«Я поняла, что если быстро разобью рыбацкую лунку, то успею схватить за капюшон ребенка, которого течение утащило под лед»
О семействе Кириловых, спасших 11- и 12-летнюю девочек, жители Первомайска узнали из местных газет.
— Мы живем на берегу Южного Буга, — рассказывает «ФАКТАМ» 42-летний Вадим Кирилов. — Сразу за нашим огородом — река, со двора ее видно, будто на ладони. И вот, помню, в воскресенье вышел во двор покурить, посмотрел на речку: показалось, будто пластиковые бутылки качаются на мартовской волне. «Дети мусора набросали в воду», — решил. Но в следующее мгновение понял, что никакие не бутылки! Это детские головки уходят в воду и выныривают обратно. От ужаса будто мороз по спине пробежал.
«Когда Таиру вытащили на берег, она не дышала»
— Я как раз стирку затеяла, — восстанавливает подробности того воскресного дня жена Вадима Ирина Кирилова. — Вдруг муж в хату забегает, сбрасывает тапочки, хватает валенки и, на ходу обувая их, кричит: «Iра, там якiсь малi топляться!» Он в дверь, я следом. Смотрю, Вадик хватает палку, подвернувшуюся под руку, и думаю: разве такой палкой кого-то спасешь? Замечаю грабли у сарая: это как раз то, что надо! Хорошо еще, ночью небольшой морозец ударил, а то огород так развезло, что мы бы в нем увязли и детей не успели бы спасти.
*За мужественный поступок Вадим Кирилов и его дочь Инна представлены к участию во всеукраинской акции «Герой-спасатель года». Фото предоставлено ГУМЧС в Николаевской области
— Услышав шум в доме, я вышла из своей комнаты, где кормила трехлетнего сына, — вспоминает 25-летняя Инна, дочь Кириловых. — Спрашиваю у сестры Лены: «Что стряслось?» Та в ответ: «Все на речку побежали, кто-то тонет». Выскакиваю, мама с огорода команду мне дает: «Ищи лестницу! Без нее мы ничего не сделаем».
Пока Инна принесла лестницу, Вадим уже достал из воды старшую девочку.
— Позже нам стало известно, что 12-летняя Лена и 11-летняя Таира, две сестрички, ничего никому не сказав, отправились на речку, — продолжает Ирина. — Родителям они сообщили, что идут кататься на качелях. Мы девочек этих раньше не видели, хотя они живут минутах в 15 ходьбы от нас. Весенняя река так манит детей, что трудно побороть искушение, хоть тысячу запретов поставь. Сестрички прошли по подтаявшей речке метров 10-12 — и тут под ногами у младшей лед провалился. Таира пошла под воду. Сообразив, что за взрослыми сбегать не успеет, Лена решила самостоятельно спасать сестру. О том, что Таира может утянуть ее за собой на дно, она, конечно, не подумала.
— Старшая сестричка, вцепившись одной рукой в кромку льда, а второй шлепая по воде, ждала помощи, — рассказывает Вадим. — Руки у ребенка посинели, казалось, еще секунда, и сиреневую курточку поглотит вода. Девочка заметила меня, и это придало ей силы. Я подал палку, схватила крепко. Тащу потихоньку и думаю: главное, чтобы не отпустила, не сорвалась. Когда она уже была на расстоянии вытянутой руки — раз и достал. Посмотрел, где вторая девочка, и сердце защемило — ее течением понесло туда, где лед тонкий, как бумага, человека не выдержит. Как раз в этот момент прибежала с лестницей дочка Инна. Взгляд у нее был такой, что я не сомневался: невзирая на риск, она сейчас бросится к утопающей.
— Я положила лестницу на лед, — подхватывает Инна, — шла босыми ногами по ледяной воде, потом поползла, но вот досада — лестница закончилась, а до девочки еще метра три. Родители помочь не могут — под их весом лед моментально треснет. И у меня уже нет времени, чтобы отступить и подвинуть лестницу. Легла на лед и поползла. Сзади, слышу, мама чуть не в истерике заходится, сбоку отец кричит: «Смотри, сама не утони!» Но как-то не испытывала страха и не думала о том, что могу провалиться. Я ее уже видела, девочку в красной курточке, — полностью подо льдом, головой вниз. Как достать? Заприметив небольшую рыбацкую луночку, поняла, что если быстро-быстро ее разбить, то можно успеть схватить ребенка за капюшон. В эту секунду ко мне «подъехали» грабли, посланные мамой с берега, я давай ими колотить по льду. Не получается. Тогда скорей рвать лед руками! Если боль и была, я ее не чувствовала. Наконец, лунка раскрошилась, хватаю девочку за куртку, резко дергаю к себе и чувствую — она настолько тяжелая, что не смогу достать. Пробую потянуть за руку. «Мам, не могу! Не получается», — кричу. Ищу другую маленькую руку — та синяя и холоднее льда. Почему-то замечаю, что ноготки у девочки розового цвета. «Значит, жива», — промелькнула мысль. Голова ребенка опять в речке, у меня сердце разрывается — и так воды наглоталась, приходится еще добавлять. Наконец удалось вытащить. Девочка не дышала. Даже не помню, как тянула ее к берегу. А тут новое неожиданное препятствие: развязавшиеся на детских сапожках шнурки зацепились за лестницу. Дергаю, но результата никакого. Вот тут нервы у меня сдали, едва не расплакалась.
