В киевском развлекательном центре «Тропикал парк» опять нашли нарушения
— Да я в Украине никогда в жизни не села бы ни в один аттракцион! — твердо заявила киевлянка Мария Перова, побывавшая во многих значительных развлекательных парках мира. — Мне есть с чем сравнивать, потому что я каталась на самых жутких, леденящих кровь аттракционах одного из крупнейших в мире «Европа-парка» в Германии, в американском парке Уолта Диснея во Флориде, в легендарном французском Диснейленде и в норвежских молодежных парках. Кстати, в Скандинавии в любом захолустном городке есть основательный парк экстремальных аттракционов для подростков. И это продуманная политика государства — чтобы молодежь не скучала с банкой пива в подворотне, а «спускала пары» на качелях и железных горках.
Такие сложные конструкции могут надежно работать только при условии жесткой скрупулезности и пунктуальности. Вот тогда можно не опасаться за свою жизнь и здоровье, зная, что все подшипники на установке вовремя смазаны, гаечки подкручены, зазоры выверены до миллиметра, а скорость падения (например, подвесной лодки с
А как обстоят дела с аттракционами у нас в Украине? К открытию весенне-летнего сезона их безопасность проверял Госгорпромнадзор. Тогда в стране насчитали полтысячи опасных качелей-каруселей. Только в Киеве по результатам плановой проверки были опломбированы почти полтора десятка аттракционов. Но далеко не все их хозяева поспешили исправить недочеты, продолжая работать. После этого со своей проверкой по развлекательным парками и центрам прошлись специалисты столичной прокуратуры.
За безопасную эксплуатацию аттракционов отвечают их владельцы
Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины по состоянию на 18 июня запретила эксплуатацию 340 аттракционов по всей стране как не соответствующих нормативным требованиям и создающих угрозу жизни посетителей. Об этом сообщил заместитель председателя Госгорпромнадзора Степан Дунас, добавив, что всего было проверено 920 аттракционов. По его словам, к ответственности за такие нарушения привлечено 179 должностных лиц. По данным чиновника, в Украине работают порядка
— Контролировать безопасность аттракционов должны несколько организаций: Госгорпромнадзор проверяет техническое состояние, Гостехногенбезопасность — надежность электрики и, соответственно, пожарную безопасность, а органы санэпиднадзора выдают санитарные разрешения, — рассказала начальник отдела защиты прав и свобод детей Киевской городской прокуратуры Олеся Волошина. — Если аттракцион работает, значит, должно быть разрешение на его эксплуатацию и документ о пройденном техосмотре. А для передвижных аттракционов техосмотры следует проводить при каждом новом монтировании.
По словам Олеси Волошиной, отсутствие разрешения на эксплуатацию говорит о том, что никто из специалистов качели-карусели не проверял. Если аттракцион проржавевший, с облупленной краской или в его конструкциях есть трещины, лучше держаться от него подальше: возможно, он давно списан и привезен из-за границы. Все-таки перед проверкой аттракционы обычно стараются привести в порядок, хоть немного подкрасить, освежить.
В территориальном (по Киеву и Киевской области) управлении Госгорпромнадзора Украины нам сообщили, что во время традиционной ежегодной проверки, которая проводилась в апреле- мае, в столице проинспектировали свыше 120 аттракционов, 50 из которых — повышенной опасности. По результатам проверки была запрещена эксплуатация 14 аттракционов, способных создать угрозу жизни посетителей и обслуживающего персонала.
Так, в Голосеевском парке культуры и отдыха имени Рыльского опломбировали три аттракциона: «Цепочную карусель», «Детскую железную дорогу» и «Гусеницу» — из-за отсутствия проекта их размещения и допуска к эксплуатации после демонтажа и установки на новом месте. В парке «Нивки» временно закрыли семь аттракционов: «Веселые горки», «Березку», «Вращающиеся качели», «Сюрприз», «Солнышко», «Ветерок» и «Ромашку» — из-за отсутствия техосмотра перед началом сезона и разрешения на эксплуатацию. В развлекательном центре «Тропикал парк» на улице Фрунзе — два: «Прыгающую жабу», «Мини-Джет» — из-за отсутствия проекта размещения и разрешения на эксплуатацию. В Парке имени воинов-интернационалистов не имела проекта размещения, а также не соответствовала требованиям безопасности «Цепочная карусель». И установленный на бульваре Перова возле ТРЦ «Квадрат» аттракцион «Осьминог» тоже пришлось опломбировать из-за отсутствия проекта размещения и разрешения на эксплуатацию.
