«Через три дня отделение закроют, а больных выпишут на улицу умирать»
— Когда у меня поднялась высокая температура, а живот от скопившейся жидкости раздулся, как воздушный шарик, я поехал в Киев в инфекционную больницу, — рассказывает Василий Михайлович, житель Таращи Киевской области. — Здесь наблюдаюсь уже не первый год. И вдруг узнаю: «Больных не принимают! Руководство приказало освободить отделение от пациентов». Однако, увидев, в каком я состоянии, врачи сжалились и, ослушавшись начальства, госпитализировали меня. Правда, закончить курс лечения я не успею: в ближайший вторник больных должны выписать. А куда дальше? В больнице по месту жительства помочь мне не могут. В столичную клинику не возьмут из-за отсутствия киевской прописки. И что теперь? Умирать?
«Здание, в которое сейчас хотят перенести клинику, подлежит ремонту или… сносу»
Гепатитом С Василий Михайлович заразился двадцать лет назад, когда служил в пограничных войсках. После очередного ранения ему перелили инфицированную донорскую кровь. Два года назад болезнь осложнилась циррозом печени, с тех пор обострения у мужчины случаются каждые три-четыре месяца.
— Помочь мне может лишь трансплантация органа, — объясняет Василий Михайлович (на фото). - Такая операция стоит 320 тысяч евро, которых у меня нет. В этой больнице высококлассные специалисты. Они уже не раз спасали мне жизнь. Где теперь я буду их искать?
В приказе, который Национальная академия медицинских наук издала 13 марта, говорится: «В течение двух недель выписать и прекратить госпитализацию больных в отделение вирусных гепатитов и отделение нейроинфекций». Но это еще не все. Согласно документу, к 20 мая в клинике не должно остаться и других пациентов. А это люди с диагнозом ВИЧ/СПИД и тяжелые больные, находящиеся в отделении интенсивной реанимации. Переехать должна и лаборатория. Как объяснили свои действия в Академии меднаук, приказ основывается на постановлении Кабинета министров Украины «Об осуществлении мероприятий по выселению с территории Киево-Печерской лавры субъектов ведения хозяйства, деятельность которых не связана с деятельностью монастыря и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника».
Напомним: в июле 2010 года, когда правительство приняло это постановление и больных хотели выселить из клиники, а здание отдать церкви, люди с диагнозом ВИЧ, заручившись поддержкой международных организаций, прессы и телевидения, принесли под Кабмин матрасы и улеглись на них. Многие пациенты были подключены к капельницам. Акция приобрела огромный резонанс. «ФАКТЫ» тоже неоднократно писали об этом. И чиновники отступили. Действующий на тот момент министр здравоохранения Зиновий Мытник заявил на всю страну: «Пациентов клиники и врачей на улицу никто не выставит. Если они будут переселяться, то в соответствующее помещение, которое будет не хуже, а лучше».
Прошло полтора года, и больных вновь выселяют. Нового здания по-прежнему нет. А ведь эта больница принимает людей с диагнозами ВИЧ/СПИД, вирусными гепатитами и нейроинфекциями со всей Украины, которым не могут помочь по месту жительства.
— Мы не против переезда, — говорит заведующий клинико-диагностической лабораторией инфекционной больницы Института эпидемиологии и инфекционных болезней имени Громашевского Александр Карловский. — Здание старое, находится в самом центре Киева, где гуляют туристы. Возможно, больным и вправду было бы лучше в другом месте. Но ведь переезжать нужно в готовое здание с оборудованием и палатами. Поэтому пока пациентов необходимо оставить здесь. Перевести их в киевские больницы мы не можем: нужна прописка. А помочь таким пациентам смогут далеко не в каждой областной или районной больнице. К тому же после Евро-2012 в Украине ожидается всплеск инфекционных заболеваний. Разве можно в такой период остаться без профильной больницы?
— Чиновники утверждают, что здание, куда переедет больница, якобы есть…
— Оно находится в Киеве по адресу: улица Галицкая, 4. Раньше там функционировал кожно-венерологический диспансер. Последний год здание пустовало. За это время он отсырел, там нет ни водоснабжения, ни электричества. Требуется капитальный ремонт (есть мнение, что здание не подлежит ремонту — только сносу). Но для инфекционной больницы даже этого мало: нужно получить лицензию, а значит, оформить документы в санитарно-эпидемиологической станции, пожарной службе. Разве реально все это сделать за две недели, которые нам предоставили? Просто смешно.. А клинику закрывают уже сейчас…. Мы вынуждены выписывать больных. Госпитализировать новых нам запретили, хотя пациенты продолжают поступать, некоторые приезжают с температурой 39. Им приходится отказывать. Берем только самых тяжелых.
