законодательство. Сейчас мы ждем недостающие документы, которые должно передать украинское консульство в Египте, а потом будем готовить исковое заявление.