За допущенные нарушения оштрафованы восемь человек. В столичном Госгорпромнадзоре подчеркнули, что за безопасную эксплуатацию аттракционов отвечают их владельцы или уполномоченные ими лица. А инспекторы Госгорпромнадзора во время плановых проверок выясняют наличие проекта размещения аттракциона в конкретном месте, разрешения и акта допуска к эксплуатации, паспортов и инструкций по эксплуатации и записи в паспорте о проведении техосмотра.
Оплачивая 15 минут пребывания на батуте, посетитель, как правило, ни билета, ни чека на руки не получает
Именно в ходе проверок выясняется, назначены ли ответственные за безопасную эксплуатацию аттракционов и их содержание в исправном состоянии, прошел ли обучение персонал (слесари-ремонтники, операторы, контролеры, электрики). Инспекторы проверяют наличие вокруг аттракциона ограды определенной высоты. Стационарные аттракционы должны ежегодно проходить техосмотр. Кстати, отработавшие более
Однако для надувных горок, водных аттракционов, лабиринтов и комнат смеха не нужны ни техосмотры, ни разрешения. Ответственность за безопасную эксплуатацию таких аттракционов несет только его владелец.
Поскольку надувные горки и модные подвесные веревочные парки типа «лазалки» (где канаты, веревочные лестницы и различные дощечки прикреплены к деревьям, а в помещении — натянуты на столбы) признаны неопасными, то их, по сути, никто не контролирует. По словам Олеси Волошиной, проблема в том, что до сих пор не разработаны нормативные документы и требования к безопасности таких развлечений. Некому проверить, надежно ли закреплены все эти веревки, на какую высоту можно подниматься детям, из какого дерева и какой толщины сделаны дощечки, насколько прочны крепления и карабины. Поэтому, отправляясь на такую «лазалку», следует помнить, что вся ответственность за безопасность посетителей лежит номинально на владельцах аттракциона, а фактически — на нас самих.
Такая же ситуация сложилась и с надувными аттракционами. Напомним, в июне 2008 года в одном из парков Дарницкого района столицы опрокинулся
В этом году в Соломенском районе внимание прокуратуры привлекли надувные батуты в парках «Отрадный», «Орлятко» и имени Островского. Прежде всего бросилась в глаза так называемая электрощитовая батута в «Отрадном»: к сети насос для горки подключается через обыкновенный удлинитель. О какой пожарной безопасности в этом случае можно говорить? Любой любопытный ребенок может легко залезть в такую щитовую. Да и об нее элементарно можно споткнуться. Поэтому прокуратура отправила представление Гостехногенбезопасности, чтобы чиновники дали себе труд заставить хозяев батутов устранить нарушения.
Специалисты уже много лет твердят о необходимости разработки норматива по технике безопасности для этого аттракциона, но... ответственность за деток, прыгающих на таких батутах, по-прежнему лежит на родителях. Потому что в случае беды спросить будет не с кого. Если в магазине покупателю выдают чек, то оплачивая 15 минут пребывания на батуте, мы, как правило, передаем деньги из рук в руки пареньку, который сидит тут же на стульчике. Ни билета, ни чека посетитель не получает. И как потом доказать, что вам была оказана некачественная услуга? Кому предъявлять претензии? С юридической точки зрения вопрос риторический.
Многим владельцам передвижных парков выгодно оставаться невидимыми для контролирующих органов
Редким посетителям, пожелавшим ознакомиться с разрешительной документацией, владельцы показывают ее крайне неохотно. Хотя по закону о защите прав потребителя они обязаны оформить Уголок потребителя с информацией о субъекте хозяйствования. Так что, выбирая для ребенка парк отдыха, обратите внимание на наличие такой информации.
