Ситуацию, в которую попал Анатолий Бащеванжи, можно было бы назвать анекдотичной, если бы она не лишила его средств к существованию. Так получилось, что неизвестного усопшего приняли за Анатолия Васильевича, после чего эти сведения попали во все учреждения. Четвертый месяц мужчина вынужден существовать без пенсии, которую ему, как «умершему», не выплачивают.
«Как это так, человека все видят — а дело ни с места?»
Микрорайон Бердянска Лиски расположен между нагорной частью города и берегом Азовского моря. На улице Подгорной стоит крепкий дом, где живут супруги Криворучко, и времянка, где на пару с отцом-инвалидом Ирины Криворучко квартирует одинокий пенсионер Анатолий Бащеванжи. Накануне Нового года, узнав, что их жилец не получает пенсию, Ирина Леонидовна с мужем взялись помогать пенсионеру, ведь тот не отличается пробивным характером.
Хозяйка дома приглашает квартиранта на улицу. Выходит мужчина в скромной, но опрятной одежде. О своей беде рассказывает спокойно, извиняясь за доставленные всем хлопоты. Видно, что этому человеку привычнее уступить, чем потребовать свое…
— 18-го числа у меня пенсия, но из-за задержек я обычно иду получать ее 20-го, — говорит Анатолий Бащеванжи. — В декабре прошлого года пришел в банк. Мне сказали: «Нет денег». 26 декабря — та же история. Пошел за выяснением в Пенсионный фонд, а там говорят: «Вы — покойник, вас похоронили 26 ноября». Девушку, которая так мне ответила, я запомнил — худенькая, маленькая и злая. Она ведь видела у меня на руках паспорт, но сказала, что восстановят в живых только по решению суда. Хотя бы объяснила, что и как, а то просто: «Идите подавайте заявление в суд!»
И началась круговерть. Из Пенсионного фонда меня отправили в рагс, но там со мною разговаривать не захотели. Обращался в милицию. Потом был в суде. В прокуратуру ходил 20 февраля, там со всех документов сняли копии и сказали ждать. Затем пошел к адвокату, которому надо было отдать 107 гривен. Пришлось занимать деньги. А когда получу пенсию, до сих пор не известно…
— До чего чиновники доводят людей! — возмущается сосед Василий Михайлович, ветеран Великой Отечественной войны. — Как это так, человек живой, все видят, все подтверждают — и дело ни с места? Бюрократы содержатся на наши деньги, почему они не решили этот вопрос вне очереди? Уже четыре месяца человек пытается доказать, что он живой и ему положена пенсия!
— Когда иду по городу, меня люди узнают: «А, это тот «покойник», — горько шутит Анатолий Васильевич. — В последний раз получил свои 764 гривни в ноябре. Все запасы денег закончились. Теперь весь в долгах: Михалычу 430 гривен должен, другому соседу — 270, на рынке — 100 гривен, еще 500 гривен одалживал… К тому же вроде бы полтыщи надо будет заплатить в суд. Слава Богу, товарищи поддерживают. А то уже думал, лучше б и не жить, пускай бы похоронили.
— Почему вы оказались без жилья, Анатолий Васильевич?
— Была у меня в Бердянске треть дома. Но сильно болел двоюродный брат, надо было ему помогать — родных никого у нас нет. Мы договорились, что я продам свое жилье и перееду к нему в село в соседний район: рядом с его хибаркой-развалюхой и мне нашли времяночку. Продал часть дома за 500 долларов (это было в 2000 году), приехал, а те, с кем мы договаривались, нам отказали. Надо было купить уголь, питаться, так деньги и разлетелись… Брат умер, а я остался на улице.
— Сюда как попали?
— Семья Криворучко знала меня давно, я жил недалеко отсюда. У отца Иры нет ноги, я помогаю ему коляску закатить-выкатить. Его жена умерла два года назад, после этого я к нему и переехал.
Перед переездом к добрым людям Анатолий Васильевич два года был не только без дома, но и без пенсии. В свое время он работал на механическом и кабельном заводах. После того как предприятия распались, трудился у частников, поэтому в 60 лет на «заслуженный отдых» провожать его было некому.
— Когда стал оформлять пенсию, меня начали гонять из Пенсионного фонда на заводы — чтобы подтвердить стаж. Но никаких контор уже не было, — говорит Анатолий Васильевич.
— Хорошо, что у него остались паспорт и трудовая книжка, а пенсионное удостоверение мы уже помогали ему выправить, — объясняет Ирина Криворучко. — У него нормальный стаж, он всю жизнь проработал. Я даже в архивах пыталась найти все его места работы, чтобы больше пенсию начислили. И Анатолий таки стал получать пенсию. Купил себе одежду, ходит аккуратный, чистый, не пропивает деньги. Но вот уже четыре месяца пенсии у него нет.
