Стоимость литра бензина на заправках должна снизиться еще на 70 копеек, а дизельного топлива — на 60 копеек
Огромные долги маленькой Греции стали катализатором глобальных экономических событий. Возможный дефолт и выход этой страны из еврозоны грозят обострением финансовых проблем в других европейских странах, также набравших многомиллиардные займы. Доверие инвесторов к европейской экономике тает, а вслед за ним падают курс евро и котировки крупнейших компаний на мировых биржах.
В последнее время ситуация в Европе начинает негативно влиять на весь мир. Парадокс, но опасения по поводу нового мирового экономического кризиса имеют и свою положительную сторону. Понимая, что в условиях кризиса развитие экономики замедлится, а покупательская способность населения упадет, финансисты уже не столь рьяно вкладывают деньги в сырье, прежде всего в нефть. Это привело к тому, что цена черного золота на мировом рынке начала снижаться. С марта по июнь нефть марки Brent подешевела со 122-125 долларов до уровня ниже 100 долларов за баррель (нефтяной баррель равен 159 литрам). Казалось бы, пропорционально должны снизиться и цены на украинских автозаправочных станциях. Ведь курс гривни по отношению к доллару остается практически неизменным. К сожалению, отечественные нефтетрейдеры традиционно не спешат уменьшать цены.
Нефтяные компании намеренно прикрываются фактором «нераспроданных запасов», чтобы до последнего сопротивляться снижению цен
В Экспертно-аналитической группе по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли при Кабмине считают такую ситуацию недопустимой. С начала мая средние европейские котировки бензина А-95 снизились на 14,9 процента, дизельного топлива — на 11 процентов, отмечают в секретариате группы. Однако в Украине средняя стоимость 95-го бензина уменьшилась лишь на 1,5 процента, а солярки — на 4,4 процента! Кивать в сторону производителей — нефтеперерабатывающих предприятий — не приходится: Украина наводнена импортными нефтепродуктами. Так в чем же тогда причина?
Независимые эксперты частично оправдывают столь «странное» поведение бизнесменов необходимостью дораспродать накопленные ранее запасы топлива.
— Рынок реагирует на изменение трендов с задержкой в три-четыре недели, — поясняет заместитель директора по научной части НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
— Экономическая цепочка «заказ нефти — факт покупки нефти — переработка — поступление бензина на АЗС» действует с большим временным лагом (задержкой), — говорит эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. — И проходит как минимум месяц, пока цена начнет по-настоящему реагировать на изменение сырьевой конъюнктуры, а удешевление топлива станет ощутимым.
Тем не менее многие специалисты признают: наши нефтяные компании намеренно прикрываются фактором «нераспроданных запасов», чтобы до последнего сопротивляться снижению цен.
— Это у них такое любимое «развлечение» — делать вид, что нефть не дешевеет, — отмечает Юрий Корольчук.
Такого же мнения придерживаются и в Экспертно-аналитической группе. В ее секретариате считают, что отечественные нефтетрейдеры откровенно лукавят, жалуясь, дескать, снизив цены, придется работать себе в убыток. Финансовые отчеты свидетельствуют: май для нефтяных компаний был более чем прибыльным месяцем. В среднем на тонне топлива бизнесмены зарабатывали 222 доллара! В июне доходы нефтетрейдеров еще выше — 284 доллара на тонне. О какой работе «в минус» здесь можно говорить? Скорее, речь идет о нежелании терять сверхприбыль. Ведь на носу сезон отпусков, когда спрос на топливо традиционно увеличивается. Но такое сознательное завышение цен больно бьет не только по кошельку автомобилистов, но и по экономике страны в целом.
Стоит, однако, отметить, что на прошлой неделе у нефтетрейдеров появилась еще одна зацепка для оправдания своих действий. В Украине вступил в силу закон о плавающей ставке акциза на нефтепродукты. Если цена на нефть растет к своим пиковым значениям, акциз снижается. Падает — акциз возвращается к прежним позициям. Тем самым сглаживаются ценовые колебания, на которых так любят играть нефтяные компании. Впрочем, в Экспертно-аналитической группе уверены: вступление в силу закона (несмотря на негативные заявления ряда трейдеров) не повлечет за собой увеличение цены нефтепродуктов на украинском рынке. Во-первых, темпы снижения стоимости бензина и дизтоплива в Украине значительно отстают от темпов снижения цен на нефть на мировых торговых площадках и темпов снижения цен на нефтепродукты в Европе. Кроме того, сегодняшний уровень маржи (торговой наценки) у нефтяных компаний позволит им пережить определенное увеличение налоговой нагрузки без того, чтобы это каким-то образом сказалось на конечном покупателе.
«Если нефть не подорожает, 95-й бензин будет стоить 10,5 гривни за литр, дизтопливо — менее 9,5 гривни за литр»
Поведением нефтетрейдеров уже заинтересовались в Антимонопольном комитете Украины. По мнению его представителей, «сегодня отсутствуют объективные экономические основания для удержания цен на существующем уровне». В конце мая Антимонопольный комитет рекомендовал участникам рынка нефтепродуктов снизить цены на бензин А-95 «до уровня, который существовал бы в условиях значительной конкуренции на рынке».
К ответу призывают бизнесменов и в Экспертно-аналитической группе.
— Снижение цен на украинском рынке нефтепродуктов должно быть более стремительным и динамичным, чем оно есть сейчас, учитывая тенденции к уменьшению цен на нефтепродукты на европейских биржах, высокую долю импортных нефтепродуктов и наличие большого запаса топлива на отечественном рынке, — заявляют в секретариате группы.
Экспертно-аналитическая группа будет рекомендовать ее участникам снизить цену бензина А-95 на 70 копеек за литр, а дизельного топлива — на 60 копеек за литр. По мнению экспертов, жесткая реакция со стороны правительства уже в ближайшее время вынудит сети АЗС уступить. В результате цены вернутся к уровню, существовавшему до весеннего подорожания.
— Если нынешняя стоимость нефти продержится до середины июня, можно ожидать снижения цен в рознице до уровня начала года: 10,5 гривни за литр 95-го бензина и менее 9,5 гривни за литр дизтоплива, — заявил директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн.
Экспертно-аналитическая группа была сформирована в результате подписания Меморандума между Кабинетом министров Украины и участниками рынка нефтепродуктов с целью оперативной отработки вопросов развития рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли. Участниками группы являются высшие руководители профильных органов власти, руководители компаний — участников топливного рынка и эксперты.
595Читайте нас в Facebook