— Если разрешение, полученное три года назад, висит под пыльным стеклом, возникают большие сомнения в том, что оно все еще действительно, — говорит Олеся Волошина. — И вряд ли вам удастся прочитать на обратной стороне этого документа перечень аттракционов, получивших «добро» на эксплуатацию.
Почему же некоторые парки развлечений преспокойно работают, не имея вообще никаких разрешительных документов?
— Поскольку в стране нет единого реестра аттракционов, Госгорпромнадзор не всегда знает о существовании того или иного аттракциона, — подчеркивает Олеся Волошина. — Хотя о появлении нового развлекательного парка или луна-парка контролирующим органам должна сообщать районная администрация. Для того, чтобы они включили его в свой план проверок.
Но, видимо, сообщают не обо всех и не всегда. В крупных парках, где аттракционы стоят десятилетиями, их проверяют регулярно. А вот торговые комплексы часто оказываются вне поля зрения. Тот же «Тропикал парк» попал в список плановой проверки лишь потому, что полгода назад «отличился»: один из аттракционов для маленьких детишек развалился прямо во время катания. Четверо детей пяти-шести лет упали с четырехметровой высоты. К счастью, обошлось без серьезных травм, но дети ушиблись и сильно испугались. Авария произошла, потому что планка, которая держала кресла, перетерлась и не выдержала нагрузки. Сотрудники МЧС, прибывшие на место, выяснили: никаких проверок безопасности аттракцион не проходил и разрешительных документов на работу не имеет. Детей спасло лишь то, что они были пристегнуты. После инцидента парк какое-то время не работал. А сейчас снова принимает посетителей, хотя при последней проверке прокуратуры выяснилось, что хозяева так и не получили разрешение на эксплуатацию и не провели техосмотр мини-каруселей «Дубок» и «Лошадки», аттракционов «Прыгающая жаба», «Мини-Джет» и качалок.
Хотя в столичном Госгорпромнадзоре не рассказывают о случаях, когда их специалистов не допускали на территорию с аттракционами для проверки, тем не менее такое происходит. И пока чиновники пытаются через суд получить возможность провести проверку, потенциально опасный аттракцион работает и приносит своему хозяину прибыль.
А тем временем в Киеве возле Музея воды собираются установить «Колесо обозрения». По словам заместителя главы КГГА Руслана Крамаренко, планируется возвести аттракцион диаметром 60 метров и стоимостью без малого 10 миллионов евро. Интересно, кто же будет контролировать его безопасность, если средства на постройку такой махины выделит частное лицо, не желающее пускать «на свою территорию» инспекторов с проверкой?
2531О чем следует помнить, выбирая аттракцион
- Одними из самых опасных можно считать кочующие аттракционы, потому что они часто разбираются-собираются и не всегда после этого проходят техосмотры. Подозрение вызывают и аттракционы с признаками ветхости: облупившейся краской, трещинами в железных конструкциях, выгоревшим пластиком. Настороженно стоит относиться и к аттракционам в торгово-развлекательных центрах.
- Настаивайте на том, чтобы ребенок был пристегнут ремнем безопасности. Даже если речь идет о самом безобидном паровозике для малышни. А если вы идете на аттракцион вместе с ребенком, то сами пристегивайтесь. Личный пример — лучший тренинг для ваших детей.
- Надувная горка должна быть надежно прикреплена тросами к земле, чтобы ее не опрокинуло ветром или бьющей из шланга струей воздуха. Электрощитовая горки должна быть изолирована.
- Если вы не уверены в безопасности аттракциона, стоит попросить у владельцев разрешение на эксплуатацию. В идеале его копия должна находиться в Уголке потребителя. Посмотрите, как давно выдан документ, кем и для кого. Если аттракцион стационарный, обратите внимание, совпадает ли адрес, указанный в разрешении, с местом расположения аттракциона.
Читайте нас в Facebook