*Помещения, в которые переселяют инфекционную больницу, находятся в таком состоянии (фото «Комсомольской правды в Украине»)
— А другие отделения куда переводят?
— Отделение интенсивной реанимации, больных с диагнозом ВИЧ/СПИД и лабораторию, которые должны освободить помещение к 20 мая, переводят в больницы работников нефтегазовой промышленности. Но больные СПИДом должны находиться в специализированной инфекционной клинике и у них бывает сразу два заболевания: гепатит и ВИЧ-инфекция. То есть соответствующие отделения должны находиться в одном здании. То же касается нейроинфекции и реанимации. Делить нашу больницу на две невозможно.
— Что будет с врачами?
— В приказе говорится, что весь медперсонал переведут на другие должности. Например, врачей — на научные ставки, медсестер — в лаборанты. Квалифицированные и опытные специалисты не будут вести прием пациентов. К слову, минувшим летом мы получили лицензию, согласно которой можем лечить больных в этом здании еще четыре года. Сейчас весь медперсонал и больные написали заявления на имя президента Национальной академии меднаук, в которых требуют пересмотреть свое решение.
«Я готова вынести свою больничную койку к Кабинету министров»
— Я болею уже девять лет, семь из которых мне не могли поставить правильный диагноз, — рассказывает пациентка инфекционной больницы Людмила Петровна. — У меня, как и у всех в этой палате, гепатит. Вот только не инфекционный, а с антителами к иммунной системе. Два года назад, когда приехала сюда, без посторонней помощи даже из машины выйти не могла. Именно здесь мне поставили правильный диагноз и провели соответствующее лечение. Сейчас я веду нормальный образ жизни. А в периоды обострения болезни приезжаю в клинику. В этот раз узнаю: больницу перевозят неизвестно куда, коллектив распускают. Я за этими врачами хоть на край света пойду, они мне жизнь спасли!
Узнав, что в больницу пришел журналист, пациенты отделения нейроинфекций (здесь лечат энцефалит, менингококковую, герпес-вирусную и другие инфекции) вышли из палат, чтобы выразить свое возмущение. Многим подняться с кровати было непросто. 40-летняя киевлянка Вита может разговаривать только шепотом.
— Год назад я заразилась гриппом, который перенесла на ногах, — рассказывает женщина. — С тех пор лечусь от осложнений. При этом тело ломит, голову словно распирает изнутри. Медики год не могли мне помочь. Наконец направили в отделение нейроинфекций клиники Института имени Громашевского. Нахожусь здесь месяц, и впервые за время болезни наметился прогресс. А теперь получается, что лечение придется прервать, хоть прошла только первый этап терапии. Но, по мнению чиновников, я обойдусь без этого.
Я прописана в Киеве, поэтому любая городская больница меня обязана принять. Однако отделений нейроинфекций в Киеве больше нет, поэтому идти мне некуда. Два года назад больных не выселили из больницы лишь потому, что те устроили акцию протеста, привлекли внимание общественности. Я готова вынести больничную койку к Кабмину, но боюсь, здоровье не позволит. Неужели отстоять свои права в нашей стране можно лишь с помощью демонстраций? Зачем тогда закон?
Директор Института эпидемиологии и инфекционных болезней Виктор Мариевский прокомментировал ситуацию так:
— Важно внести ясность: это научно-исследовательский институт, а не больница, куда госпитализируют пациентов при первой необходимости. Здесь находятся тяжелые больные, во время лечения которых врачи фиксируют свои наблюдения, выполняя научно-исследовательскую работу. В каждом отделении нашей больницы всего по 30 коек. В процентном соотношении ко всем больным в Украине — это ничто. Так что раздувать из-за этого скандал на всю страну нет никакого смысла. Более того, отделения не закрывают — их переводят. Сейчас мы на время прекратили госпитализацию. А врачам специально дали две недели, чтобы за это время они успели долечить тех, кто находится в больнице.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что президент Национальной академии медицинских наук Андрей Сердюк сообщил: приказ о прекращении госпитализации больных в клинику Института эпидемиологии и инфекционных болезней отменен, и больных будут принимать на лечение в прежнем режиме.
3001Читайте нас в Facebook