— Муж принял девочку, взялся делать искусственное дыхание, а я кричу на всю речку! — признается Ирина. — От шока, наверное.
Искусственное дыхание маленькой Таире Кириловы делали все втроем, по очереди.
— Воды из ребенка вышло много, а дышать малышка не начинает, — Ирина и сейчас волнуется, вспоминая об этом. — Может, думаю, мы что-то неправильно делаем? И реву! Неужели не откачаем? Господи, помоги нам! Наконец девочка выдохнула, но вдохнуть еще какое-то время не могла.
Дома у Кириловых осталась только младшая дочь Лена с детворой. Когда все побежали к речке, 23-летняя девушка позвонила на станцию скорой помощи. «МЧС вызвали?» — поинтересовался диспетчер у нее, услышав, что в беду попали дети. «Не надо МЧС, там уже все наши, сами достанут», — уверенно ответила Лена.
— Спасатели и медики подъехали одновременно, — рассказывает Ирина. — Старшую девочку посадили в кабину пожарной машины, укутали, а она все время повторяла: «Спасите мою сестричку!» Младшей с ходу занялись врачи. «Дыши, детка, дыши!» — заклинала я ее, бегая вокруг.
«Самое удивительное, что из-за стресса я совсем не запомнила спасенных нами детей»
— Когда девочек увезли, — говорит Инна, — мы отправились домой. Мокрая одежда стоит на мне колом, а я холода не чувствую. Пришла на кухню, села — сил переодеться уже нет. Родные давай помогать, греть чай, парить ноги. Меня трясет, но не от холода, а от волнения. «Что там, дети живые?» — спрашивает сестра. Это и меня интересовало больше всего. Минут через 15 принялась звонить в больницу: что с девочками? «Маленькая еще без сознания, но уже дышит, — ответили. — Она пока в реанимации. Со старшей все в порядке». Только после этого напряжение стало уходить. Правда, руки тряслись до самой ночи. Самое удивительное, что совсем не запомнила спасенных нами детей. Наверное, встречу на улице, даже не узнаю. Все из-за стресса.
«Водные процедуры» для Инны не прошли бесследно. Спустя неделю, 19 марта, ей еще нездоровилось — сухой кашель, боль в горле… А вот сестрички Леночка и Таира в этот день уже обе отправились в школу — старшая в шестой класс, а младшая в пятый.
— Я так благодарна всем Кириловым! — говорит 38-летняя Наталья, мама спасенных детей. — Ведь мои девочки были на волосок от смерти! Когда они еще находились в больнице, туда приходили журналисты, но я не разрешала снимать Леночку и Таиру. Была в таком шоке, что даже не сообразила воспользоваться случаем и сказать спасибо людям, которые рисковали жизнью ради дочек. Теперь, когда немного пришла в себя, хочу передать Кириловым самые теплые, сердечные слова. Если им будет нужна любая помощь, двери нашего дома, как и наши сердца, открыты. Дочки вроде уже большие и отлично знают, что на речку ходить без взрослых нельзя. Что на них нашло?! Сами объяснить не могут. Пусть эта история, едва не закончившаяся трагически, станет уроком другим семьям. С детей глаз нельзя сводить, чтобы они не отправились на опасный лед.
— Вадим и Инна Кириловы, которые спасли двух детей, за мужество представлены к участию во всеукраинской акции «Герой-спасатель года», — сказала «ФАКТАМ» Светлана Водолага, начальник Центра по связям с общественностью Николаевского областного управления МЧС.
Инна уже сейчас стала знаменитостью в Первомайске — ее на улицах узнают. А трехлетнему сынишке женщины Валику, который даже не понимает толком, что произошло недавно на речке, соседствующей с их хатой, невдомек, почему маму почти каждый день показывают по телевизору. «Я тоже хочу туда», — тычет малыш пальчиком в экран.
— Не приведи Бог, чтобы с тобой такое когда-нибудь случилось, — обнимает Инна ребенка…
896Читайте нас в Facebook