Вчера мой муж пытался выяснить, на какой день назначен суд, но толком узнать ничего не удалось. В одной организации даже ответили: «Кто он вам такой, зачем вам эта головная боль. Он умер!» Я не выдержала: «По бумажке он умер, но я каждый день вижу его живым».
«Нас спрашивали: «Вы зачем хлопочете о пенсии соседа? Его деньги хотите забрать?»
— Ксерокопию свидетельства о смерти с горем пополам удалось получить в феврале, и то в исполкоме мне сказали, что за нее нужно заплатить 900 гривен, — присоединяется к разговору Владимир Криворучко. — В конце концов отдали бесплатно. Подобное равнодушие у нас сплошь и рядом: все вроде бы работают для людей, а отдельно взятый человек никому не нужен. Был я и у заместителя городского головы. Он давай допытываться: «Вам зачем нужно, чтобы этот человек получал пенсию? Хотите забрать его деньги?»
В итоге супруги Криворучко обратились в местные СМИ. Теперь уже журналисты прошли по кабинетам руководителей организаций и получили заверение председателя горрайонного суда Сергея Мороки, что недоразумение будет исправлено.
*Анатолий Бащеванжи (в центре) с Ириной и Владимиром Криворучко, которые взялись помочь пенсионеру. «По бумажке Анатолий умер, но мы каждый день видим его живым, пытаемся уговорить чиновников поскорее решить вопрос», — возмущаются супруги
О том, как произошла ошибка, «ФАКТАМ» рассказал руководитель пресс-службы горотдела милиции Игорь Горецкий:
— 26 октября 2011 года в дежурную часть поступило сообщение о том, что в лесопосадке возле улицы Кабельщиков обнаружен труп неизвестного мужчины лет пятидесяти. Экспертиза показала, что смерть наступила в результате острой сердечной недостаточности, алкогольной кардиомиопатии. В год по нашему горотделу проходит около полусотни таких неопознанных трупов. И мы всегда проверяем, кому выгодна смерть человека. Работники милиции обратились к жителям города. Один из опрошенных опознал на фотографии мужчину. По его словам, звали его Анатолий, проживал в районе Лиски и ходил с женщиной по имени Наталья. Найденная милиционерами Наталья Дмитриевна объяснила, что живет за счет того, что собирает и сдает стеклотару и металл, и общается с людьми без определенного места жительства в том районе, где было найдено тело. По фотографиям и одежде она опознала бывшего сожителя Анатолия Бащеванжи. При исполкоме есть территориальный центр «Забота» для такого контингента людей, где им помогают с питанием, одеждой, восстановлением документов. Там нам сказали, что Бащеванжи в списке есть, но не появляется очень давно. Поверьте, работа велась не формально! И для нас это вопиющий факт, который станет уроком. Но «вернуть к жизни» ошибочно признанного мертвым может только суд.
— Этот случай сейчас у всех на слуху! — уверяет председатель горрайонного суда Сергей Морока. — В ситуации виноват человеческий фактор. Заявление Анатолия Бащеванжи зарегистрировано, заседание назначено на 29 марта — судья нашла свободное окошко в графике дел, которые заранее расписываются на месяц-полтора. Кроме того, требовался двухнедельный срок, чтобы получить ответы на наши запросы из рагса и судебно-медицинской экспертизы по факту выдачи свидетельства о смерти. 29 марта будут рассматривать вопрос о внесении изменений в актовую запись о смерти. Решение суда будет основанием для того, чтобы мужчина получил новый паспорт, прописался в территориальном центре «Забота», а после этого был восстановлен и в Пенсионном фонде. Через 10 дней решение вступит в законную силу. Пенсионера направим в рагс, где внесут изменения в актовую запись. С этой записью и справкой рагса его будут ждать в паспортном столе, центре «Забота» и Пенсионном фонде. Я со всеми пообщался, люди ситуацию понимают. Может быть, к Пасхе все уладится.
— Когда Анатолий Бащеванжи получит все документы, — говорит заместитель начальника управления Пенсионного фонда в Бердянске Лариса Скрипчук, — он должен прийти ко мне, и мы решим все вопросы. Если он обратится к нам до 20 апреля, то пенсию получит в мае. Если же позже, то выплаты возобновятся только в июне.
— А нельзя ли в порядке исключения ускорить процесс?
— Он же сам долго не обращался в суд! Хотя при первом же обращении в Пенсионный фонд ему сказали, что нужно решение суда, другого варианта нет. А что девочка-сотрудница ответила невежливо, такого не может быть. Просто каждый человек воспринимает информацию по-своему, и его, наверное, обидело сообщение о том, что он признан мертвым…
Стоит сказать, что для Анатолия Бащеванжи 15 апреля не только великий христианский праздник. В этом году Воскресение Христово совпадает с днем рождения мужчины. Какой подарок преподнесет ему судьба? Возврат пенсионных денег или очередные долги?
P.S. Когда материал готовился к печати, состоялся суд, на котором Анатолий Бащеванжи наконец-то был признан живым.
Фото автора
1229Читайте нас в Facebook